Мой город Мончегорск
проект на тему

Федорова Людмила Анатольевна

У каждого человека есть Родина-край, где он родился, рос, дружил и где всё кажется, особенно родным и прекрасным....Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать Человека, любящего своих родителей, свой дом, родной город, свою страну. "Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего" - гласит народная мудрость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_gorod_monchegorsk-opyt_raboty.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои

Места родные, милые места.

 

М. Пляцковский.

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется, особенно прекрасным и родным … Старинная мудрость гласит «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, родной город, свою страну.

Проблема.

Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребёнка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать. Ведь каждый город уникален, он как драгоценный камень неповторим и прекрасен.

Актуальность. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у воспитанника, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и провёл много времени, где промчалось его детство, ведь именно с этим у большинства людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы не было человеку лет, он всегда помнит какие – то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они проходили. А детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать.

Тема проекта: «Мой город Мончегорск».

Тип проекта: информационный, познавательно - творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), педагоги группы.

Поводом для выбора темы проекта «Мой город Мончегорск» послужили собственные наблюдения за воспитанниками с тяжёлыми нарушениями речи, а именно, как они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, родители мало рассказывают детям о родном городе: его достопримечательностях, музеях и т.д.  Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.

Анализ анкетных данных среди родителей также показал, что родители признают необходимость целенаправленности процесса формирования гражданско-патриотического чувств у детей дошкольного возраста, но испытывают затруднения в его организации (чаще всего из-за незнания возрастных особенностей своего ребенка - считают, что заниматься формированием гражданско-патриотических  чувств ещё рано). Большинство родителей с интересом отнеслись к затронутой проблеме; считают, что усилия педагогов  дошкольного учреждения по данной теме  будут эффективны только при сотрудничестве  МДОУ и семей.

 Причина тому:

  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания   детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Разобщенность требований между семьей и детским садом.

Цель проекта: воспитание чувства патриотизма, гордости за место, где мы живём, за малую Родину у детей старшего дошкольного возраста. Установить доверительные и партнёрские отношения между детским садом и семьёй.

Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного города;
  2. Закреплять и расширять знания детей о родном городе, о памятных местах города;
  3. Познакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
  4. Развивать связную  речь, обучая составлению рассказов о городе Мончегорске, его достопримечательностях.
  5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  6. Воспитывать уважение к труду взрослых.
  7. Воспитывать любовь, гордость за город, в котором живешь.

Чтобы каждый воспитанник в ходе проекта получил необходимый запас знаний и умений, а также реализовал свой личный творческий потенциал, спрогнозировали ожидаемые результаты:  

  1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это их малая Родина, испытывают чувство гордости за свой край.
  2. Имеют знания о профессиях и значимости их труда.
  3. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности
  4. Имеют представления об исторических памятниках.
  5. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
  6. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Подробнее остановимся на решении задач по расширению представлений детей о своем городе и обучению связному рассказыванию на тему «Мой город Мончегорск».

Для этого:

  1. Организовали соответствующую предметно-пространственную развивающую среду.
  2. Провели работу по накоплению дидактического материала: речевых игр и упражнений для развития внимания, памяти, овладения навыками словоизменения и словообразования, иллюстрированного демонстрационного материала, произведений художественной литературы по теме «Мой город Мончегорск»; малых форм фольклора. 
  3. Подобрали игрушки, предметы-заменители,  атрибуты для игровой  деятельности.
  4. Провели предварительную работу: экскурсии по городу, занятия, сделали подборку фотографий на тему «Мой город Мончегорск»,  познакомились с профессиями родителей, организация выставки совместных рисунков родителей и воспитанников  на тему “Мой город”.
  5. Оформили историко – краеведческий центр нравственно – патриотического воспитания.

В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта.

Речевое развитие

В течение учебного года мы провели несколько мероприятий, посвящённых знакомству с городом, в котором живут воспитанники  (Площадь 5-ти Углов, Площадь В. И. Ленина, детской площадке в Парке КиО и др.). Были проведены беседы, организован просмотр презентаций  «Мончегорск – жемчужина Заполярья», «История. Достопримечательности» (из интернета).

  • НОД:        «Мой любимый город», «Мончегорск – моя малая Родина»,  «Лось – символ города»  

           Конкурс пословиц и поговорок: «Делу - время, потехе – час».

  • заучивание стихотворений:  Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне       трудиться», «Стихи о маме»;
  • чтение произведений художественной литературы: Чтение «Сказки о Севере»

Т.Г. Рихтер. Обсуждали прочитанный материал. На примере литературных героев у детей ормировали чувство патриотизма, любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

В организованную игровую деятельность нами были подобраны дидактические игры, в том числе и с использованием ИКТ для закрепления знаний о родном городе и развития связной речи.

  • дидактические, словесные  игры: «Географическая пирамида», «Где находится памятник» «Мой город», «Знатоки Мончегорска», «Назови имена (родных)», «Мамы всякие нужны», «Что умеет делать мама…(папа, бабушка, дедушка, старший брат и т.д.)», «Узнай профессию», «Полное – неполное имя».

Познавательное развитие


  • беседы-разговоры: «Расскажи, где ты живёшь?» Светофор – наш помощник с давних пор», «По улицам города»; «Северный край»; «Какие народы живут в нашем крае»; «Богатства родного края».  
  • Беседа – викторина: «Путешествие по городу»
  • знакомство с пословицами и поговорками о семье, дружбе, труде;
  • отгадывание загадок.

Основную работу по воспитанию любви к родному городу мы проводили вне НОД. Дети имели возможность рассмотреть в свободное время фотографии, газетные вырезки, рассказывающие о нашем городе, его улицах и применить полученные знания в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно - ролевых играх.

  • рассматривание фотографий, иллюстраций достопримечательностей города Мончегорска, его исторических мест
  • рассматривание семейных альбомов: «Дружная семья», «На прогулке», «Поездка на дачу» и др.;
  • составление и  сочинение рассказов о городе Мончегорске, его достопримечательностях: «Мой любимый город», «Город, в котором я живу»;

Физическое развитие

  • подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Огородник», «Карусель» и др..
  • Игры народов Севера.
  • Спортивные праздники, развлечения
  • пальчиковые гимнастики: «Семья»; «Есть у каждого свой дом», «Дружат в нашей группе…».

Социально – коммуникативное развитие

  • коммуникативные игры: «Назови ласково», «С днём рождения!» и др.;
  • сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу»,  «Семья» - разные варианты сюжетов.

Во время прогулок мы обращали внимание на все новое и положительное, что происходило вокруг. Не смотря на то, что воспитанники старшего возраста, им было очень интересно услышать об истории скульптуры Лося на площади 5-ти углов, сказках Севера. О том, что наш проспект Металлургов, на котором находится детский сад, раньше назывался  пр. Жданова.  И помогли нам в этом как экскурсии по родному городу: к памятнику «Первооткрыватель Монче – Тундры,  к памятнику «Лось», так и

  • В краеведческий музей города, музей «Дети войны», посещение Дома Милосердия - воспитывать заботливое отношение к пожилым людям.

 Художественно - эстетическое развитие 

Важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений играет художественное творчество. В своих работах воспитанники передавали образы         своих любимых мест в городе. Это:

  • рисование на тему: «Дом для своей семьи» «Родная сторонушка»
  • аппликация: «Дом, в котором я живу»
  • Творческая выставка детских рисунков: «Мончегорская осень»,  «Город – глазами детей», «Защитники Родины – наши деды и отцы»

Итоговым мероприятием проектной деятельности стал досуг:

  • «А я люблю места родные» - презентации «Панорамы города Мончегорска», где дети читали стихи о родном городе, наизусть рассказывали Сказки о Севере».
  • Выставка рисунков «Мончегорск - глазами детей» совместной творческой деятельности воспитанников и законных представителей воспитанников,  зрителями которой стали  педагоги, воспитанники ДОУ и родители воспитанников.  

Результатом  проделанной работы по проекту «Мой город Мончегорск» стали:

  • Создание книги-альбома «Мончегорск»
  • Создание рукотворной книги «Город, где я родился…Мончегорск».

         Таким образом, целенаправленная совместная работа педагогов группы по проекту позволила успешнее проводить коррекционно-развивающую работу по устранению речевых нарушений у воспитанников с ТНР: умение строить диалоги, обогатить словарь по теме «Мой город Мончегорск», назвать праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье, составить небольшой рассказ о городе, в котором они живут, понимают значение слова «Родина», знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

          Работа в рамках проекта помогла самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, дала возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создала благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.

 Реализация данного проекта соответствовала принципам интеграции образовательных областей и содержанием дошкольного образования в различных видах детской деятельности: познавательно – поисковой, продуктивной, исследовательской, игровой на основе деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС.

 Верим, что наша работа не пропадет зря, она поможет в дальнейшем понять ребенку, кто он, откуда, обогатит его нравственно и духовно.

Из простых ручейков океан наполняется.

А любовь к своей Родине – с родников начинается.

Литература:

  1. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
  2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008г.
  3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009г.
  4. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г. «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История города 4 класс игра "Чудесный город""

Викторина может быть использована в обобщающем уроке по истори Санкт-Петербурга....

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи:   Обра...

Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.

23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....