"Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология"
статья

Малкова Ольга Александровна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedpgogika.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология.

 «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». И. Г. Песталоцци.

Формирование интереса к познанию, воспитание патриотизма через историю родного края является важным компонентом в школьном историческом образовании.Одним из эффективных механизмов его реализации рассматривается музейная педагогика. Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX — начале XX вв., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания. В современной теории

и практике обучения выявлена роль музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

Использование музейной педагогики образовательном
процессе на данный момент во многом инициировано правительственными документами: Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства
194 Теория и практика образования в современном мире
РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

В России понятие музейной педагогики стало употребляться с1970г. Большое значение в М.п. приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. М.п. основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Музейная педагогика как технология эффективна при реализации регионального компонента и позволяет решить следующие задачи:

· Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

· Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

· Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

· Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

· Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формамотносятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формамиработы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Инновационные педагогические технологии на уроках в начальной школе.

В данной заметке рассказывается об использовании инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе....

Инновационные педагогические технологии как средство реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов....