Рабочая программа к курсу «Региональная литература» М. Н. Ходаковской ("Лукошко")
рабочая программа (2 класс)

Приходько Маргарита Сергеевна

                                                               

             Рабочая программа разработана на основании примерной программы начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений  М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, г.Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpktp_literatura_dv_2_kl.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка                                                

             Рабочая программа разработана на основании примерной программы начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений  М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, г.Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.

       В примерную и авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, перечень контрольных мероприятий, календарно-тематическое планирование, информация об использованных учебниках. Добавлены задачи и цели, в связи с изменениями в учебных планах, уставе школы и веяниями нового времени. Изменено количество  часов на работу с текстами из-за того, что в авторской программе указано примерное количество часов и разрешено автором авторской программы М. Н. Ходаковской каждому учителю самостоятельно решать, сколько времени работать с тем или иным произведением. В программу добавлены знания и умения, которые данная программа должна обеспечить учащимся в конце учебного года, т.к. в авторской программе такого не предусмотрено.

        Государственные программы не включают тематику детской дальневосточной литературы.  Концепция по народному образованию ориентирует учителей на региональный компонент содержания образования.

Требования к урокам литературы Дальнего востока остаются традиционными, меняется только содержание, которое предполагает развитие внимания  интереса к чтению книг писателей-дальневосточников и формирует представления детей о социокультуре родного края. Дальневосточная литература знакомит детей с творчеством лучших дальневосточных писателей, пополняет знания детей об истории и природе нашего родного дальневосточного края, рассказывает о жизни детей на севере Чукотки,  Охотоморском побережье, в маленьких амурских сёлах. Литературные герои дальневосточной литературы, вошедшие в повести, рассказы и сказки помогают детям задуматься, поразмышлять о том, как важно в жизни быть сильным, справедливым, внимательно относиться к людям, быть верным в дружбе, защищать слабых.

Структурно-образующий принцип программы – жанрово-тематический. В программу введены произведения разные по жанрам. Отдельный раздел хрестоматии отведен сказкам малочисленных народов Приамурья, авторским сказкам, сказкам национальных сказителей. Тексты в хрестоматии объемные, сложные по структуре, они рассчитаны на домашнее чтение и обсуждение в классе. Занятия по литературе Дальнего Востока рекомендуется проводить с использованием различных форм.

Задачи уроков :

  • выработка интереса к чтению произведений дальневосточных писателей;
  • развитие связной устной и письменной речи, творческих способностей;
  • индивидуальное развитие ребенка и его продвижение в совершенствовании навыков чтения;
  • выработка умения самостоятельно читать произведение и размышлять над ним.

Программа рассчитана на 68 ч (2 час в неделю); 1четверть-18ч.;  2 четверть-14 ч.;  3 четверть-19 ч.;  4 четверть-17ч.

Для реализации рабочей программы используются учебно- методические пособия, включающие в себя:

Программа по региональной литературе. Начальная школа- Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.

Учебник:

1.Ходаковская М. Н.  «Лукошко» 1, 2 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости»,  2008  г.

Содержание тем учебного курса

2 класс – 68 ч (2 час в неделю)

«Живи сказка» -21ч.

В Шульжик «Над Амуром чайка-птица; П. Комаров. Старые сказки. Стихи;Удэгейская сказка. «Два охотника»;Нивхская сказка. «Почему у бурундука на спине полоски»; Негидальская сказка. «Мальчик и тигр»; Нанайские сказки. «Как белка с бурундуком дружить перестали»; Чунер Таксами. «Ленивая навага (по мотивам нивхских народных сказок);Эльвира Кириченко «Сказки дремучей тайги»; Евгений Наумов. «Сказки северного сияния»; Дмитрий Нагишкин «Амурские сказки»; Александр Лепетухин. «Хехцирские сказки»; Вячеслав Сукачев «Карысь»;Петр Комаров «Старые сказки»;

«Моя малая родина» -27ч.

Б. Копалыгин «Письмо к сыну»; А. Максимов «Как я жил в тайге»; В. Шульжик «Лесной пожар»; Е. Кохан «Солнышко забыло»; В. Арсеньев «Страшный зверь»; В. Шульжик «Вокруг острова на «букваре»; О. Кузнецов «Лопухи»; В. Ушаков «Месяц»; В. Щербак  «Приключения змеи»; В. Рябов «Домик детства»; В. Захаров «Волшебный лес»; Б. Копалыгин «Кто нашел радугу?»;П. Комаров «Медвежий угол»;

«Живое вокруг нас» -13ч.

В. Арсеньев «Рассказ зверолова»; В. Коржиков «Полосатые внуки»; Т. Чинарёва  «Деревня сверчка Питирима»; Б.Алёнкин «Яшка»; В. Захаров «Рябчик»; П. Комаров «Теремок»;

«Детям о детях» -7ч.

Е. Кохан «Детство, опалённое войной» (маленькая повесть); Б. Алёнкин «Воробышек»; Н. Наволочкин «Двое»; В. Шульжик «Стукофон», «Зимние каникулы».

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
  • воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
  • выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  • излагать личное мнение о литературном произведении;
  • организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
  • основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

                                               Календарно – тематическое планирование

Дата по

плану

Дата

фактич.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

                                                    Живи, сказка

1

Вводный урок. Обращение автора. В Шульжик «Над Амуром чайка-птица.

1

ВУ

2

Удэгейская сказка. «Два охотника».

1

НТ

3

Нивхская сказка. «Почему у бурундука на спине полоски».

1

НТ

4

Негидальская сказка. «Мальчик и тигр».

1

НТ

5

Нанайские сказки. «Как белка с бурундуком дружить перестали».

1

НТ

6

Чунер Таксами. «Ленивая навага (по мотивам нивхских

народных сказок).

1

НТ

7

Чунер Таксами. «Как собака себе друга искала

1

НТ

8

Э.Кириченко «Тигр и тигрёнок-полосатик», «Ласка-непоседа»

1

НТ

9

Э.Кириченко «Как барсук хотел увидеть солнце», «харза-плясунья»

1

НТ

10

Е.Наумов «Сказки северного сияния»

1

НТ

11

Е.Наумов «Три шубки»

1

НТ

12

Д.Нагишкин «Самый быстрый»

1

НТ

13

Д.Нагишкин «Как звери ногами менялись»

1

НТ

14

Е.Трофимов «Зимородок»

1

НТ

15

А.Лепетухин «Петрович»

1

НТ

16

А.Лепетухин «Новогодняя сказка»

1

НТ

17

А.Лепетухин «Впервые в городе»

1

НТ

18

В.Сукачёв «Карысь» (1,2 части)

1

НТ

19

В.Сукачёв «Карысь» (3, 4 части)

1

НТ

20

П.Комаров «Старые сказки»

1

НТ

21

Обобщение по разделу «Живи,сказка»

1

РУ

«Моя малая родина»

22

Б.Копалыгин «Письмо к сыну»

1

НТ

23

А.Максимов «Зима»

1

НТ

24

А.Максимов «Амур проснулся»

1

НТ

25

А.Максимов «Заяц»

1

НТ

26

А.Максимов «Кот – ворюга»

1

НТ

27

А.Максимов «Медвежьи причуды»

1

НТ

28

А.Максимов «Пожар»

1

НТ

29

А.Максимов «Поиски»

1

НТ

30

В.Шульжик  «Лесной пожар»

1

НТ

31

В.Шульжик  «Утренний лес», «Запах моря»

1

НТ

32

Е.Кохан «Солнышко забыло», «На Амуре»

1

НТ

33

Е.Кохан  «Воробьиная радость», «Мошкара»

1

НТ

34

В.Арсеньев «Страшный зверь»

1

НТ

35

Л.Магистрова «матушка тайга», Л.Миланич «Ягода малина»

1

НТ

36

В.Шульжик «Вокруг острова на «Букваре», «В Домодедово»

1

НТ

37

В.Шульжик «Ворота в океан»

1

НТ

38

В.Шульжик  «Морской букварь», «Земля!!!»

1

НТ

39

В.Шульжик  «Нерестовая речка», «Керосин-вода»

1

НТ

40

В.Шульжик  «В гостях у эвенков», «Игра в города»

1

НТ

41

В.Шульжик  «Урок ботаники»,  «Татарский пролив»

1

НТ

42

В.Шульжик «Ушастые тюлени», «Прощай, букварь», «Морской паром».

1

НТ

43

О.Кузнецов  «Лопухи»

1

НТ

44

Е.Неменко «Багульник», в.Ушаков «Месяц»

1

НТ

45

В.Щербак  «Приключения змеи»

1

НТ

46

В.Щербак  «неведомая птица», «Драчунья»

1

НТ

47

В.Рябов «Домик детства», В.Захаров «Волшебный лес», П.Комаров «Медвежий угол»

1

НТ

48

Обобщение по разделу «Моя малая Родина»

1

РУ

Живое вокруг нас

49

Н.Наволочкин «Городская жизнь Егора и его путешествие»

1

НТ

50

Н.Наволочкин  «Первое знакомство», «Подвиг кота Егора»

1

НТ

51

Н.Наволочкин  «Егор заболел», «Проводы»

1

НТ

52

Е.Неменко «Таксист», В.Рябов «Лисица-огневица», П.Комаров «Серый щенок»

1

НТ

53

В.Арсеньев «Рассказ зверолова»

1

НТ

54

В.Коржиков «Усатый наездник», «Цирковой слон»

1

НТ

55

В.Коржиков  «Подарок»,  «Полосатые внуки»

1

НТ

56

О.Кузнецов  «Медвежий островок»

1

НТ

57

Т.Чинарёва  «Завтрак для волка», «Наша Марта», «Козлёнок Тришка»

1

НТ

58

Т.Чинарёва  «Пожар», «Сверчок Питирим»

1

НТ

59

Б.Алёнкин  «Полкан и Барбос»

1

НТ

60

Б.Алёнкин  «Гордый»,  «Яшка»

1

НТ

61

В.Ушаков «Куропатки», П.Комаров «Теремок». Обобщение по разделу.

1

НТ, РУ

Детям и о детях

62

Е.Кохан «Память детства», «Костёр», «мы тоже – солдаты»

1

НТ

63

Б.Алёнкин «Воробышек»

1

НТ

64

Н.Наволочкин «Двое»,  «Откуда течёт Морошка»

1

НТ

65

В.Шульжик «Стукофон», «Зимние каникулы»

1

НТ

66

Ю.Рытхеу «Повелитель ветров»

1

НТ

67

Е.Трофимов «Как эвенский мальчик Савва профессором стал»

1

НТ

68

Т.Чинарёва «Деревня сверчка Питирима», Г.Долинина «Театральный этикет» Обобщение по разделу.

1

НТ, РУ

                                                 

                                                                 Материально- техническое обеспечение

 Методические и учебные пособия.

Программа по региональной литературе. Начальная школа- Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.

Учебник:

1.Ходаковская М. Н.  «Лукошко» 2 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости»,  2008  г.

     

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер лазерный

Интерактивная доска

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"

Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"...

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"...

Рабочая программа учебного курса «Родная литература».

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по курсу "Родная литература"

Рабочая программа по курсу "Родная литература"...