РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый город»
рабочая программа (2 класс)

Мишина Ирина Валентиновна

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Любимый город» для 2 класса. Программа включает в себя следующие разделы: Пояснительная записка, цель, задачи, место в учебном процессе,  УМК, планируемые результаты работы, содержание, календарно-тематическое планиравание, литература.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lyubimyy_gorod_2_kl.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Любимый город»

направление: общекультурное

на 2019-20120 учебный год

Для  «2 а» класса

Составитель: Мишина Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

высшая категория

Санкт-Петербург

2019

Количество часов в год: 34 ч

Количество часов в неделю: 1 ч


Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,
  • ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009г № 373)
  • Концепции развития дополнительного образования детей утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга КО СПб от 21.05.2015г 
  • Письма Минобрнауки «О направлении методических рекомендации №03-12-663/17-0-1 от 05.09.2017 г.
  • Закона Санкт-Петербурга от 17 07.2013 приказ №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  • СанПиНа 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от29 декабря 2010г. №189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015г. №81)
  • Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
  • Программы  «Любимый город», разработанной на основе программы по школьному курсу "Истории и культуры Санкт-Петербурга», по учебному пособию Ермолаевой Л. К., Гавриловой Н. Г. «Чудесный город».

   Цели изучения курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Задачи изучения курса: 

1.Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города,  предоставив каждому  ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.

 2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:

  • о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);
  • об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания);

о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; .

3.Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.

  • Умение ориентироваться в пространстве города:

- ориентироваться по карте-схеме;


- ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов);

- выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам;- «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).

  • Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний:

- из письменных источников, доступных возрасту детей  (учебника, справочников, краеведческой литературы);  

- из изобразительных источников;

- из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников);

- от «носителей устной информации»

 Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Место курса в учебном плане: Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс

УМК: « Перспектива» Рабочая программа  «Любимый город» разработана на основе программы по школьному курсу "Истории и культуры Санкт-Петербурга», по учебному пособию Ермолаевой Л. К., Гавриловой Н. Г. «Чудесный город».

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

 Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметные результаты: знать некоторые музеи и площади Петербурга;

знать реки, каналы, мосты;

знать мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города;

знать основные петербургские храмы;

уметь на карте изучаемый объект;

уметь найти дополнительный материал по теме.

Содержание программы учебного курса

п/п

Содержание

Кол-во часов

Деятельность учащихся

теория

практика

всего

1

Тема№1 Город «живой»

2

5

7

1«Санкт-Петербург – чудесный город».

1

Учащиеся вспоминают места, в которых они бывали. Просматривают презентацию, беседуют после просмотра.

2 Что такое город?

1

Высказывают своё мнение по теме, слушают педагога, читают текст в книге, обсуждают.

3 Главная "клеточка" города – дом

1

Рисуют «клеточку»города.

4 Главная "клеточка" города – дом.

1

Рисуют городские дома.

5"Руки" и "ноги" города.

1

Читают текст, обсуждают. Разгадывают кроссворд.

6«Сосуды» и «легкие» города

1

Разгадывают ребусы. Рисуют «лёгкие» города.

7 Наш квартал

1

Рисуют квартал школы.

2

Тема№2 Город и горожане

1

1

2

1Горожане – создатели города, горожане – разрушители города

1

Беседуют о том, какую роль играют горожане в жизни своего города. Читают текст, обсуждают его.

2 Горожане-соседи

1

Беседуют с педагогом. Рисуют на данную тему.

3

Визитная карточка города

1

1

2

1Имя и день рождения города 

1

Беседуют с педагогом, смотрят презентацию, обсуждают.

2Опознавательный знак Санкт-Петербурга.

1

Читают текст. Рисуют герб Санкт-Петербурга.

4

Природные особенности Санкт-Петербурга

1

3

4

1 Местоположение нашего города

1

2 Нева – главная река нашего города.

1

Решают ребус. Читают  познавательный текст, беседуют.

3 Петербург – город рек и каналов

1

Работают в парах. Разгадывают ребус. Работают со справочником « Почему так названы».

4 Санкт-Петербург – город на островах

1

Разгадывают кроссворд.

5

Сказочный наряд Петербурга

1

3

4

1 Санкт-Петербург – «музей мостов»

1

Читают текст, обсуждают.

2 Сказочный наряд петербургских рек и каналов

1

Рассматривают и сравнивают решётки мостов. Рисуют одну решётку.

3 Сказочный наряд улиц Петербурга

1

Рисуют фонари.

4«Сказочный зверинец» в нашем городе

1

Работают по группам. Разгадывают кроссворд.

6

Богатый и щедрый Санкт-Петербург

1

1

2

1"Город – труженик…"

1

Просматривают презентацию, читают текст, обсуждают.

2"Не хлебом единым…"

1

Составляют памятку «Куда сходить в каникулы и выходные дни».

7

Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы

3

1

4

1 Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы

1

Беседуют с педагогом. Читают тексты, обсуждают.

2 Тяжелое испытание нашего города и горожан

1

Беседуют, просматривают презентацию, обсуждают.

3 Знаменитые петербуржцы.

1

Просматривают презентацию, обсуждают.

4  Повторение и обобщение по разделу «Удивительный и блистательный Санкт-Петербург».

1

Работают в парах. Участвуют в викторине.

8

«Зимний дворец – дворец славы российской

1

1

2

1"Здесь жили когда-то цари и царицы…"

1

Читают текст, обсуждают . Просматривают презентацию.

2 Вокруг Зимнего дворца

1

Просматривают презентацию. Работают по группам. Разгадывают кроссворд.

9

Петропавловская крепость — крепость-музей

1

1

2

1Петропавловская крепость

1

Просматривают презентацию, беседуют с педагогом.

2Петропавловский собор

1

Разгадывают ребус.  Работают в парах. Читают текст. Отвечают на вопросы, раскрашивают собор.

10

Адмиралтейство владыка морей

1

1

2

1 Адмиралтейство

1

Просматривают презентацию. Беседуют с педагогом.

2 Адмиралтейство — символ рождения военно-морского флота России,

1

Разгадывают ребус. Работают по группам. Читают текст. Составляют вопросы для другой группы.

11

Особенности района, в котором я живу

0

1

1

1Что особенного есть в твоем районе?

1

Просматривают презентацию, обсуждают.

12

Повторение и обобщение

2

0

2

1 Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург»

1

Выходят на экскурсию.

2 Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург»

1

Выходят на экскурсию.

Итого:

15

19

34

Календарно-тематический план

№ за-

нятия

Дата план

Дата факт

                         Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

.09

«Санкт-Петербург – чудесный город».

1

беседа

2

.09

Что такое город?

1

беседа

3

.09

Главная "клеточка" города – дом.

1

общественно-полезные практики

4

.09

Главная "клеточка" города – дом.

1

общественно-полезные практики

5

.10

"Руки" и "ноги" города.

1

общественно-полезные практики

6

.10

«Сосуды» и «легкие» города.

1

общественно-полезные практики

7

.10

Наш квартал.

1

общественно-полезные практики

8

.10

Горожане – создатели города, горожане – разрушители города.

1

беседа

9

.11

Горожане-соседи.

1

общественно-полезные практики

10

.11

Имя и день рождения города.

1

беседа

11

.11

Опознавательный знак Санкт-Петербурга.

1

общественно-полезные практики

12

.11

Местоположение нашего города.

1

беседа

13

.12

Нева – главная река нашего города.

1

общественно-полезные практики

14

.12

Петербург – город рек и каналов.

1

общественно-полезные практики

15

.12

Санкт-Петербург – город на островах.

1

общественно-полезные практики

16

.12

Санкт-Петербург – «музей мостов».

1

беседа

17

.01

Сказочный наряд петербургских рек и каналов.

1

общественно-полезные практики

18

.01

Сказочный наряд улиц Петербурга.

1

общественно-полезные практики

19

.01

«Сказочный зверинец» в нашем городе.

1

общественно-полезные практики

20

.02

"Город – труженик…"

1

беседа

21

.02

 "Не хлебом единым…"

1

общественно-полезные практики

22

.02

Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы.

1

беседа

23

.02

Тяжелое испытание нашего города и горожан.

1

беседа

24

.03

Знаменитые петербуржцы.

1

беседа

25

.03

Повторение и обобщение по разделу «Удивительный и блистательный Санкт-Петербург».

1

общественно-полезные практики

26

.03

"Здесь жили когда-то цари и царицы…"

1

беседа

27

.03

Вокруг Зимнего дворца.

1

общественно-полезные практики

28

.04

Петропавловская крепость.

1

беседа

29

.04

Петропавловский собор

1

общественно-полезные практики

30

.04

 Адмиралтейство.

1

беседа

31

.04

Адмиралтейство — символ рождения военно-морского флота России.

1

общественно-полезные практики

32

.05

Что особенного есть в твоем районе?

1

общественно-полезные практики

33

.05

Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург».

1

беседа

34

.05

Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург».

1

беседа

Список литературы 

  1. Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч. 1, 2. — СПб., СМИО Пресс, Люб. изд.
  2. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
  3. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.
  4. Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.
  5. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.
  6. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.
  7. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.
  8. Григорян Н. В. Задачник для петербургских школьников. — СПб., 1997.

Справочники для учителей и родителей

  1. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.
  2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.

Литература для детей

  1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.

2.Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С.             Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Любимые книжки" 1 класс

Программа реализуется во внеурочной деятельности, направление развития личности –      духовно-нравственное.Книги окружают человека с раннего детства. Вначале это &ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Внеурочная деятельность. Любимый город

Подборка информации о Санкт-Петербурге со слайдами...

Внеурочная деятельность. Любимый город

27 янваоя-полное освобождение Ленинграда от блокады...