Конспект урока кубановедения
план-конспект урока (4 класс)

Жители Апшеронского района в годы Великой Отечественной войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский  край

Апшеронский район

г. Апшеронск

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная  школа  № 2

Конспект урока: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны

Учитель начальных классов: Горинская М.В

г. Апшеронск 2017



Цели урока:
1. Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.
2. Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.
3. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
4. Развитие познавательной активности.
Оборудование: мультимедиа, цифровые карточки 1, 2, 3,  карточки с тестом, карточки с текстом для каждого учащегося «Ласточки» над фронтом»

Ход урока

1. Вступление

- Ребята, а сейчас представьте, что мы путешествуем по  улицам нашего города. Что вы встречаете на своём пути?  (Ответы детей)

 - А  в чью честь обычно  создают музеи и памятники? ( В честь известных и прославленных людей,  героев войны).

- А где ещё мы с вами можем услышать в нашем городе Фамилии героев войны? (Названия улиц)

 - Ребята, что ещё создают люди, для того чтобы вечно помнить и чтить  погибших солдат?  (Вечный огонь).

2.Чтение стихотворения учителем.

К.Обойщиков

По длинной улице села

Мужчины на войну шагали.

Дорога пыльная вела

В чужие грозовые дали.

А слева. Справа от солдат

Печально выбелены хатки.

И у плетней

В слезах стоят

Уже не жёны,

А солдатки.

Взяла всех пахарей война

А в поле греча расцветала

Бойцы шли тихо и устало,

И улица была длинна

И долго их не отпускала.

3. Постановка темы урока.

- Ребята, как вы считаете, под какой темой будет проходить наш  сегодняшний урок?

( «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»).

Звучит музыка Александра Васильевича АЛЕКСАНДРОВА (1883-1946) «Священная война»
Учитель говорит слова на фоне музыки:
      22 июня 1941 года в 4 часа утра, в воскресенье, на советские города и сёла обрушились немецкие бомбы и снаряды. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Рядом, плечом к плечу, сражались бойцы разных национальностей: русский и грузин, таджик и украинец.   
     Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину – Кубань. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
- Сегодня мы совершим путешествие по историческим страницам нашей малой родины – Кубани. 


Страница 1. Историческая  «Краснодар в годы войны»


Слайд 2

      В августе 1942 года был захвачен город Краснодар. Фашисты установили жестокий режим, наказывали за малейшую провинность, заставляли работать на новых хозяев, на Германию.  


Слайд 3-4

     6-9 августа сюда была прислана «зондеркоманда СС» занимавшаяся уничтожением людей в «душегубках». 
- Что вы знаете об этих событиях? 
Ответ:  Это 6-7-тонные крытые грузовики с дизельными двигателями, оббитые внутри железом и снабженные в задней части кузова двустворчатой герметически закрывающейся дверью. На полу имелась решетка. Через нее по специальной трубе в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углерода высокой концентрации. Запертые в машине люди задыхались и умирали в мучениях.
Учитель:

     Такие страшные картины прошлого есть в нашей истории. На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора.  В  планы врага входило захватить не только Кубань, но и весь  Кавказ.              
- Ребята, как вы думаете, почему?
Ответ: Кубань - житница всей нашей страны, у нас много полезных ископаемых, богатый природный ресурс, уникальное место – два моря, а фашистам нужна была нефть, продовольствие, в котором нуждалась Германия, затем установить связь с турецкой армией.
  Учитель: 

Слайд 5-6

    Все кто мог держать оружие в руках, вставали против врага.  В крае было создано 86 партизанских отрядов.
- Ребята, а вы знаете,  кто такие партизаны?
Ответ: Партизан – член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.
Учитель:  

Слайд 7

Наиболее известен в крае партизанский отряд под командованием Петра  Карловича  Игнатова.  Его сыновья – Евгений и Геннадий, совсем молодые ребята, - погибли при диверсии на железной дороге. В этой диверсии погибли сразу 500 немецких захватчиков.  В марте 1943 года им были присвоены звания героев Советского Союза, так называлась наша страна тогда. В их честь названы улицы, библиотеки в г. Краснодаре.

Слайд 8-9

Все  мирные  жители: старики, женщины и дети работали в тылу на заводах, делали снаряды, мины, автоматы для советской армии.

Слайд 10

12 февраля 1943 года был освобождён город Краснодар.  За это время были замучены и убиты 61 тыс. кубанцев, около 32 тыс. юношей и девушек угнаны на каторжные работы в Германию. 

   

Слайд 11 

   Есть у нас в крае Мостовской район . Кто там побывал, тот не может сдержать восхищения красотой природы. Ученые считают эти места «Кубанской Швейцарией». Но не только красотой славится этот край. В земных недрах здесь, как утверждают, вся таблица Менделеева. Вот сюда и пришли осенью 1942 г. фашисты.  Они сразу же начали осваивать здешние богатства для своих нужд.  До войны среди гор затаился поселок с по13 ноября 1942 года поселок Михизеева Поляна или как её ещё называли «Кубанская хатынь» , был стерт с лица земли фашистами, ... 20 мужчин, 72 женщины, 115 детей - все тогдашнее население Михизеевой Поляны - были расстреляны эсэсовцами и полицаями.

Слайд 12

     Сейчас на том месте, где жил, смеялся, рожал детей, работал до седьмого пота славный михизеевский народ, царит тихое запустение. Лишь редкие группы туристов наведываются сюда, и, увы, не всегда лежат цветы у мемориального камня.


2. «Новороссийск – город  - герой»

Учитель: Какие города - герои Краснодарского края  вы знаете?

   Слайд 14

       Подвиг Новороссийска в годы Великой Отечественной войны известен всей стране. Этот памятник-ансамбль героям-малоземельцам воздвигнут на месте высадки морского десанта. Именно сюда холодной зимой 1943 года высадился морской десант под командованием майора Цезаря Куникова. 
225 дней шли кровопролитные бои на этом маленьком клочке земли.
(Памятник-ансамбль героям малоземельцам.) 
       У самого въезда в «Долину смерти» выросло «железное дерево». Это самый необычный из всех памятников на земле. По форме памятник напоминает взрыв. Он сооружён из кусков снарядов, мин, бомб. И весу в нём 1250 килограммов. Именно столько смертоносного груза приходилось на каждого малоземельца. 
(Памятник «Взрыв».) 

Слайд 15
    Этот памятник – символ немеркнущей славы героев-защитников, памятник-светильник. Воздвигнут на площади Героев в честь освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
(Памятник «Вечный огонь)

      Много памятников в Новороссийске. Они – постоянное напоминание жителям и гостям города о священном долге перед Родиной. 
Через 30 лет после окончания войны городу Новороссийску было присвоено звание город-герой.

2. Страница «Слава героям - апшеронцам!»

Слайд 17
         Свои кровавые следы война оставила и в нашем городе (тогда ст. Апшеронской). 12 августа 1942 г. немцы вошли в ст. Апшеронскую. В концлагерь, лазарет, тюрьму, вот во что превратили немцы наш город.

За станицей Нефтяной находился  лагерь военнопленных. В нём  было около 1 тысячи человек, ежедневно умирало от голода до 10 и более граждан. 
В ст. Апшеронской в конюшнях конного парка располагался  концлагерь с 5 тысячами военнопленных. 

       Несмотря на угрозы немецкого командования со стороны Апшеронского населения тайком оказывалась помощь продуктами питания.
В здании РДК г. Апшеронска был немецкий госпиталь.
В районе было создано пять партизанских отрядов. 

Слайд 18
Особенно отличился партизанский отряд им. Гастелло. Партизанами был дважды взорван мост через реку Сухая Балка. Это помешало выйти немецким войскам к пос. Красная Поляна для взятия г.Сочи.
Именами героев названы улицы города.
- Какие улицы города носят имена героев?

Слайд 19-20
В горы Кавказа враг направил 26 отборных горно-егерских, пехотных, моторизованных и танковых дивизий.под кодовым названием «Эдельвейс» На головных уборах солдат имелись отличительные знаки в виде цветка Эдельвейс. Основной их целью был захват нефти в районах городов Майкоп, Грозный и Баку. 

Слайд 21
Из рядов немецко-фашистского войска были отобраны люди, которые имели опыт ведения боя в горах. Велись ожесточённые бои за взятие горы Оплепен (Облепленная снегом) Апшеронского района.  Её высота 1010 м  
Враг, владея горами Оплепен и Утюг, населенными пунктами Котловина и Кушинка, держал бы под контролем всю долину реки Пшехи и мог скрытно накапливать силы для удара на Лазаревском направлении. 

Сейчас на этом месте находится обелиск, в честь памяти погибших.
27 января 1943 года ст. Апшеронскую освободили.

Слайд 22-23
Цифры войны неутешительны:   
В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек. 
Немцы разрушили железную дорогу, школы, больницы, клубы, библиотеки и жилые дома. 

 - Ребята, как вы думаете, что помогало бойцам поднимать боевой дух во время войны? (Песни).

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Давайте и мы с вами сейчас немного отдохнём и поднимем наш боевой дух.


ФИЗМИНУТКА


4.Страничка «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

          Следующая страничка истории Кубани «Героическая». Я предлагаю вам поработать редакторами газет. Каждая группа будет выпускать свою газету. Самое важное в работе – это умение работать слаженно. Каждая группа сейчас должна выбрать главного редактора, который подойдет и выберет название для своей газеты. («Искра», «Пламя»,  «Красная звезда», «Правда», «Труд»). У каждой  группы  на столе свой текст об одном из героев Кубани и его портрет. Собрав  текст из частей, мы узнаем, какие подвиги во время войны совершали наши земляки. Для верстки вашей газеты я даю пять минут. За это время вы должны наклеить портрет героя на лист, приклеить собранный текст, написать название вашей газеты и оформить её. Я буду смотреть, какая же группа газетчиков лучше всех умеет работать в коллективе.

         Вы закончили верстку ваших газет, а сейчас я буду выводить на экран портрет, а вы, увидев того героя над биографией которого работала ваша группа представляете. Говорите название вашей газеты, ФИО героя  и зачитываете его биографию. Вам необходимо решить,  кто из вашей команды будет представлять работу.

Слайд 25

Пётр Гаврилов

        Упорное сопротивление врагу в самом начале войны оказали защитники Брестской крепости. Среди них – Пётр Гаврилов, имя которого носит одна из улиц краевого центра.

        В первый же день обороны крепости, он возглавил ее защитников, и с небольшой группой красноармейцев более месяца удерживал крепость. Всего под командованием майора Петра Гаврилова сражалось почти четыреста человек с несколькими орудиями и пулеметами.

       Почти месяц немцы не могли сломить сопротивление защитников, только оставшись в одиночестве, после ожесточенного боя, получив тяжелое ранение, Гаврилов попадает в плен.

       В 1945 году он был освобожден советскими войсками и отправлен на Родину.

Слайд 26

Александр Иванович Покрышкин

        Родился Александр Иванович Покрышкин в 1913 году. Семья жила в Краснодаре на улице имени Седина. В молодости Саша много читал, всё своё время отдавал самообразованию. Но самым любимым занятием был спорт.  Он с детства мечтал быть лётчиком. Ещё до войны он поступил в военно- лётное училище.  

      Как только его закончил, получил направление в истребительный авиаполк, где и встретил Великую Отечественную войну. Лётную, боевую подготовку получил такую, что уже с первых дней войны мог тягаться с немецкими асами. Его боевое мастерство особенно ярко проявилось в 1943 году.

       Покрышкин придумал «кубанскую этажерку». Смысл её заключался в том, что наши самолёты вступали в бой на разной высоте и по очереди заходили на противника со стороны солнца. В этих боях победа всегда была на стороне наших истребителей.

 

       А.И.Покрышкин совершил за время войны 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных сражениях и лично сбил 59 вражеских самолётов, 20 из них – в воздушных боях на Кубани.

Слайд 27

Володя Головатый

        Ему было всего 15 лет, когда он совершил поступок, оцененный взрослыми, как подвиг достойный вечной памяти.            

        Осенью 1942 года фашистские войска оккупировали Краснодар, и юный патриот решил организовать некоторых своих сверстников на сопротивление фашистам. Ребята собрали простенький радиоприемник, тайно слушали сводки Советского информбюро и распространяли их среди жителей города.            

        Гитлеровцы выследили Володю и схватили на Сенном базаре, когда он распространял листовки. За 11 дней до освобождения города частями Красной Армии – Володя был казнен.

       В 1965 году в канун 20-летия Великой Победы улица Ярмарочная была переименована в улицу Володи Головатого.

Слайд 28

«Ласточки» над фронтом


       Это была удивительная воинская часть: в ней служили только девушки-добровольцы. Лётчицы умело управляли небольшими самолётами и точно сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны. 

        Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в чёрное небо под лучами вражеских прожекторов легкокрылые самолёты, неся грозный бомбовый груз.

        Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8 – 10  вылетов. Фашисты боялись и ненавидели лётчиц, прозвали их «ночными ведьмами». А наши бойцы называли девчат «сестрёнками» и «ласточками». 


     С февраля 1943 года лётчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Более пяти тысяч боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.

Слайд 29

Семья Степановых

      Олицетворением всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова, положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей.

       Александр, Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и еще младший Александр, с матерью осталась дочка Валя. А Николай, единственный, кто вернулся с фронта, умер после войны от последствий фронтовых ранений.

       Епистинии Федоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими.

          ...Все военные годы мать жила весточками от детей. И сыновья не забывали мать. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,— писал младший Саша, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из сыновей ушел на войну.


Вопросы по содержанию:
- О ком из героев ВОВ вы узнали? 
- Как называли девушек-лётчиц наши бойцы?
- А как их называли фашисты? Почему?

- Какой подвиг совершил Володя Головатый?

- Чем  прославился Пётр Гаврилов?

- Какая кубанская женщина стала олицетворением всех матерей-героинь? Почему?


  Почти в каждой кубанской семье есть герои ВОВ.
-Ребята, расскажите о своих родственниках-героях, воевавших в ВОВ.
(Рассказы детей о своих родственниках – героях ВОВ).

Заключение   
      За годы войны было совершено много подвигов солдатами, мирными жителями. В каждом городе, селе, на хуторе проходили военные боевые действия. В феврале  2013 году мы отмечали 70 летие освобождения Кубани  от немецко-фашистских захватчиков. Кубань была освобождена раньше, чем закончилась война.  9 мая грядет  великая  дата 70 лет Победы в великой отечественной войне. До дня Победы осталось …дней.  Праздник Победы в Великой Отечественной войне  был   " радостью со слезами на глазах ... "

 Я попрошу вас встать.
Домашнее задание: найти информацию о пионерах-героях Кубани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...

Конспект урока кубановедение в 1 классе по теме: "Красота природы моей местности".

Урок проводился в коррекционной школе для детей с нарушением зрительного восприятия....

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК «Школа России» Тема: « Символы района»

Материал содержит конспект урока  кубановедения в 1 классе, по теме "Символы района"...

Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Семейные традиции"

Материал содержит конспект урока по кубановедению в 1 классе по теме "Семейные традиция"....

Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».

Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки »....

Конспект урока кубановедения и презентация "Ты и твоё имя"

Конспект урока кубановедения и презентация "Ты и твоё имя" ...