Рабочая программа внеурочной деятельности "Барнауловедение" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

      Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности Барнауловедение»  для 4 класса составлена   на основе авторской программы «Барнауловедение в начальной школе»: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: ИздательствоАлт. ун-та, 2007. - 288 с., программ «История России»М.Т.Студеникина, «Введение в историю» А.Л.Кунгурова, О.Ф.Кунгуровой. В программу включены темы  из авторских  программ по  Истории России и «Введение в историю», также  варианта программы «Барнауловедение» гимназии №74.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barnaulovedenie_4_kl.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

      Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности Барнауловедение»  для 4 класса составлена   на основе авторской программы «Барнауловедение в начальной школе»: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: ИздательствоАлт. ун-та, 2007. - 288 с., программ «История России»М.Т.Студеникина, «Введение в историю» А.Л.Кунгурова, О.Ф.Кунгуровой. В программу включены темы  из авторских  программ по  Истории России и «Введение в историю», также  варианта программы «Барнауловедение» гимназии №74.

Программа рассчитана на 34ч +1ч (резерв) в год при  35учебных неделях.

      Программа курса «Барнауловедение» предполагает воспитание любви к своей малой Родине, а это чувство базируется на знании истории, знаменательных событий, произошедших на родной земле, на осознании своей причастности к этим событиям через связь поколений. Гордость ребёнка за своих земляков: умелых ремесленников, бесстрашных воинов, первооткрывателей неисчислимых богатств алтайских недр, замечательных сказителей и художников – важна для его самоопределения в современном мире. Акцент перенесён на историю Барнаула, которая немыслима без связи с личной историей ребёнка, историей семьи, края, России.

Цель курса:

  • создание условий для духовно-ценностной ориентации ученика в микромире;
  • формирование интереса к изучению истории родного города;
  • обеспечение условий для воспитания патриотизма, любви к своей малой родине.

Задача курса:

  • формирование представления о специфике города и грамотного взаимодействия человека с ним;
  • умение ориентироваться по карте города;
  • знание исторических сведений о городе, районе…

Планируемые результаты  к результатам  освоения курса

Личностные результаты:

  • развитие   интерес к исторически  знаниям, творчески работам на историческую тему.
  • расширение представлений  об истории семейных фамилий, имён, отчеств,
  • родословной семьи и родословном древе.

Метапредметные результаты:

  • расширение  первоначальных понятий и обобщённых представлений: о школе,
  • о районе, о городе, о символах государства и города, о семье;
  • участвовать в диалоге.
  • научиться работать в паре, группе.

Предметные результаты:

  • научиться ориентироваться в здании школы, микрорайоне;
  • называть членов семьи их имена, отчества, профессии, занятия;
  • узнавать герб и флаг города, края, страны.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:

на уровне первоначальных понятий и обобщённых представлений:

  • о школе;
  • о районе;
  • о городе;
  • о символах государства и города;
  • о семье;
  • о поколении, потомках, предках;
  • о пяти районов города;
  • о Ленточный боре,  Красной  книге  Алтая, садах, парках  и скверах;
  • о достопримечательностях города и района;
  • об истории родной страны.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в здании школы, микрорайоне;
  • называть членов семьи их имена, отчества, профессии, занятия;
  • узнавать герб и флаг города, края, страны.

Умения учащихся к концу 4 класса (предметные и общеучебные):

  • соотносить дату и историческое событие (в каком году произошло событие?);
  • соотносить год с веком (в каком веке произошло событие?);
  • считать, сколько лет назад произошло событие;
  • формулировать свою версию по поводу предложенного учителем исторического материала;
  • логически строить высказывание, приводить доказательства;
  • различать виды текста (художественный, научный, учебный), работать с вербальными и иконическими текстами;
  • находить ошибки в своей и чужой работе, объяснять причины их возникновения, словесно оценивать качество своей и чужой работы;
  • различать диалог и монолог; пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно);
  • выполнять работы творческого характера.

Содержание тем учебного курса(35ч

Название  раздела

Кол-во

часов

Изучаемые вопросы

1

Первые поселения на    территории Барнаула. История страны.

 5ч

Включает в себя изучение понятий «удобное географическое положение», «стратегическое значение местности» и их взаимосвязь.

Помещики и крестьяне

Казаки. Донской казак Степан Разин

Немецкая слобода

 Царевич Пётр. Пётр 1 и иностранцы. Новые порядки Петра 1 (петровские преобразования)

Заселение Алтая русскими людьми: что привело сюда русских поселенцев?

2

Барнаул-горный город. Возникновение (1730-1747).

История страны.

 9ч

 На основе понятий, изученных в предыдущей теме, дети формулируют версии о выборе места для строительства медеплавильного завода и соотносят их с историческими фактами. Добывают сведения о русских заводчиках Демидовых, о строительстве медеплавильного завода, сооружении плотины на р. Барнаулке, узнают, для чего необходима плотина, находят на карте Барнаула место, где она была расположена, сведения о том, как барнаульский завод и заводской посёлок стали городами.

 Начало Северной войны. Победа под Полтавой

Основание С.-Петербурга. Уголок Петербурга в Барнауле

Дальнейшие преобразования Петра Первого

Первая морская победа

Россия после Петра 1

Императрица Елизавета Петровна

Екатерина Великая. Золотой век дворянства.

Серебряный венец Алтая.

3

Расцвет горного города Барнаула (1747-1861).История страны.

Включает в себя изучение внешнего облика города, развития культуры и образования в 18019 веках. Дети узнают о том, какая часть Барнаула сохранилась с 18 –первой половины 19 веков. Жизнь крестьян. Пугачёвщина

Военная мощь России. Полководец Суворов

Русский театр

Кулибин

Строительство дворцов

Император Павел

Наполеон

Отечественная война 1812 года. Патриоты 1812 года

Крымская война и оборона Севастополя

Реформы царя-освободителя

4

Барнаул купеческий (1861-1917).История страны.

6 ч

Четвероклассники узнают о первых частных промышленных предприятиях Барнаула, о росте города в 1861-1917 годах, добывают сведения о науке, культуре и образовании купеческого Барнаула. Гончары

Царь-миротворец

Николай 2

Искусство 19 века (Суриков, Репин)

Февральская и Октябрьская революции 1917 года

Гражданская война. Гражданская война на Алтае

5

Барнаул советский (1917-1991)

4 ч

Включает в себя сведения о советском периоде в истории города. Основные моменты: гражданская война, рост Барнаула в 1917-1941 годах, Великая отечественная война, Барнаул в 1945-1991 годах. Послероволюционные преобразования. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Города-герои

Герои Великой отечественной войны. Их именами названы улицы. История моей семьи в истории страны (участники ВОВ)

Восстановление хозяйства после войны. Развитие образования и науки

6

Барнаул в 21 веке

1 ч

Дети узнают о современном Барнауле, его облике, науке, культуре и образовании. Добывают сведения об известных людях города.

7

Обобщение

1 ч

Что такое история и почему её надо изучать. Обобщение изученного материала по темам изученным в течение года.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела и урока

Количество часов

1.  

Помещики и крестьяне

1 ч

2.

Казаки. Донской казак Степан Разин

3.

Немецкая слобода

4.  

 Царевич Пётр. Пётр 1 и иностранцы. Новые порядки Петра 1 (петровские преобразования)

5.

Заселение Алтая русскими людьми: что привело сюда русских поселенцев?

1 ч

6.

Начало Северной войны. Победа под Полтавой

7.

Основание С.-Петербурга. Уголок Петербурга в Барнауле

8.  

Дальнейшие преобразования Петра Первого

9.

Первая морская победа

10.

Россия после Петра 1

11.

Императрица Елизавета Петровна

12.

Екатерина Великая. Золотой век дворянства.

13.

Серебряный венец Алтая

14.

Жизнь крестьян. Пугачёвщина

15.

Военная мощь России. Полководец Суворов

16.

Русский театр

17.

Кулибин

18.

Строительство дворцов

19.

Император Павел

20.

Наполеон

21.

Отечественная война 1812 года. Патриоты 1812 года

22.

Крымская война и оборона Севастополя

23.

Реформы царя-освободителя

24.

Гончары

25.

Царь-миротворец

26.

Николай 2

27.

Искусство 19 века (Суриков, Репин)

28.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года

29.

Гражданская война. Гражданская война на Алтае

30.

Послероволюционные преобразования. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

31.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Города-герои

32.

Герои Великой отечественной войны. Их именами названы улицы. История моей семьи в истории страны (участники ВОВ)

33.

Восстановление хозяйства после войны. Развитие образования и науки

34.

Символы России. Обобщающий урок «Что такое история и почему её надо изучать»

35.

Экскурсия по городу. Достопримечательности города Барнаула.

1ч (резерв)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...