Факультатив Риторика 3 класс
рабочая программа (2 класс)

факультатив Риторика 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_ritorika_3_klass.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Пояснительная записка

 

Примерная рабочая программа по риторике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Риторика повседневного и делового общения» для 3 класса (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др) по образовательной системе «Школа 2100». Данный УМК, «Детская риторика в рассказах и рисунках», рекомендованный МО РФ и науки, входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.

Примерная рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

        Курс риторики в 3 классе учит детей говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников успешно общаться, создавать разные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.

       

            ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Задачи:

-учить эффективному общению,

-воспитывать талантливых собеседников, рассказчиков,

-формировать речевые умения, навыки,

-прививать навыки культурного общения,

-повышать речевую культуру.

     Программа курс «Риторика» состоит из трех разделов:

                              1.Речь и её значение в жизни.

                              2.Текст.

                              3.Культура общения.

  Основные риторические умения курса:

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

  • умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое поведение;
  • правильность речи ( с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок);
  • особенности речевых жанров.

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

  • умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
  • умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), аннотации и т.д.

На изучение учебного курса риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).

  1. Ожидаемые результаты:

- определять основную мысль в тексте, где она прямо автором не сформулирована;

- составлять элементарное рассуждение — доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей, краткую биографию;

-составлять устное и письменное приглашение и поздравление;

-использовать громкость, тон и темп как средства выразительной устной речи.

 

У ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й   к о м п л е к т:

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные  пособия:

  1. Ладыженская Т. А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебная тетрадь для 3 класс в 2 частях. - М.: издательство «Ювента»; издательство «Баласс», 2008.

   

№ п/п

Тема урока

№ в теме

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Дата,  

примечание

Раздел 1. НАУКА И РИТОРИКА(4ч)

1

Проверь себя

1

Урок-обобщение

Речевые задачи

Уметь:

-        анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой за
даче;

-        анализировать свою
общительность;

-        продумывать, уточнять и формулировать
речевую задачу своего
высказывания;

-        подчинять свое высказывание речевой
задаче

2

Что мы помним о речевой ситуации

2

Комбинированный урок

Общение- общительный человек

3

Твои речевые роли

3

Урок открытия новых знаний

Адресант, адресат

4

С какой целью? Зачем?

4

Урок рефлексии

Слушатель, читатель, общительный

Раздел 2. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (4 ч)

5

Неподготовленная речь

1

Урок открытия новых знаний

Говорение

Уметь:

-        определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность;

-        оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения

6

Подготовленная речь, приемы подготовки

2

Урок открытия новых знаний

Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

.

7

Говорим подробно, кратко

3

Комбинированный урок

Составление плана, схемы услышанного и т. д.

Уметь выразить похвалу (одобрение)и ответить на нее

8

Похвала

4

Комбинированный урок

комплимент

Раздел 3. СЛУШАЕМ. ВДУМЫВАЕМСЯ (1ч)

9

Слушаем, вдумываемся

1

Урок открытия новых знаний

Слушание. Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов

Уметь:

-        определять прием слушания, подходящий для данной конкретной
ситуации;

-        составлять план услышанного и воспроизводить его

Раздел 4. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ(2ч)

10

Читаем учебные тексты

1

Урок открытия новых знаний

Письменная речь

Уметь:

-        ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия
в следующих частях текста);

-        составлять план прочитанного текста и
воспроизводить его;

-        определять нужный способ правки текста

11

Учимся писать, редактировать

2

Комбинированный урок

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста и т. д.).

Раздел 5. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (5ч)

12

Проверь себя

1

Урок-повторение

Вежливость.

Уметь:

-        отличать истинную вежливость от показной;

-        определять степень вежливости: вежливо -невежливо - грубо;

-        отвечать на добрые слова добрыми по
ступками, проявлять внимание, вежливость,  доброту

13

Что такое вежливость?

2

Урок открытия новых знаний

Вежливая речь.

14

Вежливо, невежливо, грубо

3

Урок рефлексии

15

Добрые дела - добрые слова

4

Комбинированный урок

16

А ты вежлив?

5

Урок рефлексии

Самоанализ

Раздел 6. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ(2ч)

17

Проверь себя. Тексты разные нужны

1

Комбинированный урок

Разнообразие текстов по их употреблению в общении.

Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста

18

Диалог и монолог

2

Урок открытия новых знаний

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности

Раздел 7. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ(2ч)

19

Пиши правильно!

1

Комбинированный урок

Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления.

Уметь:

-        определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение;

-        определять и исправлять фактические
ошибки и штампы

20

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

2

Урок рефлексии

Раздел 8. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА(3ч)

21

Пересказ

1

Комбинированный урок

Сжатый (краткий) пересказ

Уметь:

-        выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа;

-        создавать выборочный (подробный и
сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста

22

Выбери нужное

2

Комбинированный урок

Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки из исходного текста.

23

Цитата в пересказе. Кратко о книге

3

Комбинированный урок

Правила пересказа.

Раздел 9. ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ… ВАС (3ч)

24

Поздравляю... Кого? С чем? Как?

1

Урок введения новых знаний

Структура поздравления

Уметь:

-        оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи;

-        поздравить с праздником (с успехом, с
удачей) и ответить на устное поздравление

25

Желаю... Кому? Чего? Как?

2

Комбинированный урок

Средства выражения поздравления в устной и письменной форме.

26.

С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

3

Урок рефлексии

Поздравление.

Раздел 10. УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (8ч)

27

Рассуждение

1

Урок открытия новых знаний

Структура рассуждения

Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность

28

Вывод в рассуждении

2

Урок рефлексии

3

29

Правило в доказательстве

3

Комбинированный урок

Структура рассуждения: объяснение (доказательство) + вывод. Правило в доказательстве (объяснении).

Уметь:

-        создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством;

-        анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли
в каждом из них, способов введения доказательств

30

Цитата в доказательстве

4

Комбинированный урок

31

Сравни и скажи

5

Урок открытия новых

 знаний

Сравнительное описание с задачей различения и сходства.

Уметь:

-        анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства сравниваемых предметов, понятий;

-        воспроизводить и строить сравнительные описания сходных  предметов, понятий;

-        определять способ построения сравнительного высказывания;

-        создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения —в зависимости от речевой задачи

32

Правила сравнения

6

Урок открытия новых

знаний

Способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление).

33

Как строятся сравнительные тексты?

7

Комбинированный урок

сравнительное описание в различных текстах

34

Резервный урок

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по математике для 3 - 4 классов.

Разработана программа, занятия и домашние задания....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа риторика (факультатив)

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.Рабочая программа составлена  на основе  примерной программы начального образования ...

Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика

Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...

Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)

Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...