Бурятский фольклор: наследие и современность»
статья

Хохоева Нелли Бахаевна

Материал является ценным источником при исследовании истории Бурятии, особенности ее древнего периода, и для понимания ряда проблем бурятского искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_buryatskiy_folklor_nasledie_i_sovremennost.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Бурятский фольклор: наследие и современность»

Учитель бурятского языка и литературы:  Хохоева Н.Б.

Легенды и предания  с. Байтог

Мифы и легенды бурят, слагавшиеся в народе в глубокой  древности, сохранили ценный материал для ознакомления и изучения древнего бурятского общества. Эти мифы интересны для нас не только как материалы для изучения  бурятской религии, но прежде всего  тем, что они являются  одним из источников для исследования устной народной поэзии бурят и всей их культуры.

Материал является ценным источником при исследовании истории Бурятии, особенности ее древнего периода, и для понимания ряда проблем бурятского искусства.

В древних мифах, по мнению А.И.Уланова, отразились многие приемы познания- сопоставления, сравнения, обобщения, которые выразились в образах злых и добрых небожителей, могучих чудовищ; начало поклонения, заклинания, появление фетишизма, тотемизма, анимизма и т.д.

На протяжении своего культурно-исторического развития буряты исповедовали  различные религии, возникшие как на собственно бурят- монгольской основе, так и превнесенные извне в различных исторических условиях. Одной из таких религии является шаманизм. В шаманстве остались следы ранних форм религиозного верования – поклонения Небу, Земле, Солнцу и т.д., а также отразилась зависимость быта хозяйства людей от явления природы, их бессилие в борьбе с ней.

Тенгери в идеологии шаманизма занимает особое место. Небо для древнего человека являлось  источником света, тепла, особым миром, где существовала своя жизнь, где жило множество богов, количество которых равно 99.Тенгери делится на 55 добрых западных  и 44 восточных злых. Все добрые и злые тенгери во главе с Эсэгэ Малан тэнгэрием, подчиняющимся , в сою очередь, женскому божеству – Манзан Гурмэн төөдэй, олицетворяют наряду с силами природы те социальные изменения , которые происходили в бурятском обществе при переходе от материнского рода к отцовскому.

Не меньшее место в религии отводится культу гения—хранителя прибайкальских бурят Зулхэйн Эжэн Ажирай бухэ, дарующего людям бессмертие и счастливую жизнь. Столь же широко распространены не менее древние мифы о так называемых «культурных героях», вроде мифа о прародителях западнобурятских племен Эхирите и Булагате, представляемых в образе человека. В центре этого мифа стоит уже не древний образ пороза или рыбы налима, а образ человека. Об Эхирите,  представляемом в образе человека, буряты говорят, что он порожден пестрым налимом и береговой щелью: Эреэн гутаар эсэгэтэй  эрьиин габа эхэтэй. А о Булагате говорят, что он найден в яме, вырытой порозом: Бухайн малтаадаhанаа олдоhон Булагат.

Широкое распространение имеет также культ владыки загробного мира Эрлен Хана с его учением о загробном суде.

Таким образом, можно сделать вывод, что среди бурят бытуют многочисленные мифы, отражающие в фантастической форме представления бурят о природе и обществе, их своеобразное философское объяснение сил природы и общественных отношений на различных этапах развития бурятского общества.

Многочисленные  легенды, предания и мифы, являясь памятниками устного народного творчества, представляют для нас исключительно большой интерес.

Интересны легенды и предания  нашего села Байтог, которые были записаны учителем бурятского языка и литературы, краеведом Хантаевой Матреной Хандыхановной от Болхолжина Богомолова.

Болхолжин Богомолов относился к древнему Мингановскому роду, известному своими шаманами, такими как:  Ходеин Хубьдхан (1865-1919), Тэнгунэи Булсахаи (1867-1935), Хохоев Бидагай (1871-1930), Ангаров Аяхай (1897-1965). Болхолжина Богомолова в улусе называли «абга»-дядя, уважительное обращение к старшим у бурят, и с радостью бежали послушать его рассказы.

Болхолжин Богомолов любил рассказывать об  основателе улуса Байтог – Бууре и его отце Хадалае.

«Хадалай был сыном Хоргоhона, относился к племени Эхирит. Он владел землей от Качуга до Эхирита. Был богат, силен, и ловок. Имел семерых сыновей: Буура, Хура, Хамнагдай, Булюу, hойбо,  Хангажан, Буянтай. Рассказывают, что как –то раз на охоте напал на него Хамнаган, чтобы отобрать добычу.Хамнаган спрятался за большую лиственницу и выстрелил в него. Стрела попала в луку седла и отскочила. Неожидавший нападения Хадалай в один миг сошел с лошади и стал осматриваться. За одной большой лиственницей он заметил конец лука. Хадалай вытащил свою лучшую стрелу и выстрелил в лиственницу. Стрела попала в дерево, пробила его насквозь и ранила Хамнагана. Хадалай сел на коня и поехал смотреть. Хамнаган был ранен в руку. Собрав последние силы, он метил в Хадалая. Тот спрятался за лиственницу и выстрелил. Хамнаган был сражен: стрела попала в грудь и прошла насквозь, он упал мертвым. Хадалай подъехал к нему , взял его добычу и отправился домой. Эхиритцы устроили «зэгэтэ аба». Хадалай участвовал в состязаниях в качестве стрелка, борца, а также в бегах на своей лошади. Для стрельбы была устроена такая мишень: поставили колесо арбы. А за ним подвесили мокрый потник (войлок). Стрелок должен был попасть сначала в трубицу колеса, а затем стрела должна пробить войлок. Хадалай выстрелил своими лучшими стрелами. Все эти стрелы попали в отверстие трубицы и пробили войлок. Его посадили и, по древнему обычаю, обнесли вокруг табора охотников по солнцу, хвалили его, пели в честь него песни. Его провозгласили «алдарша», присвоили звание «мэргэн»(стрелок). В борьбе Хадалай победил двадцать человек своим знаменитым приемом - тахим сохихо. За это ему присвоено звание «бухэ» (силач). В бегах победила его «малаан хара морин» (лысая каурая лошадь). Так восхваляют Хадалая все его  потомки. Хадалай умер в старости. По обычаю того времени, его тело бросили в лесу. Говорят, что в его грудной клетке волчица родила детенышей.

Нынешнее село Байтог произошло от предков Бууры – старшего сына Хадалая.  Название улуса произошло  от названия горы Байтог, Бай-богатый , тог- гора.

«Выросший Буура, весь похожий на отца и силой, и мужеством , женившийся и имевший одного сына, решил ехать искать просторное место для постоянного жительства. Долгие годы скитания увенчались успехом он остановился у подножия красивой горы, меж гор, что голубели вдали простиралась долина, по середине которой протекала река. Было много всякого зверья, в общем, это было то, что искал. Необжитая богатая местность.

Проездив целый день вдоль и поперек, и убедившись, что он первый, решил застолбить здесь землю и начать свой род. Солнце уже закатывалось, и Буура вмиг подстрелил изюбра. Зажарив его на вертеле, наелся и лег спать. Наступило утро. Взошло солнце. Когда первые лучи коснулись его глаз, Буура был уже на ногах. Он стоял любовался красотою природы, наслаждался утренним воздухом. Вдруг на горе он заметил  клубки дыма и очень удивившись, быстро оседлал коня и поскакал туда. Подъехав ближе, он заметил войлочную юрту. Так как он чувствовал  себя уже хозяином всей этой местности, то не спешиваясь, громко крикнул: «Кто поселился здесь без моего ведома?» На крик  вышли седоголовые старик и старуха. Они сразу стали просить и умолять богатыря, чтоб он не прогонял их, мотивируя тем, что осталось жить им недолго на этом свете. Что они приехал издалека ( с востока), сбежав от жестоких преследований лам. Буура, конечно же, смягчился. И тем более, догадавшись , что перед ним непростой старик, а шаман, он спешился и присел к их костру. Предложил остатки убитого изюбра. Потекла беседа, обычная в таких случаях. У Бууры был всего один сын, и он очень хотел еще, но боги ему пока не давали. А тут шаман начал  говорить о том, что у горы есть «хозяин» (эжин). И раз он решил поселиться здесь, то пусть преподнесет эжину горы тайлган. Посредством чего, рассказывал дальше шаман, ты будешь владеть 80-тью табунами, станешь отцом восьми сыновей. Так и сделал Буура. Шли годы, и все слова шамана сбывались».

Буура Хадалаев имел восьмерых сыновей. От старшего сына его Апхая произошел Апхайский улус, часть потомков которых живет в Байтоге. Потомки второго сына Бууры Алагы живут в улусе Тургэна. Третьего сына звали Ахяадай, потомки которого живут в улусе Харанут, в верховьях реки Куды. Четвертый сын – Хингай, потомки его живут в Обхойском улусе, недалеко от Байкала. Шестого сына звали  Минганом, потомки его составляют улус Минган Байтогский. В Мингановском улусе было очень много богачей, у которых было много скота. Он славился также  своими сказителями. Седьмого сына звали Галом, от него произошла часть Байтогского улуса.

 

Список использованной литературы:

  1. Н.О.Шаракшинова «Бурятский фольклор» (Иркутск) 1959 г.
  2. Е.К.Шаракшинова ст. «Вклад Н.О.Шаракшиновой в бурятскую фольклористику» (Иркутск) 2002 г.
  3. М.Д.Урмаева «Современное бытование фольклора эхирит-булагатских бурят». Материал из диссертации. (Улан-Удэ) 2009 г.
  4. Д.Д.Гомбоин «Эхирит-Булагатские улигеры» (Улан-Удэ) 1990 г.
  5. Материалы из краеведческого музея им. Алтаева Р.А. МОУ Байтогская СОШ имени Героя Советского Союза Хантаева В.Х.

Список использованной литературы:

Материалы из школьного музея МОУ Байтогской СОШ им.Героя Советского Союза Хантаева В.Х.

С.П.Балдаев «Родословная бурят»