Рабочая программа по ИКН для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно - методического совета школы

Протокол  от __ августа 20__ г. №__

зам директора по УВР

______________ /___________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

/___________/

Приказ  от __ августа 20__ г. №  ___

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«История и культура народов Марий Эл»

для учащегося 2  класса  

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного курса

3.Место учебного курса в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

5. Содержание учебного курса

6.  Календарно-тематический план по предмету история и культура народов Марий Эл

7. Планируемые результаты освоения учебного курса

8. Система оценки достижения планируемых результатов

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «История и культура народов Марий Эл» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

         Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

         Адаптированная рабочая программа по предмету «История и культура народов Марий Эл» для обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе Специального федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР, авторской  программы  «Истории и культуры народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1—11 классов /сост. Л. Е. Майкова, Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009».

Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с ТНР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. У обучающихся отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Данная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательной школы, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Она построена с    учетом    специфики    усвоения    учебного    материала    детьми, испытывающими      трудности      в      обучении,      причиной      которых      является задержка психического развития различного характера.

Данная программа определяет содержание учебного предмета «История и культура народов Марий Эл», рекомендуемого для изучения в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Примерная программа разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл. Она учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.

В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности, на ее социализацию.

Основной целью программы является приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости

взаимопонимания между народами, межличностного доверия.

Основные задачи учебного предмета «История и культура народов Марий Эл»: дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения; воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории.

2. Общая характеристика учебного курса

Обучающиеся обогащают свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве народов Марий Эл.

Изучение истории и культуры народов Марий Эл в основной школе происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен по настоящее время.

Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществляется по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Особая роль отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать бережное отношение к родной природе.

Включение в программу раздела по ознакомлению с религиозной культурой народов республики в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным педагогическим шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только в обществе, но и на уровне семьи и личности. В программе сделан необходимый упор на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и у народов республики.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть программы разработана в соответствии со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

История родного края усваивается через деятельностный подход.

Занятия можно проводить в виде уроков-бесед, практических уроков, уроков-встреч с интересными людьми, народными мастерами, художниками, писателями, артистами, в виде экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, образовательных путешествий по родному городу (поселку).

3.Место учебного курса в учебном плане

Общее количество часов на изучение предмета в течение учебного года во 2 классе составляет 35 часа.

В учебном плане предмет «История и культура народов Марий Эл» реализуется в счет часов, формируемых участниками образовательного процесса, в количестве одного часа в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Содержание учебного курса

Тема 1.  Страна («Эл», «Сінділїк»).

Россия – самая большая страна. Республика Марий Эл – в семье наро-дов России. Моя малая Родина – Республика Марий Эл. Государственный флаг Российской Федерации.  Государственный флаг Республики Марий Эл. Жители Республики Марий Эл. Я говорю на родном языке.

Наш город (поселок, село, деревня) – часть истории родного края.

Йошкар-Ола – столица республики. «Дорога в столицу». Главные дороги республики (железная дорога, тракты). Вокзалы. Поезд «Марий Эл».

Национальный этикет: выражение приветствия и прощания, благодар-носмти, просьбы, извинения, отказа и несогласия на марийском языке.

Тема 2. Семья. Родство

Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.

Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский дом», «домашний очаг». Евангельская притча  «Возвращение блудного сына».

Тема 3. Моя родная школа

Школа – источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики, родители. Библиотека – «кладовая» знаний, хранилище книг, журналов и газет. Наша школьная библиотека Добрый друг детей – иллюстрированный журнал «Кече», «Солнышко». По страницам газет: «Родничок», «Йімдї ли!» («Будь готов!» – на горномар. языке), «Ямде лий!» («Будь готов!» – на луговомар. яз.).

Народные пословицы и поговорки об уме, глупости. Знакомство с книгой «Пословицы и поговорки финно-угорских народов» (2006 г. Со-ставитель А.Е.Китиков).

Марийские поэты и писатели о школе, о книге, о роли знаний в жизни человека.

Тема 4. Труд славит человека

Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в про-шлом и настоящем. Пчеловодство. Животноводство. Овощеводство. Садо-водство.

Народные пословицы и поговорки о труде и лени. Марийские поэты о труде и его роли в жизни человека. Знатные люди, почетные граждане города (района).

Тема 5. Времена года. Звери и птицы

Осень, зима, весна, лето: особенности природы родного края в разное время года. Распространенные и редкие звери и птицы.

Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки и загадки) о временах года, птицах и животных.

Особое отношение к природе у марийцев. Отношение православных людей за сотворенный Богом мир.

Правовой долг, ответственность и обязанности по отношению к природной среде.

Тема 6. Нравственные основы сказки

Народные сказки о мудрости, находчивости и смелости. Марийские народные сказки: «Кокша-богатырь», «Два брата», «Иван-охотник». Татарские народные сказки: «Обман против обмана», «Кто что любит?»

Авторские сказки в стихах марийских поэтов. В. Бояринова. «В стране колокольчиков»; П. Першут. «Муравьиная свадьба».

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей. Ознакомление с содержанием сказок.

Тема 7. Музыкальная культура мари

 Марийские народные музыкальные инструменты: «шиялтыш» (дудка), «олым шўвыр», «олым шївїр» (соломинка), «шўвыр», «шївїр» (волынка), «тўмыр», «тїмїр» (барабан), «пучвлак», «тўтўтвлі» (трубы), «кўсле», «кірш» (гусли).

Мастера-исполнители на марийских музыкальных инструментах А.Сидушкина, П.Тойдемар, И.Шабердин, В.Шапкин, Ф.Эшмякова.

Тема 8. Марийское народное искусство

Народные художественные промыслы 19-нач. 20 вв. в Марийском крае: вышивание, тканье женских поясов и наплечников, изготовление чаломкинских серебряных цепочек, резьба по дереву, плетение из ивовой лозы и др. растительных материалов, изготовление поделок из соломки.

Тема 9. Театры Республики Марий Эл

Из истории Театра юного зрителя (ТЮЗ). Общие сведения. Ознакомление с репертуаром театра. Ведущие артисты театра. Театральная этика и терминология.

Тема 10. Марийцы и финно-угры – одна семья

Этнографические сведения из жизни марийцев (общие сведения).

Марийцы и финно-угры – кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов. Знакомство с устным народным творчеством финно-угров.

Игры финно-угорских народов. Игры, связанные с природным миром: Игры, связанные с трудовой деятельностью. Семейно-бытовые игры. Познавательно-интеллектуальные игры.

Тема 11. Праздники

 Классификация праздников. Государственные, профессиональные, национальные.

1 сентября – День знаний. Всемирный день мира.

4 ноября – День рождения республики. Читаем стихи, посвященные республике, родному краю. Готовим рассказ о Республике Марий Эл.

10 декабря – День марийской письменности («Тиште кече»). Первая книга на марийском языке.

 9 Мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова. Акция «Георгиевская ленточка: Я помню, я горжусь».

12. Заключительный урок. Викторина «Знаешь ли ты свой край?»


6.  Календарно-тематический план по предмету ИКН

№ уроков

кол.

часов

календарные сроки

по плану

календарные сроки фактически

Наименование темы, содержание

1

1

Россия - самая большая страна

2

1

Йошкар-Ола - столица республики Марий Эл

3

1

Исследовательская работа. Рисунок моего двора.

4

1

Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события.

5

1

Труд – основа благополучия семьи

6

1

Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо»

7

1

Исследовательская работа. Сбор пословиц и поговорок о семье

8

1

Школа - источник знаний. История моей школы.

9

1.

Практические навыки. Реставрация старых книг.

10

1

Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем.

11

1.

Человек труда в творчестве поэтов и художников республики.

12

1

Знатные люди, почетные граждане города (района).

13

1

Особенности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие звери и птицы.

14

1

Экскурсия в природу.

15

1

Народные сказки о добре, мудрости, находчивости и смелости.

16

1

Марийские народные сказки: «Кокша-богатырь», «Два брата», «Иван-охотник». Татарские народные сказки: «Обман против обмана», «Кто что любит?»

17

1

Авторские сказки в стихах марийских поэтов: В. Бояринова. «В стране колокольчиков»; П. Першут. «Муравьиная свадьба».

18

1

 Художник З. Лаврентьев – иллюстратор сказки П. Першута «Муравьиная свадьба».

19

1

Творческий час. Сочинение и иллюстрирование сказки.

20

1

Марийские народные музыкальные инструменты.

21

1

Мастера – исполнители на марийских музыкальных инструментах.

22

1

Исследовательская работа «Музыкальные инструменты своей местности».

23

1

Народные художественные промыслы в Марийском крае: вышивание тканье женских поясов и наплечников, резьба по дереву и др.

24

1

Мастера моего края.

25

1

Копирование орнаментов резных наличников.

26

1

Театры республики. Ознакомление с терминологией и театральной этикой.

27

1

Художественное слово «Мой первый рассказ о театре»

28

1

Экскурсия в театр. Встреча с артистами театра. Просмотр спектакля.

29

1

Финно – угры – кто они? Знакомство с генеологическим древом финно-угорских народов.

30

1

Знакомство с устным народным творчеством финно – угров.

31

1

Исследовательские навыки. Нарисуем древо финно-угорских народов.

32

1

Классификация праздников: народные, религиозные, профессиональные, государственные.

33

1

День марийской письменности (Марий тиште кече).

34

1

Чтение стихов, посвященных родному краю.

35

1

Итоговое обобщение за курс второго класса Викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Подарок моей малой родине – поступки и дела».

7. Планируемые результаты освоения учебного курса

Тема

Что должен знать

Что должен уметь

Тема 1. Россия – самая большая страна.

название и символику нашей республики

рассказывать о Йошкар-Оле – столице республики.

Тема 2. Семья. Родство

традиции и знаменательные события своей семьи.

рассказывать о трудовых успехах членов семьи.

Тема 3. Труд славит человека.

роль труда в жизни человека.

приводить примеры пословиц и поговорок о природе

Тема 4. Времена года. Звери и птицы

о животных нашего края.

связывать времена года с жизнью животных нашего края

Тема 5. Нравственные основы сказки.

народная сказка – это душа народа

читать сказки по ролям, разыгрывать их.

Тема 6. Музыкальная культура мари.

марийские народные музыкальные инструменты.

отличать песни профессиональных композиторов от народных

Тема 7. Марийское народное искусство

деревообработка, вышивание, плетение из лозы - творческая деятельность в прошлом у марийцев.

изготовлять поделки из соломки, лозы

Тема 8. Театры Республики Марий Эл.

историю Театра юного зрителя

рассказывать об артистах театра

Тема 9. Книги – наши друзья.

роль книги в жизни каждого человека

Назвать ближайшую библиотеку, уметь вести себя в библиотеке, научиться ремонтировать книги

Тема 10. Финно-угры – одна семья.

финно-угорские народы России и зарубежья

играть в игры финно-угорских народов

Тема 11. Праздники.

о праздниках, связанных с историей нашего родного края

изготовлять подарки родным и близким в честь праздников 23 февраля и 8 Марта

8. Система оценки достижения планируемых результатов

Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.

Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфичное в Республике Марий Эл, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные навыки проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий.

Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы.

Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений.

В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Оценка «5»:

–        учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.

Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка «2» -  ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.

Ошибки:

–        неправильный ответ на поставленный вопрос;

–        неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

–        при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

–        неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

–        при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

–        медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего  используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

История и культура народов Марий Эл. Примерная общеобразовательная программа с методическим сопровождением для 1-11 классов общеобразовательных школ / Авт.- сост. Майкова Л.Е., Соловьева Г.И. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009.- 140 с.

Технические средства:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образователь...

Адаптированная рабочая программа для 1 - 4 классов обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 1 - 4 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического развития....