Разработка программы
видеоурок (4 класс)

Горбикова Светлана Борисовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность66.86 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №11 г.Волгодонска

                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ СШ №11г.Волгодонска

от 27.08.2020г.  № 1                                    

Руководитель МО _______/ Яковлева Н.А./    

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

28.08.2020 г.                                    

__________/ Менжинская И.В./    

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        директор МБОУ СШ №11г.Волгодонска                                                                                                 _____________/И.А.Шахова/                                                                                     Приказ от31.08.2020г.  № 208                                                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальное направление

«Мир, в котором мы живём!»

Для  4 - х  классов

На 2020-2021 учебный год

                                                                              Кол-во часов : 68.

Учитель: Горбикова Светлана Борисовна.

Программа разработана на основе «Методика разработки программ внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности в условиях введения ФГОС. Автор-составитель Л.М. Певицына.- Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012г. В.И. Лях, 2014 г. : М. – Просвещение.


Содержание

Пояснительная записка………………….…………………………

3

Планируемые результаты освоения обучающими программы

внеурочной деятельности…………………………………………

7

Тематическое планирование………………………………………

10

Содержание программы……………………………………………

18

Список литературы…………………………………………………

24

Приложение…………………………………………………………

26

Пояснительная записка

Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

С. Харрисон

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём», реализуемая по духовно-нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т. М. Кукченко, С. А. Герасимова, В.С. Горбунов, О. Г. Красношлыкова, О. Е. Прудникова, О. А. Аверчук).

Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно– нравственное его совершенствование.

Цель программы: формирование гражданской позиции, патриотических

чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, своего посёлка, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • содействовать сплочению классного коллектива с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
  • ориентировать школьников на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • сформировать дружеские отношения, объединяющие школьников и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Для решения этих задач используются наиболее эффективные формы работы с детьми младшего школьного возраста: игры-путешествия; экскурсии по посёлку; конкурсы; посещение музеев, театров города Кемерово и др.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальнолго общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые школьники получают в рамках образовательной системы «Школа 2100» (авторы Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, О. В. Чиндилова, Т. Д. Шапошникова).

Содержание программы рассчитано на детей 1–4-х классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс.

Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы во время осенних, зимних и весенних каникул.

Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Программа состоит из 9 тематических блоков:

  1. Сентябрь. «Моя школа – моя судьба».
  2. Октябрь. «Страницы истории родного поселка».
  3. Ноябрь. «Семь + я».
  4. Декабрь. «Город будущего».
  5. Январь. «Культурное наследие».
  6. Февраль. «Старшее поколение».
  7. Март. «Мы – будущее нашей страны».
  8. Апрель – «В гармонии с природой».
  9. Май. «С любовью к Родине».

Каждый блок программы направлен на формирование нравственных от-

ношений и жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др.

Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города.

Связь содержания программы с учебными предметами

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые

предлагаются в рамках базовых предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, ИЗО, музыка, технология).

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение – анализ и оценка поступков героев, развитие чувства прекрасного, эмоциональной сферы ребенка и т. д.

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т. д.

Окружающий мир – связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек», «человек – природа» и т. д.

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т. д.)

Риторика – нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет. Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела .

Экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.

Беседа «Дом, где живет уважение»

Осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их. Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора.

Туристические походы и другие формы совместной деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

Окружающий мир 4-й кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребенка»

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, ее природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

Беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»

Просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации.

Экскурсии и путешествия «Кузбасовцы –Герои Великой Отечественной войны».

Чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда».

Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т. п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т. ч. труда ученых) в развитии общества, преобразовании природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов. Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

Изготовление подарков.

Клуб интересных встреч.

Работа кружков, творческих мастерских.

Составление сборника стихов «Времена года».

Организация Города веселых мастеров.

Минипроекты.

Физическая культура – развитие силы, ловкости, обучение строевым упражнениям.

Спортивные игры

Спортивные праздники

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы «Мир, в котором мы живём» обучающийся должен:

знать:

– права и обязанности школьника;

– историю школы, района, посёлка

– памятники культуры в районе, городе;

– правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

– о роли труда в жизни человека;

– различные профессии;

– правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

– правила поведения в общественных местах (библиотеке, театре, музее, кино);

– сказки, стихи, песни;

понимать:

– необходимость соблюдения правил;

– необходимость изучения своих истоков;

– кто является жителем Плотниково, Кузбасса, России;

– различие хороших и плохих поступков;

– значимость правильного поведения в обществе;

– соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

– необходимость трудиться;

– что каждую работу нужно доводить до конца;

– что, выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

– необходимость сохранности красоты природы;

– важность занятия физкультурой для здоровья;

– значение выражений «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг»;

уметь:

– рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

– контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

– признавать собственные плохие поступки;

– разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

– мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

– работать над проектами;

– с помощью слова убедить заботиться о природе;

– проявлять чувства (восторг, радость и т. д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

делать:

– соблюдать режим дня, правила личной гигиены и ПДД;

– вести подвижный образ жизни;

– посещать музеи, библиотеки, театры;

– добровольно участвовать в экологических акциях;

– ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома, школы);

– рисовать плакаты о сохранности природы;

– выражать свою личность в различных видах творчества, стараться быть полезным людям;

– участвовать в трудовых акциях;

– соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурить в классе;

– проводить мероприятия в подшефном классе;

– осуществлять что-то полезное для себя и своих родных;

– оформлять страничку своего портфолио.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся

в результате реализации программы

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

• любящий свой народ, свой край и свою родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• участие в конкурсах различных уровней (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском);

• участие в социальных акциях;

• создание и реализация социальных проектов.

Система контролирующих (тестовых) материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Рядом исследователей эффективность рассматривается как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально значимые (Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974., С. 9). Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях. (см. Приложение)

Занятия проходят парно, одно занятие дистанционно.

4 класс

Раздел программы

Форма

Кол-во часов

4 "А"

4"Б"

4"В"

4"Г"

4 "Д"

4 "Е"

п/п

организации занятия

Число

1-2

3-6

7-8

Моя школа – моя судьба

Беседа «Школьная семья»

2

07.09

01.09

02.09

03.09

04.09

04.09

Клуб интересных встреч. Встреча с выпускниками школы

4

14.09

21.09

08.09

15.09

09.09

10.09

17.09

11.09

18.09

11.09

18.09

Презентация классного коллектива «Вместе весело шагать»

28.09

22.09

16.09

24.09

25.09

25.09

2

Итого

8

9-10

Страницы истории родного посёлка

Экскурсия по городу

2

05.10

29.09

28.09

01.10

02.10

02.10

11-12

Викторина «Город, который мне снится»

2

12.10

06.10

30.09

08.10

09.10

09.10

Итого

4

13-15

16-18

Семь + я

Праздник семейного отдыха «Семейное чтение»

3

19.10

09.11

13.10

20.10

07.10

14.10

15.09

22.10

16.09

23.09

16.09

23.09

Знакомство с семейной библиотекой

09.11

20.10

14.10

22.10

06.11

06.11

3

16.11

10.11

21.10

05.11

13.11

13.11

Итого

6

19

Город будущего

Беседа «Чистый город»

1

23.11

17.11

21.10

12.11

20.11

20.11

20-25

Просмотр фильма «Чистые лёгкие городов»

5

23.11

30.11

07.12

14.12

17.11

24.11

01.12

08.12

11.11

18.11

25.11

19.11

26.11

03.12

10.12

27.11

04.12

11.12

18.12

27.11

04.12

11.12

18.12

26

Акция «Не проходите мимо»

1

14.12

08.12

25.11

10.12

18.12

18.12

Итого

7

27-28

29-30

31-34

Культурное наследие

«В гости к кукле»

2

21.12

15.11

02.12

17.12

25.12

25.12

Беседа «История возникновения кукол»

2

28.12

22.11

09.12

24.12

15.01

15.01

Изготовление куклы-марионетки и сюжетно-ролевая игра

11.01

29.11

16.12

14.01

22.01

22.01

4

18.01

12.01

23.12

21.01

29.01

29.01

Итого

8

35-36

37-40

Старшее поколение

Знакомство с орденами и медалями (просмотр презентаций)

2

25.01

19.01

13.01

28.01

05.02

05.02

Просмотр фильма о воинах-героях Великой Отечественной войны.

4

01.02

08.02

26.01

02.02

20.01

27.01

04.02

11.02

12.02

19.02

12.02

19.02

Итого

6

41-43

Мы - будущее своего города

Чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

3

15.02

22.02

09.02

16.02

03.02

10.02

18.02

25.02

26.02

05.03

26.02

05.03

44-46

Викторина по произведению А. Гайдара

3

22.02

01.03

16.02

02.03

10.02

17.02

25.02

04.03

05.03

12.03

05.03

12.03

Итого

6

47-48

49-50

51-52

В гармонии с природой

Разучивание стихов Донских поэтов

2

15.03

09.03

24.02

11.03

19.03

19.03

Виртуальное путешествие в музей-заповедник «Томская писаница»

2

29.03

16.03

03.03

18.03

02.04

02.04

Литературная гостиная «Поэты Дона о весне»

2

05.04

30.03

10.03

01.04

09.04

09.04

Итого

6

53-56

57-60

С любовью к городу

Посещение эколого-исторического музея  ( г. Волгодонск)

4

12.04

19.04

06.04

13.04

17.03

31.03

08.04

15.04

16.04

23.04

16.04

23.04

Выпуск классной газеты «Знакомьтесь: умельцы нашего города»

4

26.04

17.05

20.04

27.04

07.04

14.04

22.04

29.04

30.04

07.05

30.04

07.05

Итого

8

61

Народные промыслы

Хохлома

1

17.05

04.05

21.04

06.05

14.05

14.05

62

Гжель

1

04.05

21.04

06.05

14.05

14.05

63

Городетская роспись

1

11.05

28.01

13.05

21.05

21.05

64

Русская матрёшка

1

11.05

28.04

13.05

21.05

21.05

65-67

Жостовские подносы (изготовление)

3

18.05

05.05

12.05

20.05

68

Занятие - презентация "Что новое узнали!"

1

19.05

Итого

8

4 класс

  1. «Моя школа – моя судьба»

Права и обязанности граждан, утвержденные государственной властью. Обсуждение ситуаций (ученик опоздал на урок, учитель вызвал ученика к доске, но он отказывается отвечать, другой ученик выходит и отвечает). Для чего в школьной семье необходимо соблюдать права и обязанности?

Практическая часть. Изготовление и защита эмблемы «Школьная семья», встреча с выпускниками школы.

2.«Страницы истории родного посёлка, города»

Практическая часть. Экскурсия, викторина, проведение пятиминутки «Правила поведения в автобусе». Разделение ребят на группы: фотографы, знатоки правил ДЦ, экскурсоводы, знатоки поэзии, знатоки слов. Схематические наброски на остановках для составления последовательного рассказа в рисунках, работа в библиотеке с целью нахождения ответов на вопросы викторины. Для участия в викторине приглашаются родители.

3.«Семь + я»

Познакомить детей с энциклопедической, художественной, периодической печатью, с книжным знаком - экслибрисом.

Практическая часть. Анкетирование родителей на родительском собрании. Посещение библиотеки. Посещение семьи обучающегося (по договоренности), в которой собрана семейная библиотека и имеется экслибрис на книгах. Изготовление экслибриса. На каникулах провести праздник семейного отдыха.

4.«Город будущего»

Знакомство ребят с историей создания городского социального проекта «За чистый и цветущий город». На уроках ИЗО провести словарную работу со словом «композиция».

Практическая часть. Сочинение стихов о своем дворике, в котором дети любят отдыхать. На каникулах вместе с родителями или провести акцию по распространению листовок «Не проходите мимо».

5. «Культурное наследие»

Знакомство с историей возникновения куклы и Кемеровского областного театра кукол. Разработка памятки «Как вести себя…».

Практическая часть. Посещение Областного театра кукол имени

А. Гайдара. Отгадывание кроссворда «Юный театрал». Изготовление кукол и показ спектакля «Колобок» для первоклассников.

6. «Старшее поколение»

Знакомство с историей появления орденов и медалей, их видами, отличие понятий «орден» и «медаль». Словарная работа (медаль, орден, мужество, доблесть, отвага, заслуги, награда, храбрость).

Практическая часть. Посещение школьной или районной библиотеки по теме «Солдат войны не выбирает», школьного музея по теме «Они удостоены высших наград своей Родины». Сбор материала о семейных наградах, фотографии родственников и рассказы об их подвигах. Работа с разными источниками – книги, Интернет, журналы, – направленная на подготовку сообщений к занятиям. Встреча с ветеранами.

7. «Мы – будущее нашей страны»

Вспомнить правила проведения классного собрания. Обсуждение книги

Аркадия Гайдара. Принятие решения (на собрание приглашаются первоклассники).

Практическая часть. Викторина

8. «В гармонии с природой»

Практическая часть. Посещение музея-заповедника «Томская писаница». Разучивание стихов, прослушивание аудиокассеты с записями Э. Грига «Утро», П. И. Чайковского «Жаворонок», «Голоса птиц»,рассматривание репродукций картин русских живописцев на тему «Весна».Изображение образа весны на бумаге.

9. «С любовью к Родине»

Практическая часть. Посещение музея ИЗО.

Список литературы для учителя

  1. Воспитание на региональном материале : сборник материалов /Т. М. Кукченко, С. А. Герасимова, В. С. Горбунов, О. Г. Красношлыкова [и др.]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. – 42 с.
  2. Классный руководитель и воспитание школьников : методические материалы по реализации программы «С любовью к городу». Часть 1. 1–4классы / под общей редакцией Т. М. Кукченко. – Кемерово : МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2008. – 204 с.
  3. Портфолио ученика начальной школы / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – М. : Планета, 2011. – 128 с. – (Классное руководство).
  4. Сухолет, И. Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании /И. Н. Сухолет. – М. : Школьная пресса, 2003.
  5. Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение : приложение к Учительской газете. – 2003. – № 7.
  6. Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2005. –№ 1.
  7. Шемшурина, А. И. Программа нравственно-этического воспитанияшкольников в работе классного руководителя / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2006. – № 2.
  8. Яковлев, Ю. Я. Ваши права, дети / Ю. Я. Яковлев. – М., 2002.

Список литературы для обучающихся

  1. Горбунов, В. С. Поклон учителю / В. С. Горбунов. – Кемерово, 2007. –403 с.
  2. Кемеровчане. К 65-летию Кемеровской области. – Кемерово, 2008.
  3. Кеннелл, Р. Э. Товарищ Костыль. Приключения американского мальчика в Кемерове: сибирская хроника жизни юного Девида Пламмера 1922–1924 / Р. Э. Кеннелл. – Кемерово, 2008. – 176 с.
  4. Кировский район. Вехи истории. – Кемерово. – 2009.
  5. Корницкий, Г. В. Это нашей истории строки. Кемерово 60–80-х годов: воспоминания, интервью, летопись / Г. В. Корницкий, В. М. Чурпита. –Кемерово, 2003. – 664 с.
  6. Красная горка. Юбилей города. – Кемерово, 2008.
  7. Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее). – Кемерово; Томск, 2008. – 256 с.
  8. Мгновения подвига / Администрация г. Кемерово. – Кемерово : РИФ «ВЕСТЬ», 2000. – 175 с.
  9. Мгновения подвига / Администрация г. Кемерово. – Книга вторая. – Кемерово : ООО РИА «Весть», 2005. – 262 с. : ил.
  10. Рехлов, В. С. Повесть о Михайле Волкове / В. С. Рехлов. – Кемерово :

Кемеровское книжное издательство, 1960. – 177 с.

  1. Рыжков, М. И. Земля героев / М. И. Рыжков, М. Г. Щербаков. – Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1978. – 286 с.
  2. Ткаченко, В. К. Кемеровчане в годы войны 1941–1945 гг. / В. К. Ткаченко. – Кемерово, 1996. – 278 с.
  3. Федорова, И. Ф. Воспитание на региональном материале (материалы к урокам города) / И. Ф. Федорова. – Кемерово, 2002. – 54 с.

Приложение

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

учащихся начальных классов

Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.

  1. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5.Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

АНКЕТА

1. Тебе нравиться в школе?

- Да

- Не очень

- Нет

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- Иду с радостью

- Бывает по-разному

- Чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- Пошел бы в школу

- Не знаю

- Остался бы дома

4. Тебе нравится, когда у Вас отменяют какие-нибудь уроки?

- Не нравится

- Бывает по-разному

- Нравится

5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- Не хотел бы

- Не знаю

- Хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- Нет

- Не знаю

- Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- Часто

- Редко

- Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- Мне нравится наш учитель

- Точно не знаю

- Хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- Много

- Мало

- Нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- Нравятся

- Не очень

- Не нравятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

"Основные подходы к разработке программы внеурочной деятельности".

Внедряем ФГОС. С чего начать? С разработки программы....

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

авторская разработка программы кружка "Умелые руки"

В рамках внеурочной деятельности я разработала программу кружка для 1 класса в рамках  ФГОС...

Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.

Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, ...

Разработка программы спецкурса "Знатоки" по развитию познавательных способностей для 4 класса.

В разработке описаны цели,задачи, методы, приёмы и формы работы спецкурса по развитию познавательных способностей школьников в 4 классе. Тематическое планирование расписано на 32 часа в год....

Разработка программы кружка "Информатика" для детей 8-9 лет

В разработке описаны цели, задачи, методы, приёмы, формы организации, диагностика и тематическое планирование на 32 часа....