рабочая программа по родной татарской литературе в 3 классе (учебник Сафиуллина Г.М. и др.)
рабочая программа (3 класс)

Гарипова Рузалия Дамировна

Рабочая программа по учебнику "Әдәби уку" (Сафиуллина Г.М. и др.) составлена для работы в 3 классе для учеников,изучающих родной татарский язык по углубленной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                                                 «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                          Заместитель руководителя по УР                             Директор школы

                                                                                                                                                                                                          /Кашапова Ф.Ф./

                /Фазлыева Л.Р.. /                                                           / Султанова Ф.Р../                                                                      

          Протокол №                                                               от  «    »  августа    2021 г                                                   Приказ   №                                  

         от «   »  августа  2021г.                                                                                                                                            от  «   » августа     2021 г.                      

                     

                                 

Рабочая программа

по литературному чтению на родном (татарском) языке

 для 3 класса

Гариповой Рузалии Дамировны,

 учителя высшей  квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная  школа  села Тумутук»

Азнакаевского  муниципального  района Республики Татарстан

                                                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе:

1.        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г., №273-ФЗ.

2.        Федерального государственного образовательного  стандарта  начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки      России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785).

3.         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

4.          Образовательной программы начального общего образования по ФГОС НОО МБОУ «СОШ села Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ» принятый педсоветом, протокол №1 от 28 августа 2018 года

5.        Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ за 2021/2022 учебный год, принятого педсоветом протокол №1 от 25.08.2019 г., утвержденного приказом № 53 от 31.08.2021 года

Количество часов:  всего 68  часов; в неделю 2 часа

                                                                                               

    Учебник: Г.М.Сафиуллина, Ф.Ф.Хасанова, А.Г.Мухамметзянова. “Литературное чтение” Учебник для 3 класса начальной общеобразовательной школы с татарским языком обучения. В трех частях. Казань. Издательство  “Магариф – Вакыт”  2013 год. На татарском языке

                                                                      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности: аудирование,  чтение вслух и про себя,  работа с разными видами текста,  библиографическая культура,  работа с текстом художественного произведения,  культура речевого общения.  

Обучающиеся научатся:  

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;  

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;  

• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;  

• рассказывать о любимом литературном герое;  

• выявлять авторское отношение к герою;  

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);  

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).  

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:  

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно работать со словарями.  

• самостоятельно читать выбранные книги;  

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;  

Литературоведческая пропедевтика: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).  

Обучающиеся научатся:  

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; различать сказку и рассказ;

 • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), контраст; фигуры: повтор).  

Обучающиеся получат возможность научиться:  

• понимать развитие сказки о животных во времени;  

• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.  

Обучающиеся научатся:  

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;  

• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;  

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);  

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.  

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:  

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;  

• рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;  

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;  

• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;  

• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);  

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.  

Обучающиеся получат возможность научиться:  

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).  

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:  

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:  

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;  

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:  

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;  

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:  

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности. Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.

Аудирование. Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.  

Чтение вслух. Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения (чтение отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого читаемого текста: лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т.д., и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).  

Чтение про себя. Умение самостоятельно читать текст небольшого объема. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.  

Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста. Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне.  

Письмо (культура письменной речи.). Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости).

Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т.д.). Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства.  

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа.

Формирование библиографической культуры. Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое использование словарей. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе. Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов.  

Внеклассное чтение. Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.

Устное народное творчество. Широко используется как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности. Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятии «устное народное творчество». Формирование элементов литературоведческих представлений. Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Представление о жанрах басни (Басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей.). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах. Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.  

Работа с текстами разных видов и жанров литературы. Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, колыбельная песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.  

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя, живописца и композитора. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

Элементы творческой деятельности. Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение рассматривать иллюстрации в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, считалки, колыбельные песни), сочинение собственных текстов и инсценировка их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться своими личными впечатлениями.  

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы). В результате обучения на уровне начального общего образования будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования на уровне основного общего образования и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.  

Разделы:

Наши наблюдения и впечатления от увиденного -14 час.

Все познается в сравнении - 6 часов

Стараемся понять мечты людей- 6чаов

О любви- 10 часов

Познаем философию жизни- 9 часов

Мы любим юмор- 4 часа

Как рождается герой?- 10 часов

Сравниваем настоящее и прошлое- 8 часов

Контрольный урок - 1

                                                                             

                                                                                 

                                                                       Календарно- тематическое планирование

Тема  

Произведения

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Наши наблюдения и впечатления от увиденного /Күзәтәбез һәм тәэсирләр белән уртаклашабыз-14 часов.

1

Самое весёлое время/Иң күңелле чак

Б. Рәхмәт “Иң күңелле чак” ,“Музей йорты”на сәяхәт. И. Грабарь”Сентябрь кары”.Музыка “Тын бакчада(Ә. Ерикәй сүз,М. Мозаффаров муз.)

1

2

Скучаем по лету./Җәйне сагыну.

М. Галиев “Җиләктән кайтканда” М.Мирза шигырьләре.

1

3

На небе облака- рисунки/Күк йөзендә болыт-рәсемнәр

Б. Рәхимова”Шук болытлар, батыр җил, якты кояш”,Р. Корбан “Көз нигә моңая”

1

4

Выходной день дождика./Яңгырның ял көне.

Л.Лерон”Яңгырның ял көне”. “Музей йорты”на сәяхәт.Ф. Васильев “Яңгыр алдыннан” Музыка. “Яңгыр, яу !”җыры.

1

5

Листопад/Җир өстенә яфрак ява

Р. Мингалим “Август каеннары”, З. Туфайлова “Яфрак ява”

1

6

Золотая осень./Алтын көз.

Ф. Хөсни “Яфрак коелганда”, И. Остроухов “Алтын көз”. Музыка Н. Җиһанов “Кырлай” симфоник поэмасы

1

7

Дикие гуси улетают в теплые края, а домашние гуси удивительные птицы/Кыр казлары китә җылы якка, ә йорт казлары гаҗәп кызык кошлар

М. Мазунов “Карап торам”, Г. Хәсәнов  “Кыр казы”.

1

8

Домашние гуси-удивительные птицы./Йорт казлары – гаҗәп кызык кошлар.

Г. Бәширов “Ата каз белән ана каз һәм аларның унике бәбкәсе”.

1

9

Воспитатель попугай/ Тәрбияче попугай

Г. Остер “Серне ачты”

1

10

Дневник Аниса Шакирова/ Әнис Шакировның куен дәфтәре

Н. Сладков “Күзалдавычлар” Р. Әхмәт “Сыкы”

1

11

Дневник Амины./Әминәнең куен дәфтәреннән.

Дәреслек-хрестоматия буенча Әминәнең куен дәфтәреннән өзекләр, “Февраль зәңгәрлеге”, “Кышкы зәңгәрлек” картиналары.

1

12

Заседание школьного клуба " Таинственный ключ”/“Серле ачкыч” мәктәп клубы утырышы

Г. Паушкин “Кыш”

1

13

“С красотой вместе знакомимся./“Матурлыкны бергәләп күреп аңлашабыз”.

Г. Рәхим “Безнең тауда”, Р. Шәмсетдинов “Ботинкалар”

1

14

Таинственный родник/Серле чишмә, моңлы чишмә

Н. Әхмәдиев “Чишмәгә суга барам”,Ф.Г.Эминов,”Су буе”(картина)

1

Все познается в сравнении /Чагыштырулар серенә төшенәбез -6 часов

15

Подвиг Сарбая/Сарбайның батырлыгы.

Нәбирә Гыйматдинованың “Сарбай” хикәясе

1

16

Мой четвероногий друг./“Минем дүрт аяклы дустым”

Нәбирә Гыйматдинованың “Сарбай” хикәясе

1

17

Труд человека красит, а лень портит/Эш кешене тәрбияли, ялкаулык боза

Әфган халык әкияте “Иң яхшы дару”, уйгур халык әкияте “Тылсымлы китмән”

1

18

Лекарство для царя./“Патшага дару”

Инглиз халык әкияте”Көрән төстәге пингвин баласы”, Монгол халык әкияте “Әтәч таңда нигә кычкыра?”

1

19

У каждого животного свой цвет/Һәр җәнлекнең үз төсе.

Манси халык әкияте “Куянның колагы нигә озын?”

Кабардин халык әкияте. “Җәнлекләр патшасы”

1

20

Беда от тщеславия / Комсызлык китергән бәла

Венгр халык әкияте. “Комсызлык бәласе”, Африка негрлары әкияте “Сырны ничек бүлгәннәр”.

1

Стараемся понять мечты людей/ Кешеләрнең хыялларын аңларга тырышабыз -6 часов

21

В мире мечты / Хыял дөньясында.

Л. Лерон “Хыял”, Йолдыз “Антенналы бәрәңге”

Л. Лерон “Мәче малае Шукбай”-1, 2 ,бүлек

1

22

Кошки тоже живут как люди./Мәчеләр дә кешечә яши.

Л. Лерон “Шукбай балык тота”, “Хат”.

1

23

Заседание школьного клуба " Таинственный ключ”/“Серле ачкыч” мәктәп клубы утырышы

Р. Фәйзуллин “Тугайда”

1

24

Детские мечты/Нәниләрнең хыялы

А. Әхмәтгалиева “Болытта җиләк үсә”

1

25

Что такое термометр?/Нэрсэ ул термометр?

А. Гыйләҗев “Суык”

1

26

Четвероногий друг./Дүрт аяклы дустым.

А. Алланазаров “Дустымны эзлим”

1

О любви/Ярату турында- 10 часов

27

На земле есть место для подвига./Батырлыкка җирдә урын бар.

Р.Гыйззэтуллин.”Батырлык”.

1

28

Всех люблю/Барысын да яратам

Р.Вәлиев “Барысын да яратам”, Ш. Маннур “Яратам”, Р. Вәлиев “Чыпчык”

1

29

Деревенские приключения./Авыл хикмәтләре.

А. Гыймадиев “Шәмси маҗаралары”

1

30

 Под летним солнцем/Җәйге кояш астында

 В. Нуриев “Кем катырак суга”, “Музей йорты”на сәяхәт.Б. Кустодиев “Идел. Салават күпере” Р. Вәлиева “ Яңгыр белән Кояш”

1

31

Радость- здоровье для тела./Шатлык – тәнгә сихәт.

Г. Сабитов “Тәүге шатлык”

1

32

Царь долины/ Болын патшасы

Н. Гыйматдинова “Болын патшасы”

1

33

Семья./Гаилэ

Н. Гыйматдинова “Болын патшасы”, Ф. Халиков “Гаилә портреты”

1

34

Возле родника./Чишмә буенда.

А.Эхмэтгалиева.”Безнен чишмэ”

1

35

Зима в родном краю. Радость зимы /Туган як кышы. Кыш шатлыгы

Г. Бәширов “Беренче кар”М. Мазунов “Яңа карлар ява”,

1

36

Снег- примета богатства./Кар – ул муллык билгесе.

И. Солтан “Кар ник шыгырдый”.Р. Миңнуллин “Кар бәйрәме”, “Музей йорты”на сәяхәт. “Тылсымлы кыш”,-”Серле ачкыч” мәктәп клубы утырышы

1

Познаем философию жизни /Хикмәтле тормыш тәҗрибәсе туплыйбыз -9 часов

37

В чем секрет басен/Мәсәл серләренә төшенәбез.

Эзоп “Давыл белән Кояш”,Г. Тукай “Җил илә кояш”

1

38

Сообразительность спасёт от смерти./Тапкырлык үлемнән коткара.

Эзоп.”Балыкчы”.Н. Исәнбәт “Ябалак белән чыпчык”, Татар халык әкияте “Ябалак белән чыпчык”

1

39

Хвалить,неуместно,неправильно./Юк урында мактау – зарарлы эш.

Т. Яхин “Карга белән төлке”, Ф. Яхин “Сыр бәласе”, Г. Шамуков “Карга белән Төлке”

1

40

Что силой не возьмёшь,

умом возьмёшь/ Көч җитмәслек нәрсәне акыл белән җиңеп була

В. Радлов “Карганың хәйләсе”, Л. Толстой “Зирәк Чәүкә”, К. Насыйри “Комсыз эт”

1

41

У каждой цели есть свои средства./Һәр максатка ирешү-нең үз чарасы бар.

Ә. Исхак “Карт имән белән яшь егет”

1

42

Сказки,пословицы,басни./Экиятлэр, мэкальлэр, мэсэллэр.

Экиятлэр, мэкальлэр, мэсэллэр турында.

1

43

Ищи вину в себе/Эшең барып чыкмаса, гаепне үзеңнән эзлә

 М. Гафури “Ике чебен”

Г. Тукай “Төлке һәм йөзем җимеше ”, Ә. Исхак “Төлке һәм виноград”мәсәлләре

1

44

В единстве сила/ Бердәмлектә көч

Г. Тукай “Аккош, Чуртан һәм Кыскыч”,

И. Крылов “Аккош, Чуртан һәм Кысла ”

1

45

Проверь себя./Узенне тикшер

Сораулар буенча йомгаклау

1

Мы любим юмор/ Көлке серләрен эзлибез -4 часа

46

Ученье – свет, а неученье-тьма/ Белмәү гаеп түгел, белергә теләмәү гаеп.

Ш. Галиев “Иншаның файдасы”, ”Сүзләре һәм үзләре”

Р. Вәлиева “Көчле укучы”

1

47

Кто знает,тот делает/Белгән белгәнен эшләр.

 К. Тәңрекулиев “Эшчән Гельды», И. Юзеев “Хатасыз ничек язарга”, Р. Миңнуллин “Хаталар өстендә эшләү”

1

48

Ум воспитывает, а

здоровье ведѐт/ Акылның кадере әдәп белән, куәтнең кадере сәләт белән

Р. Фәйзуллин “Ничек яхшы булырга”, Йолдыз “Ике җаваплы табышмак”

1

49

Пусть день  не пропадет даром/Көнең бушка үтмәсен

Г. Морат “Тиргиләр”, З. Туфайлова “Трай”,Р. Вәлиев “Минеке”

1

Как рождается герой?/Герой ничек туа – 10 часов

50

Кулаком победишь одного, а умом-тысячи/ Беләге юан берне егар, белеме булган меңне егар.

Ф. Яруллин “Тылсымлы ачкыч”

1

51

Подарок большим не бывает,а грамотный побеждает./Бүләк зур булмас, укыган кеше хур булмас.

Р. Мингалим “Уйларга кирәк”.

Р. Харис “Берсе калсын иде”.

1

52

Книга–источник знаний/Гыйлем ачкычы—китап

Фэнис Яруллин.”Тылсымлы ачкыч”

1

53

Сильный- одного побеждает, а у кого знания-тысячей одолеет./Беләге юан  берне егар, белеме булган меңне егар.

Фэнис Яруллин.”Тылсымлы ачкыч”

1

54

Чтобы много знать, надо много читать./Белер өчен дөресен, бик күп укырга кирәк.

Фэнис Яруллин.”Тылсымлы ачкыч”(йомгаклау)   Йолдыз “Белмәгәнен белми”

1

55

Зимняя красота./Кышкы ямь

Р. Вәлиева “Кышкы ямь”,Ф. Суюров “Тукай музее” (картина),

1

56

Первый гром/Беренче күкрәү

М. Мирза “Язның тәүге көннәре”,.И. Рафиков Кунакка баралар(картина)

1

57

Полезные дожди./Шифалы яңгырлар.

Г. Хәсәнов “Май”, Ә. Рәшит “Яшенле яңгыр” Ф. Васильев “Юеш болын”(картина)

1

58

Природа-самая загадочная книга/Табигать — иң серле китап

Г. Хәсәнов “Май”

 

1

59

Пернатые друзья/Канатлы дуслар.

Г. Хәсәнов “Май”

 

1

Сравниваем настоящее и прошлое/Үткәннәр белән хәзергене чагыштырабыз-8 часов +1 контр.урок

60

Прошлое не забывай/Үткәнеңне онытма  син!

Р. Фәйзуллин “Онытма син!”

Л. Шагыйрьҗан “Сөембикә манарасы”,. А. Пашин Сөембикә манарасы”( фото)

1

61

Эхо войны/Сугыш кайтавазы

М. Мирза “Без бабайсыз үстек”, Л. Фәттахов “Сабантуй”(картина),В Нуруллин.”Бурелэр,угез хэм без”

1

62

Они сражались за Родину/Алар Ватан өчен көрәште

Ф. Кәрим “Ант”, “Ватаным өчен”

1

63

Спасибо вам,ветераны!/Рәхмәт сезгә, ветераннар!

М. Җәлил “Кичер илем!”,М.Хэйретдинов “Шомырт исе килэ”(картина)

1

64

Куда ведут крылья?/Канатлар кая илтә?

Г. Ахунов “Канатлар кая илтә?”, мәкальләр, Х.Яупов “Девятаев портреты”(картина)

1

65

Родословная/Нәсел агачы

Е. Хилкова “Матюниналар портреты”(картина)

И. Юзеев “Матурлыкны гына алып кит”,

66

Люблю тебя, Татарстан!/Мин яратам сине, Татарстан!

Г. Бәширов “Безнең Татарстан”. Йолдыз “Спортчы Шүрәле ”, И.Шишкин “Арыш кыры”(картина)

1

67

Добросовестно жить на земле-это героизм./Намуслы яшэвен жирдэ- узе бит ул батырлык!

Р.Харис “Игенче жыры”,Г Морат “Корыч шулай чыныкты”,Р.Миннуллин “Кунакка килегез”(хрестоматия)

1

68

Еллык йомгаклау контроль эше./Годовая проверочная работа.

Барлык укыган эсэрлэр.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Рабочая программа по родной (татарской) литературе для 4 класса

Рабочая программа разработана на 34 ч (1 ч. в неделю). Планируемые результаты изучения предмета,  содержание курса, тематическое планирование. Авторы учебника: Г.М. Сафиуллина, Ф.Ф.Хәсә...

Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...

Рабочая программа по родной(татарской) литературе для 1-4 классов

Рабочая программа по учебному предмету  «Литературное чтение на родном (татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид...