Рабочая программа по родной(татарской) литературе для 1-4 классов
рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ «Программы по татарскому литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся- татар)» Составители: Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. Казан “мәгариф-Вакыт” а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_rodnoy_literature_1-4_kl.docx | 63.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ «Программы по татарскому литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся- татар)» Составители: Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. Казан “мәгариф-Вакыт” а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:
- Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
- «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
- «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
- «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».
Основная цель учебного предмета связана с формированием грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь как на собственные предпочтения, так и исходя из поставленной учебной задачи. Также выпускник сможет использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
Реализации цели способствует решение следующих задач:
-воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
-формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста;
-формирование коммуникативных умений обучающихся;
-развитие устной и письменной речи учащихся на родном (татарском) языке (диалогической и монологической);
-формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию духовной сущности произведений;
-развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке.
Таким образом, данный учебный предмет подразумевает изучение литературно-художественных произведений, с одной стороны, и освоение учащимися речевых навыков и умений – с другой.
При изучении предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» у учащихся формируются следующие компетенции.
Читательская компетенция включает в себя умение работать с текстом, ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, определять общую цель и назначение текста, определять назначение разных видов текста, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема, читать в соответствующем возрасту темпе и понимать прочитанное, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев.
Коммуникативная компетенция означает умение вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного произведения, уметь выступать перед знакомой аудиторией, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт, владеть навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационная компетенция предполагает владение навыками работы с различными источниками информации – книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, ориентироваться в книге по оглавлению, отличить сборник произведений от авторской книги, работать с различными видами текстов.
Нравственная (социально-нравственная) компетенция предусматривает формирование понятий нравственного характера, собственных ценностных ориентиров для своих действий и поступков; способов самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (58 ч.). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Родной (татарский) язык» (25 ч.) и «Литературное чтение на родном (татарском) языке» (11 ч.). Во 2-4 классах на изучение предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» отводится по 1 часу в неделю.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
1 класс
Обучение грамоте.
Добукварный период
Татарский язык – родной язык татарского народа. Слова речевого этикета. Общение посредством жестов, мимики, интонации. Общение с героями литературных произведений. Сообщения, записанные знаками-символами, условными обозначениями, метками. Рисуночное письмо. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. Символы для их обозначения. Звучание слова и его значение. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Сравнение и различение предложения и слова.
Букварный период
Гласные звуки и буквы
Гласные звуки, обозначение их буквами.Звуковой анализ слов. Схемы слов. Письмо буквосочетаний. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Согласные и гласные звуки и буквы. Буквы ь и ъ знаки
Согласные звуки, обозначение их буквами. Согласные звуки твёрдые и мягкие. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Чтение и сопоставление слов, различающихся одним звуком. Составление и запись словосочетаний. Фразеологические обороты. Составление продолжения рассказа по картинке, дополнение сюжета. Чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Чтение слов с парными звонкими и глухими согласными. Соотнесение предложения со схемой. Составление предложений по опорным словам. Мягкий знак-показатель мягкости. Образование и запись новых слов с помощью ь. Чтение приговорок, загадок, песенок. Составление устного рассказа по его началу. Чтение слов с буквами ь и ъ знак.
Систематический курс «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
Чтение произведений А.Кари, Г.Ибрагимова,Ф.Яруллина,А.Ахмет,Н.Арсланова,А.Бикчантаева, М.Файзуллина,С.Сулейманова, Г.Хужи, Г.Тукая, Г.Хасанова,Г.Набиуллина, Г.Рафикова,Г.Баширова,загадок ,пословиц и поговорок. Заучивание стихотворений. Ответы на вопросы.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
— понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;
— ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
— различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
— анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
— сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
— понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.);
— соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации. Коммуникативные универсальные учебные действия:
— читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
— участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
— пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
— объяснять своими словами значение изученных понятий;
— описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
— проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
— с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/ трудности в освоении читательской деятельности.
Совместная деятельность:
— проявлять желание работать в парах, небольших группах;
— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
2 класс
1 сентября- День знаний.
Дердменд“Дети пойдем в школу”, М.Галиев“Сентябрь”. А.Гаффар“Песня муравьев”.
Родная страна.родной язык,самые дорогие вы мои
Б.Рахмат “Золота наша земля”,З.Туфайлова “Родная страна”,Ш.Галиев “Что мне нужно на земле?”
Родина моя –Башкортостан
Произведения взяты из книги “Башкортостан –земля моя”(книга для внеклассного чтения для 2 класса). Родная сторона –колыбель моя
.Р. Шаммас«Родина», Ф.Губайдуллина «Флаг Башкортостана». Р.Хайри “Это наша деревня”,А.Алиш.”Родная деревня”. Стихи Шаихзада Бабича.”Для народа”, ”Башкортостан”.
Богатая осень бродит по полям
Г.Галиев “ В саду”, З.Муталлапов “Когда собирали колосья”,М.Гафури “Прощайте дикие гуси”, С.Сунчалей “Грустная осень”, К.Тахау “ Осенний лес”, Г.Рахим “Осень бродит”.
Очень люблю свою семью
М.Джалил “Колыбельная”, С.Джалил “Любовь матери”,Х.Халиков “Сколько нас?”, Р.Мингалим “Если б были крылья...”,М.Ахметзянов “Надо”, Р.Миннулин “Вот такой он человек!”,”Сак-сок”, Ш.Галиев “Когда чиаешь легенду Сак-сок”,Р.Мингалим “Самый большой человек”, “Русалка”(югославская сказка).
Начало нравственности красивая привычка
Л.Васильева –Гангнус «Мальчики,девочки»,А.Бикчантаева «За столом», Х.Халиков «Доброе утро»А.Ахмет «Ай-яй!», А.Бикчантаева «Вкусное слово», Н.Каштанов «Помощь», Р.Валеева « Он ещё не вырос», Ф.Яруллин «Пятно на солнце», Дердменд «Три сына, А.Шамов «Цена хлеба»,З.Ахмеров «И такое бывает», Р.Ишмуратова «Новые санки», Ф.Яруллин «Волшебное слово», А.Ахмет «Не трогай, моё!», З.Ахмеров «Ябеда», А.Бикчантаева «Разговор по телефону»
Будешь работать до пота – будешь и есть вкусно
М.Гафури «Детские дела», И.Туктар « Отчего?», Ш.галиев «Правая рука,левая рука», «Лентяй»(татарская народная сказка), Г.баширов «Сами выращивали», «Кому подарок?»(сказка), Р.Тухватуллин «Каз умасэ»
Белоснежная зима
Б.Рахмат «Наступила зима», Г.Баширов «Катание на санках»,Ж.Таржеманов «Ай,Дед мороз…»,А.Хасан «Дед Мороз раздаёт подарки»,З.Муталлапов «Когда мы были маленькими», К.Ушинский «Зма разозлилась», Р.Курбан «Холодным днём», И.Туктар «Жем-жем! Чвик!», Ж.Дарзаман «Новые сани».
Не бойся, не трону!
Ш.Галиев «Не бойся,не трону!»,А.Баян «Не для спасибо», Г.Хасанов «Заяц», Г.Гатауллин «Ёжик»,Ф.Яруллин «Беспамятная кукушка», А.Баян «Сожаление», Г.Тукай «Птичка», К.Тахау «Поможем птицам», А.Бикчантаева «Невоспитанная кошка»,Р.Хафизова «Глаз души», Э.Шарифуллина «Золотая рыбка».
Самые нежные руки –мамины руки
Р.Миннулин «Мама нужна!», С.Рахматуллин «Бабушка», К.Булатова «Нет у мамы дочери», И.Туктар «Помощник», Р.Валеева «Как солнышко», Ю.Шарапова «Волшебная улыбка»
Весна идёт
А.Бикчантаева «В марте», К.Маховский «Весенние голоса»,А.Бикчантаева «Месяц апрель», «Встреча птиц», Б.Рахмат «Весна идёт», Г.Хасанов «Первый гром, Г.Афзал «Весенний дождь», Г.Тукай «Все на работе», Ф.Зариф «Сладкое лето», К.Ушинский «Четыре желания»
Спасибо вам,ветераны
Э.Мукминова «Грустный праздник», З.Муталлапов « Возвращение в детство»
Устное народное творчество
Скороговорки,приметы,загадки,пословицы,частушки,сказки.
Творчество знаменитых писателей
Г.Тукай «После работы можно поиграть»,М.Гафури «Дикий гусь»,Г.Ибрагимов «Красные цветы»,М.Джалиль «Родник», «Дуб»
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
— сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, о родной природе, о детях и для детей, о животных, о семье, о чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
— характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
— анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
— анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией:
— соотносить иллюстрации с текстом произведения;
— ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
— по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
— пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему;
— пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
— обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного/прослушанного произведения;
— описывать (устно) картины природы;
— сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, рассказы, небольшие сказки);
— участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/слушании произведения;
— удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста;
— контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении/слушании произведения;
— проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность:
— выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
— распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
3 класс
Золотая осень.
Х.Халиков "Страна знаний",Р.Гарей "Осень", З.Ярмаки "Утро", Б.Рахмат "Голубое озеро",Н.Давли "Маленькое облачко", М.Джалиль "Дождь", Г.Галиев "С чего начинается Родина?",К.Тахау. "Осенним днём", Г.Галиев "Настоящий хозяин",Н.Давли "Хлеб",Р.Башар "Осенние рисунки",А.Еники "Хлебушко" ,Ф.Яруллин "Белая ворона", Н.Давли "Хлеб",Э.Мукминова "Источник жизни",Х.Халиков "Учительница", Ф.Яруллин "Лес-ухо, поле-глаз",Р.Башар "Белый родник".
Родина моя - колыбель моя.
Произведения для чтения в этой главе взяты из учебника "Башкортостан -край родной" 3 класс,авторы Г.М.Булякова, Э.А.Исламгулова, изд-во "Китап",2010 г.
Я. Колмый «Любовь», С. Шарипов «Край дружбы», М. Амир «Агидель», М . Сиражи «Это мой - Башкортостан», Д. Солтанов «Где же она Родина», Г. Тукай «Родная деревня», Р Шаммас «Край родной», Т. Ганиева «Страна Урожая», А. Игебаев «Ай, Урал, Урал», Р. Янбулатова «Прекрасная Уфа-столица», Ф. Рахимгулова «Я из Башкортостана».
Хочешь быть хорошим - делай добро.
Р. Валиева «Белоствольная береза», Р Миннуллин «Доброта», Ф Хусни «Жуля – горестная собака», Д. Аппакова «Башмачки со скрипом», Н. Исамбет «Почему шиповник колючий », С. Шамси «Маленький друг», Р. Мингалим «Только были бы друзья».
Деревья украшают - листья, а человека-труд.
Р. Файзуллин «Песня пекарей», Г Баширов «Профессия отца», А. Расих «Пастух», М Гафури «В саду цветов», А. Алиш «Когда мама отдыхает», Дардменд «Богатство».
Белоснежная зима.
Г. Хасанов «Зимний лес», Г. Тукай «Метель», Ш, Биккол «На опушке леса», Г. Рахим «Снеговик», Ш Галиев «Зимняя тишина», Р Гаташ «С Новым Годом».
Судьба страны -в мужских руках , судьба мужчин -в руке страны.
Ш. Галиев «Это – военная тайна», И Туктар «На страже», Р. Башар «Надо уметь сторожить», Ш Маннур «Муса».
Свет- у солнца, доброта- у матери.
И. Гази «Твоя мама», Ф Яруллин «Мама», Р. Мингалим «Зеленоглазая мама», Дардменд «Колыбелька», М. Махдиев «И плакать хорошо», Ф. Амирхан«Он ведь сирота!».
Эх, это весна, милая весна!
К. Тахау «Эх, это весна, милая весна!», Г Башаров «Весна», И. Гази «Скворцы», З. Нури «Птицы прилетают», Ш. Маннур «Сделали скворечник», И. Туктар «Знакомые жаворонки», Р. Миннуллин «Из рода Гагариных», «Полетели на луну», Ш. Галиев «Тукаю», Г. Тукай «Младенцу», Ф. Яруллин «Через Тукая».
Вечная память павшим героям.
Г. Апсалямов «Синее утро», Р Харис «Слова матери», Ф. Шафигуллин «Солдаты возвращаются», А. Алиш «Песня о себе», Р. Миннуллин «Я должен бороться ».
Татарские народные сказки.
"Смелый петух","Зухра".
Произведения писателей мира.
А.С.Пушкин Зимняя дорога",Г.Тукай "Пушкину",Л.Н.Толстой "Детство", Г.К.Андерсен "Ромашка",Ш.Перро "Красная Шапочка", Братья Я.Гримм и В.Гримм "Горшочек каши", Д.Родари "Чипполоне принц наступает на ноги Лимона".
Стихи для заучивания -15
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
— читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
— различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
— анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
— конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
— сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; — исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией:
— сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
— подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
— выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
— формулировать вопросы по основным событиям текста;
— пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
— выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; — сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
— оценивать качество своего восприятия текста на слух;
— выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
— в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать/драматизировать несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
— осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
4 класс
Лето и осень родных просторов
М. Гафури “Родной язык”. И. Гази “Воробей, полетевший за Солнцем”. Р. Миңнуллин “Зеленая лошадка лета ”. Г.Исхакый «Осени Поволжья». А.Бикчантаева « Осень».
Устное народное творчество
Песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Татарские народные сказки. «Три вопроса», «Тринадцать» «Черный ворон».
Произведения выдающихся представителей татарской литературы
Стихи Габдуллы Тукая. Ф.Амирхан «Девушка Зухра». К.Тинчурин«Встреча». Ш.Камал « Мелодия курая». Х.Такташ «Песня зимы». Стихи Хасана Туфана. И.Гази. «Трясогузка». Ф.Хусни. «Нерассказанное». Стихи Сибгата Хакима. Г.Баширов «Весенние сабантуи.» А.Еники «Красота». Н.Исянбат «Ходжа Насретдин». А.Гилязев «Четверо».
Зима и весна родной сторонки
Н.Думави « Первый снег». Г.Хасанов «Декабрь». Г.Камал «Весна в деревне Масра». Г.Ибрагимов «И решили пойти на рыбалку…»
Литература представителей народов России и зарубежных писателей
Братья Гримм «Красная Шапочка». Х.К.Андерсен «Голый король». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке…» Л.Н.Толстой «Детство». М.Горький «Как я учился». М.Твен «Приключения Тома Сойера». А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Тетрадь поэзии
Стихи Дердеманда. Н.Думави «Летняя лунная ночь». Ф.Карим «О гармони».Стихи Р.Ахматзяна.
Писатели- детям
К. Насыри «Абугалисина». А.Алиш «Утка, неумеющая хранить тайны». Р.Хафизова « Путь диких гусей». Стихи Ш.Галиева. Л.Ихсанова «Семь дней под землей». Н.Дяули «Чернявка-дворняга». М.Юнус «Семь чудес. Египетские пирамиды». Стихи Ф.Яруллина.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в четвёртом классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
— читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
— анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
— характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
— составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
— исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с текстом:
— использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
— характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и др.);
— выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
— пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
— рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
— оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
— использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
— сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
— определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
— оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
— осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность:
— участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
Предметные результаты.
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
— осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из про-
изведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обо-
значениям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведения;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из про-
изведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Критерии оценивания.
Чтение наизусть
Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем уроке.
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Тематическое планирование
1класс
№ | Тема урока | Кол -во час. |
1 | Предмет и слово | 1 |
2 | Слова, обозначающие предмет | 1 |
3 | Слова, обозначающие действия предмета | 1 |
4 | Слова, обозначающие признаки предмета | 1 |
5 | Текст. Слово и предложение. Составление предложений из 2-3 слов | 1 |
6 | Определение количества слов в предложении.Деление слов на слоги. | 1 |
7 | Гласные и согласные звуки.Ударение. | 1 |
8 | Гласный звук [а].Буквы А, а.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
9 | Гласный звук [ә]. Буквы Ə, Ə.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
10 | Гласный звук [и].Буквы И,и.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
11 | Гласный звук [ы].Буква ы.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
12 | Гласный звук [у].Буквы У,у.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
13 | Гласный звук [ү].БуквыҮ,ү . Упражнение в чтении и письме. | 1 |
14 | Согласный звук [л].Буквы Л,л.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
15 | Согласный звук [н].Буквы Н,н Упражнение в чтении и письме. | 1 |
16 | Согласный звук [т]..Буквы Т,т. Упражнения в чтении и письме. | 1 |
17 | Согласный звук [с].Буквы С,с. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
18 | Согласный звук [б].Буквы Б,б. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
19 | Согласный звук [к].Буквы К,к. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
20 | Согласный звук [д].Буквы Д,д. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
21 | Согласный звук [р].Буквы Р,р. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
22 | Гласный звук [э].Буквы Э,э-е. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
23 | Согласный звук [м].Буквы М,м .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
24 | Согласный звук [г].Буквы Г,г. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
25 | Согласный звук [ч].Буквы Ч,ч. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
26- 27 | Согласный звук [ш].Буквы Ш,ш .Упражнение в чтении и письме. | 2 |
28 | Согласный звук [й].Буква й . Упражнение в чтении и письме. | 1 |
29 | Гласные звуки [йе], [йы]. Буква Е,е. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
30 | Гласный звук [о].Буквы О, о. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
31 | Слог йо .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
32 | Согласный звук [п].Буквы П, п. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
33 | Согласный звук [з].Буквы З, з.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
34 | Гласный звук [ө].Буквы Ө,ө.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
35 | Слог йө.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
36 | Слоги йо-йө. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
37 | Согласный звук [ң].Буква ң. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
38- 39 | Гласные звуки [йа],[йә].Буквы Я, я. Упражнение в чтении и письме. | 2 |
40-41 | Согласные звуки [в][w].Буквы В, в.Упражнение в чтении и письме. | 2 |
42 | Согласные звуки [йу],[йү]. Буква Ю,ю .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
43 | Согласный звук [х]. БуквыХ,х.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
44 | Буква ь.Упражнение в чтении и письме. | 1 |
45 | Согласный звук [ф].Буквы Ф, ф .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
46 | Согласный звук [ж].Буквы Ж, ж .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
47 | Согласный звук [җ].Буквы Җ, җ .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
48 | Гласный звук [йо].БуквыЁ,ё. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
49 | Согласный звук [ц].Буквы. Ц, ц. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
50 | Согласный звук [һ].Буквы Һ,һ. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
51 | Согласный звук [щ].Буквы Щ, щ .Упражнение в чтении и письме. | 1 |
52 | Буква ъ. Упражнение в чтении и письме. | 1 |
53 | Стихи о Родине Р.Гарипова, Р.Валеевой, Р.Курбана. | 1 |
54 | Мы любим сказки. | 1 |
55 | Стихи Г.Тукая, М.Гафури, М.Джалиля. | 1 |
56 | А. Кари “Зима” | 1 |
57 | Г. Ибрагимов “Снег идет” | 1 |
58 | Ф. Яруллин “Если дунет три раза”. | 1 |
59 | А. Ахмет “Красота зимы” | 1 |
60 | Н. Арсланов “Весна” | 1 |
61 | А. Бикчантаева “Подснежник”, М. Файзуллина “Фиалка”, “Ландыш” | 1 |
62 | С. Сулейманова “Праздник мам” | 1 |
63 | Г. Хужи “Птицы прилетают” | 1 |
64 | Г. Тукай “Ласточка” | 1 |
65 | Г. Хасанов “Половодье” | 1 |
66 | Г. Набиуллин “Утро Победы”. М. Рафиков “День Победы – большой праздник” | 1 |
2 класс
№ п/п | Раздел /Тема урока | Кол-во уроков |
1. | 1 сентября-“День знаний”. Дердменд“Дети пойдем в школу”, М.Галиев“Сентябрь”. А.Гаффар“Муравейник” | 1 |
2. | Родная страна.родной язык,самые дорогие вы мои З.Туфайлова “Золото-наша земля!”, Ш.Галиев.“Что мне нужно на земле?” | 1 |
3. | Родная сторона –колыбель моя. Р. Шаммас«Родина», Ф.Губайдуллина «Флаг Башкортостана». | 1 |
4. | Р.Хайри “Это наша деревня”, А.Алиш.”Родная деревня”. | 1 |
5. | Стихи Шаихзада Бабича.”Для народа”, ”Башкортостан”. | 1 |
6. | Богатая осень бродит по полям Г.Галиев“ В саду”, З.Моталлапов «Когда собирали колосья». Проверка техники чтения. | 1 |
7. | М.Гафури “Прощайте дикие гуси”, С.Сунчалей “Грустная осень”. | 1 |
8. | К.Тахау “Осенний лес”,Г.Рахим “Осень бродит”. | 1 |
9. | Очень люблю свою семью . М.Джалил”Колыбельная”,С.Джалил“Любовь матери”, Х.Халиков “Сколько нас?”, Р.Мингалим “ Если б были крылья…” | 1 |
10. | М.Ахметзянов «Надо», Р.Миннулин «Вот такой он человек!» | 1 |
11. | “Сак-Сок”, Ш.Галиев. “Когда читаешь легенду Сак-сок”. | 1 |
12. | Р.Мингалим «Самый большой человек», «Русалка»(югославская сказка.) | 1 |
13. | Начало нравственности красивая привычка. Л.Васильева –Гангнус “Мальчики, девочки”, А.Бикчантаева.”За столом”.Х.Халиков”Доброе утро”. Проверка техники чтения. | 1 |
14. | З.Ахмеров « И такое бывает», Р.Ишмуратова «Новые санки» | 1 |
15. | Ф.Яруллин «Волшебное слово», А.Ахмет « Не трогай,моё!» | 1 |
16. | З.Ахмеров «Ябеда», А.Бикчантаева “Разговор по телефону”. | 1 |
17. | А.Ахмет “ Ай-яй!”, А.Бикчантаева “Вкусное слово” | 1 |
18. | Н.Каштанов”Помощь”,Р.Валеева “Он ещё не вырос ”. | 1 |
19. | Ф.Яруллин “Пятно на солнце”.Проверка техники чтения. | 1 |
20. | Дердменд “Три сына”,А.Шамов “ Цена хлеба” | 1 |
21. | Ш.Галиев “Правая рука,левая рука”, “Лентяй” (татарская народная сказка) | 1 |
22. | Г.Баширов“Сами выращивали”,“Кому подарок?”(сказка), Р.Тухватуллин “Щипание гусей”. | 1 |
23. | Белоснежная зима. Стихотворения о зиме. Б.Рахмат“Наступила зима”,Г.Баширов “Катание на санках” | 1 |
24. | Ж.Таржеманов” Ай,Дед Мороз…”,А.Хасан “Дед Мороз раздаёт подарки” | 1 |
25. | З.Муталлапов “Когда мы были маленькими”, К.Ушинский “Зима разозлилась”. | 1 |
26. | Р.Курбан “Холодным днём”,И.Туктар “Жем-жем!...Чвик!..”,Ж.Дарзаман “Новые сани” | 1 |
27. | Не бойся ,не трону! Ш.Галиев “Не бойся ,не трону!”,А.Баян “Не для спасибо”. Г.Хасанов “Заяц”, Г.Гатауллин “Ёжик”. | 1 |
28. | Ф.Яруллин “Беспамятная кукушка”, А.Баян “Сожаление”, Г.Тукай “Птичка” | 1 |
29. | К.Тахау “Поможем птицам”, А.Бикчантаева “Невоспитанная кошка”, Р.Хафизова “Глаз души”, Э.Шарифуллина “Золотая рыбка” | 1 |
30. | Самые нежные руки –мамины руки. Р.Миннулин “ Мама нужна!”,С.Рахматуллин “Бабушка”, К.Булатова “Нет у мамы дочери”. | 1 |
31. | Р.Валеев “Как солнышко”, Ю.Шарапова “Волшебная улыбка”,И.Туктар “Помощник” | 1 |
32. | Весна идёт… А.Бикчантаева “В марте”, К.Маховский “Весенние голоса”, А.Бикчантаева “Месяц апрель”,” Встреча птиц”, К.Ушинский “Четыре желания”. | 1 |
33. | Спасибо вам,ветераны! Э.Мукминова “Грустный праздник”, З.Муталлапов “Возвращение в детство” | 1 |
34. | Устное народное творчество.Скороговорки,загадки,пословицы, частушки, сказки. | 1 |
3 класс
№ п/п | Раздел /Тема урока | Кол-во часов |
Золотая осень. (9 ч.) | ||
1 | З. Ярмаки «Утро», Б. Рахмат «Голубое озеро» | 1 |
2 | Н. Давли «Маленькое облачко». | 1 |
3 | М. Джалил «Дождь». Г. Галиев «С чего начинается Родина» | 1 |
4 | К. Тахау «Осенним днем», Г. Галиев «Настоящий хозяин». | 1 |
5 | Н. Давли «Хлеб» | 1 |
6 | Р. Башар «Осенние рисунки», Э Еники «Хлебушка» | 1 |
7 | Ф. Яруллин «Белая ворона», Н. Давли «Хлеб» | 1 |
8 | Х. Халиков «Учительница» | 1 |
9 | Ф. Яруллин «Лес-ухо, поле-глаз», Р. Башар «Белый родник» | 1 |
Родина моя - колыбель моя. (4 ч.) | ||
10 | Я. Колмый «Любовь», С. Шарипов «Край дружбы» | 1 |
11 | М. Амир «Агидель», М . Сиражи «Это мой - Башкортостан» | 1 |
12 | Д. Солтанов «Где же она Родина» | 1 |
13 | Г. Тукай «Родная деревня», Р Шаммас «Край родной» | 1 |
Хочешь быть хорошим - делай добро. (5 ч.) | ||
14 | Р. Валиева «Белоствольная береза», Р Миннуллин «Доброта» | 1 |
15 | Ф Хусни «Жуля – горестная собака» | 1 |
16 | Д. Аппакова «Башмачки со скрипом» | 1 |
17 | Н. Исанбет «Почему шиповник колючий » | 1 |
18 | С. Шамси «Маленький друг», Р. Мингалим «Только были бы друзья» | 1 |
Деревья украшают - листья, а человека - труд. (3 ч.) | ||
19 | Р. Файзуллин «Песня пекарей», Г. Баширов «Профессия отца» | 1 |
20 | А. Расих «Пастух», М Гафури «В саду цветов» | 1 |
21 | А. Алиш «Когда мама отдыхает», Дардменд «Богатство» | 1 |
Белоснежная зима.( 4 ч.) | ||
22 | Г. Хасанов «Зимний лес» | 1 |
23 | Г. Тукай «Метель», Ш, Биккол «На опушке леса» | 1 |
24 | Г. Рахим «Снеговик», Ш Галиев «Зимняя тишина», Р Гаташ «С Новым Годом» | 1 |
Судьба страны -в мужских руках , судьба мужчин -в руке страны.( 2 ч.) | ||
25 | Ш. Галиев «Это – военная тайна», И Туктар «На страже» | 1 |
26 | Р. Башар «Надо уметь сторожить», Ш Маннур «Муса» | 1 |
Свет- у солнца, доброта- у матери. (4 часа) | ||
27 | И. Гази «Твоя мама», Ф Яруллин «Мама» | 1 |
28 | Р. Мингалим «Зеленоглазая мама» | 1 |
29 | Дардменд «Колыбелька», М. Махдиев «И плакать хорошо» | 1 |
30 | Ф. Амирхан«Он ведь сирота!» | 1 |
Эх, это весна, милая весна! ( 4 ч) | ||
31 | К. Тахау «Эх, это весна, милая весна!», Г Башаров «Весна» | 1 |
32 | И. Гази «Скворцы», З. Нури «Птицы прилетают», Ш. Маннур «Сделали скворечник» | 1 |
33 | И. Туктар «Знакомые жаворонки» | 1 |
34 | Обобщающий урок. |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | М.Гафури “Ана теле”,И.Гази “Кояш артыннан киткән тургай” | 1 | |
2 | Р.Миңнуллин “Җәйнең яшел аты”,Ә.Бикчәнтәева “Көз” | 1 | |
3 | Народные песни. Җырлар. | 1 | |
4 | Мәкаль-ләр һәм әйтемнәр. Табышмаклар. | 1 | |
5 | Әкиятләр. ”Гакыллы хәйлә хикәяте”,”Унөч”. | 1 | |
6 | Г.Тукай, “Исемдә калганнар”,”Туган авыл”.Кл.тыш уку | 1 | |
7 | Г.Тукай.”Бәхет”,Ф.Әмирхан.”Ай өстендәге Зөһрә кыз”. | 1 | |
8 | . К.Тинчурин “Очрашу”,Ш Камал “Курай тавышы”. | 1 | |
9 | Г Ибраһимов “Яз башы”.Кл.тыш уку | 1 | |
10 | Һ.Такташ “Кыш җыры”. | ||
11 | Х.Туфан.”Һәркемнең үз теле”,”Илгә сзлам” | 1 | |
12 | Х.Туфан “ Иркәләнеп кояш нурында ”,”Сез таныйсызмы.” | 1 | |
13 | Ш Маннур “Әткәм-әнкәмнең теле”. | 1 | |
14 | М.Җәлил “Кечкенә дуслар”,”Урман” “Бер үгет”. | 1 | |
15 | И.Гази “Сиртмәкойрык” | 1 | |
16 | Ф.Хөсни “Сөйләнмәгән хикәя”.Кл.тыш уку | 1 | |
17 | С.Хәким.”Ява яңгыр”,”Тукайга”. | 1 | |
18 | Г.Бәширов “Язгы сабан туйлары”. | 1 | |
19 | Ә.Еники “Матурлык”. | 1 | |
20 | Н.Исәнбәт “Хуҗа Насретдин”. | 1 | |
21 | А.Гыйлаҗев “Дүртәү”. | 1 | |
22 | Н.Думави “Беренче кар”,Г.Хәсәнов “Декабрь” Кл.тыш уку дәресе | 1 | |
23 | Г Камал “Масра авылында яз башы ,Г Ибраһимов “Шулай итеп балыкка китмәкче булдык”. | 1 | |
24 | Я.В.Гримм “Кызыл калфак”,Андерсен “Патшаның яңа киеме”. | 1 | |
25 | Л.Н.Толстой “Балачак”,М.Горький “Мин ничек укыдым” | 1 | |
26 | М.Твен “Том Сойер маҗаралары”,Экзюпери “Нәни принц”. | 1 | |
27 | Утыз Имәни “Заманга керү турында” ,Дәрдеманд “Таулы матур илләрдә.” | 1 | |
28 | Дәрдемәнд “Чыкты кояш”,Н.Думави “Җәйге айлы төндә”. | 1 | |
29 | Р Әхмәтҗан “Тургай җыры”,”Кайту шатлыгы”. | 1 | |
30 | К.Насый-ри “Әбүгалисина”, А. Алиш “Сертотмас үрдәк”, | 1 | |
31-32 | Р.Хафизова “Киек каз юлы”,Ш.Галиев “Иң беренче сүз”. | 2 | |
33 | Л.Исхакова “Җир астында җиде көн”,Н.Дәүли “Каракай-йорт эте”. | 1 | |
34 | М.Юныс “Җиде могҗиза” ”Мисыр пирамидалары”. | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
С.Г.Вагизов, Р.Г.Валитова “Туган тел” учебник для 1 класса,Казань,Магариф,2006г.изд.
С.Г.Вагизов «Уку китабы», учебник для 2 класса в 2-х частях, «Магариф»,2007 г.изд.
М.Х.Хасанова «Уку китабы», учебник для 3 класса в 2-х частях, «Магариф»,2004 г.изд.
Учебник "Башкортостан -край родной" 3 класс,авторы Г.М.Булякова, Э.А.Исламгулова, изд-во "Китап",2010 г.
Р.Х.Ягафарова «Уку китабы», учебник для 4 класса в 2-х частях, «Магариф»,2004 г.изд.
Ф.А.Гафурова ,Л.Ш Гайнетдинова,Методическое пособие к учебнику « Алифба» Китап .Уфа 2010
Сюжетные картинки для развития речи.
Наглядные пособия.
Методические газеты и журналы: “Магариф”, “Открытый урок” , “Учитель Башкортостана”, “Аллюки”, “Сабантуй”.
Книги писателей для детей.
Портреты писателей.
ТСО (средства ИКТ)
Магнитофон
Интерактивная доска
Ноутбук
Электронные презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №4муниципального района Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс
Рабочая программа составлена к учебникам "Татар теле" и "Элифба" Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...
Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 2 класса (1 час в неделю)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса ,один час внеделю.По учебнику Хайдарова Р.З. "Кунелле татар теле"....
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МБОУ "Елховс...
Рабочая программа по родной (татарской) литературе для 4 класса
Рабочая программа разработана на 34 ч (1 ч. в неделю). Планируемые результаты изучения предмета, содержание курса, тематическое планирование. Авторы учебника: Г.М. Сафиуллина, Ф.Ф.Хәсә...
рабочая программа по родной татарской литературе в 3 классе (учебник Сафиуллина Г.М. и др.)
Рабочая программа по учебнику "Әдәби уку" (Сафиуллина Г.М. и др.) составлена для работы в 3 классе для учеников,изучающих родной татарский язык по углубленной программе....