Рабочая программа по родной (татарской) литературе для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Гимаева Альфия Габдулловна

Рабочая программа разработана на 34 ч (1 ч. в неделю). Планируемые результаты изучения предмета,  содержание курса, тематическое планирование. Авторы учебника: Г.М. Сафиуллина, Ф.Ф.Хәсәнова, Ә.Г. Мөхәммәтҗанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_tatarskom_yazyke.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Планируемые результаты изучения предмета  

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;  

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;  

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);  

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;  

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;  

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);  • составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;  

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);  

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;  

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).  

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;  

• самостоятельно читать выбранные книги;  

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;  

•самостоятельно работать со словарями.  

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:  

• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;  

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;  

• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).  

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:  

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:  

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);  

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:  

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь  присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.  

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:  

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.  

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:  

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения опыт моральных оценок и нравственного выбора).  

«Литературоведческая пропедевтика»

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;  

• отличать народные произведения от авторских;  

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), контраст, повтор, разные типы рифмы).  

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, татарских и русских народных сказках;  

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);  

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;  

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).  

«Элементы творческой деятельности учащихся»:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;  

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;  

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.  

Содержание курса предмета

Название раздела

Количество часов

1.

Познаем законы волшебных сказок

5

2.

Фольклорные произведения

5

3.

Законы эстетики в природе, искусстве, жизни людей

4

4.

Углубляемся в историю народа

4

5.

Познаем законы красоты

4

6.

Познаем жизненные идеалы

4

7.

Познаем мир искусства

4

8.

Философия патриотизма

4

Итого

34

                                                                                                   

Материал 4 класса впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры; т.к. программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития.

Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам объясняется проникновение в художественные тексты фактов истории. Вместе с тем, школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Время в народной литературе понимается как Природа, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе – это История, историческое видение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

В содержании материала 4 класса нашли место произведения-легенды, рассказывающие о древнейших страницах истории человечества, Приволжского региона, Казанского ханства; о любителях древности-археологов (Х. Камалов. «Археолог»). Представлены интересные беседы о происхождении человека из животного царства. При этом использованы труды таких исследователей, как В.А. Ранов, Г.М. Давлетшин, Р. Бекбулатов, Р. Мостафин, К. Нафиков, М.И. Ахметзянов и др. Фольклорный материал, различные пояснения заимствованы из «Энциклопедии мифологии», составленной Ф.И. Урманче и К.М. Миннуллиным.

Программа 4 класса продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется парная, перекрестная, охватная рифмы, ритмичность стиха. Ученики обращают внимание на длину строки, т.е. приобщаются к стихам таких форм, как верлибр, традиционный стих, гаруз, но при этом термины не сообщаются. Также обращают внимание на строфику стиха. Для этого предложены стихи таких авторов, как Р. Файзуллин, Р. Харис, Г. Афзал, Р. Миннуллин, И. Юзеев, Р. Ахметзян, Р. Зайдулла.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы. С этой целью включены повесть Г. Кутуя «Приключения Рустема», рассказы Ф. Амирхана «Маленький слуга» и К.Наджми «Первый рабочий день Насимы», также отрывок рассказа «Начало весны» Г.Ибрагимова.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение: 1.Проблемы выражения авторской точки зрения в прозе и в поэзии; 2.Проблемы выражения чувств лирического героя в лирике; 3.Проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика и героя, что и находит свое воплощение в учебниках «Әдәби уку».

Особенность четвертого года обучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю на уровне основного общего образования для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол.часов

Виды деятельности учащихся

      Дата

План

Факт

Изучаем каноны волшебной сказки: связь прошлого с настоящим (13 ч.)

1.

Первые люди, жившие на земле. Җир ничек барлыкка килгән?” Миф о Боге Хаппи “Җир ничек яралган?”

(легенда), —Күкнең күтәрелүе (хикәят)

1

Ориентация в учебнике, знание языка условных знаков. Создание первичного представления о происхождении земного шара.

2.

О чем рассказывают легенды?

Тотемные деревья Р.Миннуллин “Сабантуйда” “Айдархан һәм сәхабәләр, (легенда)

1

Знакомство с древними легендами. Изучение места легенд в мире литературы о древнейших людях , почитаемых тотемными деревьями

3.

 Рождение пророка Мухаммада

Пәйгамбәрнең тууы һәм аның балачагы” Картина А.Абзгильдин “Рождение Мухаммада”

1

Выяснение взаимосвязи литературных произведений с другими произведениями искусства, художественное чтение, чтение прочитанного текста, сопоставление рисунков к нему, ответы на вопросы. Составление рассказа по картине.

4.

Краса родного края- белая береза

З. Ярмәки: —Ак каен”

М. Сафин —Каенага, каенишләр”

1

Продолжение изучения тотемных деревьев

5.

Тотемные растения. 

Абага чәчәге” рассказ Г.Кутуй

“Рөстәм маҗаралары”

1

Учение о тотемных растениях

6.

“Абага чәчәге”, “Ак байтал”

1

Продолжение знакомства с произведением Аделя Кутуя “Приключения Рустама”

7.

Тотемные животные. Р. Шәмсетдинов. “Алтын Урда. Хан ауда”картина.  Р. Миңнуллин “Алтын Урда”.

1

Определение темы. Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий. Постановка событий в произведении в соответствующей последовательности.

8

Белый волк в татарской мифологии. Герб Татарстана.Дәрдемәнд. Гали( хикәят)

1

Знакомство с образом белого волка в татарской мифологии. Изучение герба Татарстана

9

Белый волк в татарской мифологии. Герб Татарстана.

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.

10.

Акбүре” Предание. —Белый волк”

Сказка

1

Объяснение образа белого волка как тотемного животного как помощника главного героя в татарских народных сказках

11.

Образ белой змеи в татарских сказках.

1

Объяснение роли образа белой змеи как сказочного героя в народном устном творчестве

12.

Образ белой змеи в татарских сказках.

1

Осмысленность при чтении, сюжетно-композиционное сходство в авторских и народных сказках.

13.

Еланнар патшасы Шаһмара. Изучаем законы волшебной сказки: пересматриваем прошлое и связываем его с сегодняшней жизнью”.

1

Создание читателям условий для понимания сказки. Волшебная сказка по-своему уникальна. Систематизация знаний и навыков

2.Произведения, основанные на фольклоре.(3 ч.)

14 .12.

14.

Авторские сказки приглашают в мир чувств. Древний поэт Кол Гали.

Ш.Г алиев —Кол Галигә”

“Тоткын Сөембикә җыры”;

Картина Р.Шәмсетдинова “Кол Гали”; песня “Кыссаи Йосыф

1

Своеобразие в творчестве древних поэтов. Известен своей жизнью и творчеством. Содержание поэмы "Кыссаи Йо-сыф". Основная идея, заданная в произведении, - объяснение.

15

Мы -татары. Древо жизни Автор әкиятләре Без – татар балалары. Г. Латыйп “Безнең нәсел”, Э. Шәрифуллина. “Без татар балалары”

1

Знакомство с произведениями г. Латипа “наш На-сел”, Э. Шарифуллиной “мы – татарские дети”, Р. Миннуллиной “Татарларым”.

16

Жизнь фольклорного жанра в  настоящее время. Ә Рәшит “Нәсел агачы”, Ф Гыйрфанов “Болгар ханнары шәҗәрәсе” Х. Камалов “Археолог” Су асты патшалыгында. Су кызы. Айсылу – бәхетле бала

1

Углубление знаний о родовом древе,родословной. Знакомство с образцами старинной родословной. Углубление знаний о родовом древе,родословной. Знакомство с образцами старинной родословной. Ф. Гирфанова “родословие булгарских ханов”.”

знакомство с подводным миром через сказку-объяснение того, что авторские сказки ведут нас в мир чувств.

3.Учимся понимать красоту людей и природы через творчество поэтов и художников. (3ч.)

24.11

17.

Что для жизни нужно? Стихи Шаехзады Бабич . Шигърият. Җирдә миңа ни кирәк? Ш. Галиев “Алсу дөнья”  Көзге табигать мизгелләре. Г. Рәхим “Көзге урман”, М. Усманов “Урман күле”, О. Кульпин “Зәңгәр култык” Иртә яме, иртә моңы- җан азыгы. З. Ярмәки “Иртә”, Н. Думави “Беренче кар”, Р. Харис “Ак карлар арасында” Иртә яме, иртә моңы- җан азыгы.

1

Что нужно для жизни человека?"найти ответ на вопрос. Подготовка учащихся к художественному чтению

18.

Рассказ, поэзия . Картины осенней природы. Зимний соловей.Г. Рәхим “Песнәк” Әнкәм портреты. Г. Рәхим “Апрель», Г. Сабитов “Кадерле туган як!” Иң матур сүз. Н. Исәнбәт “ Өч матур сүз”, С. Шакир “ландыш чәчәге”,  Г. Сабитов “Чәчәк нигә боекты”

1

Продолжение ознакомления учащихся с зимующими в наших краях птицами; объяснение необходимости осмысления слова.

Воспитывать искреннюю личность.

19.

Длинный язык..Л. Лерон ”Кыхмырый, Мыхмырый”һәм ШыхмырыйҺ, И. Гыйләҗев “Тутыкмас тотка”, И. Набиуллина “Тәмле тел”, М. Әгъләмов “Матурлык минем белән” “

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий. Аргументация своих мнений.

4. Как жили наши сверстники 100-200 лет назад. (2 ч.)

01.02

20.

Рассказ. Трудная судьба.Г. Галиев “Бибкәй аланы”, З. Бәшири Бер асрауның аһ- зары” Кечкенә хезмәтче.Ф. Әмирхан “Кечкенә хезмәтче”, Ә. Фәйзи “Асрарга бала бирәм”, Н. Думави “Ятим бала” Күз яшьле балачак. К. Нәҗми “нәсимәнең беренче эш көне”, В. Маковский “Күрешү”, Күз яшьле балачак. Д. Аппакова “кечкенә Бануның тарихы”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.Аргументация своих мнений.

21

Поэзия. Воспоминания детств С. Хәким “Яратам мин”, А. Әхмәт “ Кем эше бу? “Матурлык дөньяны коткара. Зөлфәт “Кыз тавы”, М. Мәһдиев “Бәхилләшү.М атурлык дөньяны коткара.

1

Убеждение в том, что у каждого человека есть прошлое, настоящее и будущее. В течение этого времени у него были моменты, о которых можно вспомнить с горечью. Знакомство с произведениями Зульфата и М. Магдеева

5. Учимся понимать красоту вокруг нас. (5 ч.)

15.02

22.

Поэзия.  Көннәрем гөрләп торсын.

В. Хәйруллина “Хәерле көн”, Р. Миңнуллин “”Иртән иртүк”, Д. Гайнетдинова “Исәнме, яңа көн”, Н. Әхмәдиев “Хәерле иртә” . Каен – урман чибәре. С. Гафарова “Көз”, И. Шишкин “каенлык” Каен – урман чибәре. К. Максимов “Каенлык”, Г Гыйльманов “Кайтаваз”

1

Выразительное чтение, с соответствующей скоростью чтения, ответа на вопросы. Определение количества строк в строфе, поиск рифмованных слов. Работа в парах. Анализ произведений, ответы на вопросы, выполнение заданий.Построение диалога с помощью волшебных слов.

23.

Поэзия.  Все белым –бело Ш. Галиев “Урман ява” Хикәя. . Весенняя грусть.Р. Вәлиева “Бөтен дөнья ак Р. Гыйзаттуллин “Язгы моң”, М. Хәйретдинов “Ана булу” “Назлылык”, В. Хәйруллина “наз”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.Доказательство своих убеждений

24.

Формирование представления о специфике жанра сказочного рассказа Таинственное небо. Р. Мингалим. “Бүген төнлә күккә кара”, Н. Исәнбәт “Кышкы төндә”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.Полностью пересказывать содержание рассказа. Найти признаки контраста, сопоставив весну и осень.

25.

Формирование представления о специфике жанра сказочного рассказа Родной край  К. Булатова  “ шушы яктан шушы туфрактан без”, К . Максимов “”Идел көзгесендә”. Туган көнгә – салават күпере Батулла “Салават күпере кайда йоклый” Матурлык дөньясы.Л Л. Ихсанова “Шомырт чәчәкләре ак кына”

1

Выявление взаимосвязи литературных произведений с другими произведениями искусства, художественное чтение; сопоставление прочитанного текста, рисунков, ответы на вопросы.Составление рассказа по картине.

26.

Формирование представления об особенностях сказочного повествования Природа-таинственный мир Җ. Дәрзаман “Бөҗәкләр беллән сөйләшү” Табигать – серле дөнья  Г. Гыйльманов  “Курай. Аккошлар-сак кошлар. Г. Хәсәнов “Аккош”, Р. Фәйзуллин “Быелгы яз”, А. Тимергалина “Аккош”, Батулла “терек- терек кырмыска”

1

Выявление взаимосвязи литературных произведений с другими произведениями искусства, художественное чтение; сопоставление прочитанного текста, рисунков, ответы на вопросы.Составление рассказа по картине

6. Сколько путей проходит человек, чтобы стать человеком на земле?(3 ч.)

22.03

27.

Волшебные сказки. Волшебное растение Г. хәсәнов “Абага” Кирлемән маҗараларыР. Хафизова “Кирлемән”, Л. Толстой “Слива төше”,

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.Полностью пересказывать содержание рассказа.

28

Рассказ. Лесной доктор. Җ. Дәрҗеманов “Шуктуган”, Ш. Галиев “Тукран сые” Урман докторы. Җ. Дәрҗеманов “Тукран малае шуктуган” Гөмбәләр серен белү кирәк. Н. Сладков “Тыштан калтырый, эчтән ялтырый” Е. Зуев “ Урман хәзинәләре”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий. Полностью пересказывать содержание сказки.

29.

Рассказ. Уроки бабушки Бану. К. Тимбикова “Бану әби сабагы” Ф. Тарханова “Без бәлеш пешерәбез”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий. Составление плана по содержанию произведения. Пересказ содержание рассказа.

7. Выявляем характерные особенности художественного мира (2 ч.)

19.04

30.

Формирование представления о специфике жанра сказочного рассказа Язучы катнашында үткән “Серле ачкыч” мәктәп клубы утырышы Р. Вәлиев “Кошлар кайта”, “кайтчы, Сөембикә” Р. Харис “Елмай”

1

Знакомство с биографией писателя. Анализ произведений, ответы на вопросы, выполнение заданий. Составление связной речи.

31

Рассказ. Бәбкә үстерү кыенлыклары Р. Вәлиев “Эт кояшы”(өзек), К. Насыйри “каз итен, коймакка төреп, каймакка манып ашау” В. Хәйруллина “Алмаштыру”

1

Ответы на вопросы. Аргументация и разъяснение мнений. Сравнение стихов.

8. У народа, не имеющего прошлого, нет будущего.Думаем о родной стране ( 3ч.)

03.05

32.

Жизнь фольклорного жанра. Всем дорога Родина. Неизвестный художник. “Сөембикә ханбикә үз гаиләсе белән”, Р. Вәлиев “Ватаным”, Музыка тыңлау.”Ватаным”. Р. Абдуллин көе. Татарстан флагы. Р. Харис “ Татарстан әләме”, В. Худяков “Сөембикә ханбикәне Казаннан алып китү”, А. Алиш “Сертотмас үрдәк”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий. Прослушивание песни. Составление рассказа по картине. Участие в дискуссии о государственных символах. Чтение, анализ произведений, ответы на вопросы, выполнение заданий. Составление рассказа по картине.

33.

Рассказ Незабываемые моменты детства М. Мирза “Балачак хәтирәсе”, С. Хәким “Тегермән стенасындагы язулар”

1

Анализ произведения, ответы на вопросы, выполнение заданий.Содержание рассказа.Аргументация и разъяснение мнений. Работа в группах.

34

Рассказ.  Смелые летчики. Г.Кутуй”Яшен”, Ш.Рәкыйпов “Төнге очыш”. А.Пластовның “Фашист самолеты очып үтте” картинасы.

1

Анализ произведений, ответы на вопросы, выполнение заданий. Составление рассказа по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...

Рабочая программа по родной(татарской) литературе для 1-4 классов

Рабочая программа по учебному предмету  «Литературное чтение на родном (татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

рабочая программа по родной татарской литературе в 3 классе (учебник Сафиуллина Г.М. и др.)

Рабочая программа по учебнику "Әдәби уку" (Сафиуллина Г.М. и др.) составлена для работы в 3 классе для учеников,изучающих родной татарский язык по углубленной программе....

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид...