Конспект занятия "На поверхности болота" в рамках курса "Югра- моё наследие"
план-конспект занятия (2 класс)

Захарченко Ольга Анатольевна

Основные цели занятия:

1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества)  

2. Познакомить учащихся с особенностями болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poverhnosti_bolota_konspekt.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «На поверхности болота»

Тема: «На поверхности болота»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: 

1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества)   

2. Познакомить учащихся с особенностями болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека.

        3. Развить у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь.

        4. Воспитывать интерес к окружающему миру и желание охранять и беречь болота.

Планируемые результаты:

Личностные: выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам; определяют границы своего «знания» и «незнания», выражают свои эмоции и отношение.

Предметные: удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о болотах, обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения и сравнения; выявляют существенные признаки экосистемы болот, а так же значение болот в жизни человека.

Метапредметные:

  • Регулятивные –

1. Удерживать цель деятельности на уроке с одноклассниками и учителем до получения её результата; вырабатывать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

2. Проводят пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций.

3. Определяют совпадение, сходство и различие своих действий с образцом.

  • Познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Добывают новые знания, используя разные источники (учебник, справочную литературу, Интернет, свой личный жизненный опыт).

  • Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал – торф.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, проверьте готовность к уроку. Вспомним правила взаимодействия, пожелаем друг другу удачи на уроке окружающего мира

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

(Аудиозапись – звуки болота)

- Отгадайте загадку

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, почки, мхи …

Нет опоры для ноги.

- О чем это?

- Что такое болото? Как вы понимаете?

Ребята высказывают свои версии, приходят к выводу, что это – болото.

- Болото – это участок суши, на которой скапливается и застаивается вода.

Слайд 2

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на болото. А проводниками в сегодняшнем путешествии будут ребята нашего класса.

- Что бы вы хотели узнать об этой местности?

Ответы детей:

- Как образуются болота?

- Какие растения растут на болоте?

- Кто обитает в этой местности?

- Нужны ли болота?

Слайд 3

- Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны выбрать нужные вещи и предметы, которые будут нам необходимы.

- Откройте учебники на странице 129, задание № 1.

- Обведите карандашом нужные вещи, предметы.

- Что мы возьмем с собой?

- И так, в путь!

Дети работают с учебником.

Ребята высказывают свое мнение:

-Сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слегка – толстая жердь); компас – прибор для ориентировании на местности.

3. Совместное «открытие» знаний. Изучение нового.

Слайд 4 (болото №1, звуки болота)

- Все началось 15000 лет назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя на равнинах многочисленные следы – впадины.

Слайд 5 (болото №2)

- С возвышенностей в эти впадины стекалась вода, они заполнялись водой и если вода не находила выхода, то есть стока, то в таких местах постепенно образовывались болота.

- Предлагаю обратиться к учебнику, задание № 2.

Дети работают с учебником.

Слайд 6 (карта – схема) – задание

а) прочитать задание

б) выполнить работы в парах

- Прислушивайтесь к мнению друг друга

-Проверяем!

Учащиеся выполняют работу в парах

Слайд 7 (карта – схема) проверка

- Где будут находиться болота, по вашему мнению?

- Почему? Докажите!

- На равнине!

Учащиеся высказывают свои мнения и приходят к верному ответу

Слайд 8  (карта – схема (Х))

Слайд 9 (болото №3)

- На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимаешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода.

- Болото – замечательные хранилища воды. Иногда в них берут начало небольшие реки. И тогда болота, словно огромные фильтры очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода освобождается от пыли и вредных веществ, микробов и в реки из болот поступает чистейшая вода.

- Так что же полезного делают болота?

- На болотах растут особые растения.

- Очищают воду

4. Физкультминутка

Слайд 10 (мох сфагнум)

- Обратите внимание, у вас на столах лежит образец торфа.

- Что вы знаете про торф ?

Сообщения учащихся:

- Удивительное растение – мох сфагнум. Он умеет пить воду, то есть впитывать в себя много лишней влаги. Кроме того, сфагнум обладает целебными свойствами: там, где он растет, не появляются вредные микробы. Во время войны врачи использовали этот мох вместо бинтов и ваты. Мох обеззараживал раны. Так были спасены многие советские солдаты.

Этот мох живет много лет. Его верхушка растет, а нижняя часть отмирает, спрессовывается. Из отмершего мха образуется торф – хорошее топливо. При сжигании он дает много тепла. А еще торф люди используют как удобрение.

Дети рассматривают образцы торфа

Торф- это ценнейшее удобрение и сырьё для химических заводов. В сухом виде становится огнеопасным, поскольку в нём может произойти самопроизвольное возгорание под действием бактерий, выделяющих тепло.

Слайд 11 (растения)

-Какие растения обитают на болоте ?

- На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобны и полезны.

Сообщение учащихся:

- Рогоз – часто называют камышом. Растения с темно-коричневыми головками.

-  Ряска – её маленькие листочки достигают размера ноготка мизинца.

- Болотный мирт – другое название – Кассандра.

- Росянка – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Это привлекает насекомых. Они садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Так росянка получает дополнительное питание.

-Багульник – цветы его содержат эфирные масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

Слайд 12 (ягоды)

- Животными, болота не так богаты, как леса и луга, но и здесь жизнь кипит.

Сообщение учащихся:

- Клюква – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

- Черника – богата витаминами, укрепляет зрение.

- Брусника – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает «виноградная лоза».

- Морошка – хорошее средство против заболевания десен.

- Голубика – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

Слайд 13 (насекомые)

- Каждое болото представляет собой уникальный природный комплекс со своей особой фауной и флорой.Богат и разнообразен растительный мир.

Сообщение учащихся:

- На болотах гнездятся журавли, утки и кулики, прилетают на ток глухари.

- На болотах много насекомых: комары, мошки. Ими питаются хищники – стрекозы, они очень прожорливы, охотятся в полете.

- Другой хищник – водомерка. Ее тело и лапки покрыты жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Она быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но только в ночное время. Да и жук – плавунец отличный пловец.

Слайд 14 (пресмыкающиеся)

- Насекомыми питаются: ящерицы, ужи, жабы, лягушки, улитки.

Слайд 15 (птицы)

- Ребята, каких птиц мы видим?

- Что у них общего во внешнем виде?

- Аист, цапля, журавль.

- Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту.

- Длинный клюв, чтобы доставать пищу. Питаются головастиками, ягодами и насекомыми.

- Все они хорошо летают.

Слайд 16 (птицы)

- Ребята, как вы считаете, есть ли звери на болотах?

Сообщение учащихся:

- В камышах прячется камышовка – она питается насекомыми, умеет голосом подражать других птиц и даже животных.

- У куропатки тоже своеобразное пение. А это кулик-бекас. Он тоже питается насекомыми.

- Болотная сова – не строит свое гнездо на деревьях, а устраивает его под корягой, кочкой или кустом. Это одна из самых полезных птиц. Охотится утром и вечером. Питается сама и выкармливает птенцов мелкими грызунами.

- А кто это прячется в траве? Это – выпь! В старину ее называли бугай. Ее голос напоминает рев. Питается пиявками, рыбой, лягушками. Ведет ночной образ жизни.

Слайд 17, 18, 19 (звери)

Сообщение учащихся:

- В воде живет ондатра. Мышь-полевка тоже облюбовала место на болоте. Иногда на болота заходят олени и лоси. Лоси любят водоросли и даже ныряют в воду за ними.

- Кабаны – тоже частые гости болот.

5. Закрепление материала

Разгадывание кроссворда (работа в группах).

- Сегодня мы с вами совершили путешествие и познакомились с очень интересной местностью, в которой обитают разнообразные обитатели животного и растительного мира.

- Я предлагаю вам воспользоваться приобретенными знаниями и разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах.

Работаем в группе.

Дети слушают вопрос и посовещавшись записывают ответ.

Слайд 20 (кроссворд)

1. Один из видов кулика?

2. Часто встречающееся кровососущее насекомое?

3. Целебная болотная ягода, которую собирают люди и варят из нее варенье?

4. Хищное растение, поедающее насекомых?

5. Полезное ископаемое, которое образовалось из отмершего мха?

6. Растение, которое раньше использовали вместо ваты?

- Какое ключевое слово мы получили?

- Как вы думаете, у нас в Туруханском районе есть болота?

- Бекас

- Комар

- Клюква

- Росянка

- Торф

- Мох

- Болото

Дети высказывают свое мнение.

Слайд 21

- Мы с вами очень много говорили о болоте. Каждое болото представляет собой своеобразный дневник, в котором записаны все изменения, последовательно происходившие в природе на протяжении тысячелетий.

- Подумайте, а нужны ли болота? Ведь в них и красоты – то особой нет. А может природа и люди обойтись без болот?

- К какому выводу вы пришли?

- Правильно. Болота должны существовать, так как в природе все взаимосвязано.

- Болота – это хранилище пресной воды. Болота смягчают климат окружающей среды и увлажняют воздух.

Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что болота имеют право на жизнь, так как являются неотъемлемой частью природы.

- Болота нуждаются в охране и защите от осушения. Работы по осушению болот могут не только привести к гибели болота, но и нарушить экологический баланс огромного района.

Слайд 22

6. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.

1.- Кому понравилось наше путешествие? Кто испытывал трудность? В чем?

2.Задание на самооценку. Закончите предложение:

Своей работой на уроке я… (очень доволен (а), доволен (а), не совсем доволен (а).

Личностные умения:

-оценивать успешность собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

7. Итог урока

Слайд 23

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Экосистема болота" с презентацией

Урок "Экосистема болота" УМК "Школа 2100". Презентация идет на протяжении всего урока. На уроке ведется работа в парах и группах....

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100...

Конспект занятия "Фрукты - солнечные плоды" в рамках кружка "Основы здорового питания".

Мероприятие проводится на кружке "Основы здорового питания" в рамках внеурочной деятельности в 3 классе.Тема «Фрукты – солнечные плоды». Основное содержание: местные и привозные фрукты, сухофрукты....

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...

Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»

Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках программы «Орлята России». 1 класс Занятие № 2 «Каким должен быть эколог?»

Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые не...

Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».

В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...