«Самоцветы Таймыра»
классный час (1, 4 класс)

Хомяченко Елена Александровна
Данная разработка познакомит учащихся с исторически сложившимся укладом жизни народов Севера, с семейными ценностями, традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_samotsvety_taymyra.docx299.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

«ДИКСОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

647340,  пгт Диксон, ул. Водопьянова, д.17                                                                тел. 8 (39152) 2-43-06

______________ «Самоцветы Таймыра»_____________

Тема методической разработки

Разработчик:

Хомяченко Елена Александровна,

учитель начальных классов

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа

2023 г.

Тема

«Самоцветы Таймыра»

Направление внеклассного мероприятия

Общекультурное направление. Духовное и нравственное воспитание.

Место проведения

Кабинет класса

Форма организации внеклассного мероприятия

внеурочное мероприятие по предмету ОРКСЭ

Виды организации внеклассного мероприятия

игровая, познавательная

Возраст участников

3-4 класс (9-10лет)

Педагогические цели

Познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни народов Севера, с семейными ценностями, традициями.

Задачи: 

Познакомить с особенностями  быта народов Таймыра.

Воспитывать любовь к родному краю, к традициям народов Севера.

Воспитывать уважительное отношение к старшим, к традициям своего народа.

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей.

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Развивать речь учащихся, коммуникативный навык.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, практический, творческий, проблемный, частично-поисковый.

Личностные результаты

Личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям народов, проживающих на Таймыре;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

- формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации

- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

Образовательные ресурсы

В.С. Момде, Л.А. Ершова. Методическое руководство к учебному пособию «Уроки предков» для 4 класса школ Таймырского автономного округа.-СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006.-63с.;  С.Н. Катыгинский . Долганские национальные игры /СПб, Просвещение, 2001.;

 Электронный ресурс: https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/dolgans.html  -Долганы;

https://travelask.ru/articles/nentsy-starinnye-zhiteli-severa -Ненцы        

https://www.ttelegraf.ru/projects/tsifryi-i-faktyi/za-krasotu-odezhdy-dolgan-nazyvali-aristokratami-tundry/- Одежда долган

План проведения мероприятия

При входе в класс всем ученикам предложено выбрать бумажный квадратик одного из трёх цветов. Таким образом, происходит разделение детей на малые группы: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом квадратика. В ходе мероприятия за победу в конкурсе каждая малая группа получает фрагмент картины. По итогам мероприятия из фрагментов складывается общая картина «Полуостров Таймыр».

Этап мероприятия

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

УУД

I. Мотивацион-

ный блок

4 мин.

     Учитель читает отрывок из стихотворения Огдо Аксёновой из сборника «Признание в любви»:

Я с малых лет люблю Таймыр,

Укрытый тундровым ковром.

Здесь родина моя, мой мир,

Мои снега и тёплый дом.

Земля моя из года в год

Богаче, радостней, сильней.

Здесь крепкий северный народ

Живёт под солнцем новых дней.

Выходят дети в национальных костюмах народов Севера, исполняя танец "Таймырские бубны".

Организует настрой детей на работу

Демонстрируют готовность сотрудничеству: делятся на группы, слушают учителя, просматривают танец.

Личностные :

- проявлять понимание и уважение к ценностям народов, проживающих на Таймыре;

II. Этап актуализации знаний.

1мин.

Учитель: Дорогие ребята, я рада  видеть вас на нашем мероприятии. Как вы думаете, о чем мы поведем сегодня речь? Почему вы так решили?

-Правильно, речь пойдёт о народах, проживающих на территории Таймыра. Наша Россия - многонациональная страна. Издавна её населяют разные народы. Среди них коренные народы Севера. Кто мне скажет, почему они называются коренными?

- Правильно, на территории нашей огромной страны сформировался этот народ, и продолжают жить их потомки.

- Чем различаются народы России?

- В Конституции России записано, что каждый человек «имеет право на пользования родным языком». Родной язык - не только средство общения для людей одной национальности, но и часть их жизни. Мы живём на Таймыре, в удивительном и суровом краю. Это наша родина. Разнообразна её природа, но ещё  более разнообразна и богата культура народов, населяющих её: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков, так называемых малочисленных народностей Севера.

Приветствует ребят.

Приветствуют учителя.

 Отвечают на вопросы

-Коренные, потому что здесь находится их историческая родина.

- По языку, по обычаям.

Регулятивные:

-уметь 

определять и формулировать цель и тему мероприятия Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой;

III. Сообщение темы и цели мероприятия.

Сегодня мы проводим мероприятие под названием «Самоцветы Таймыра». Вы отправитесь в путешествие, в котором познакомитесь  с историей и бытом народов Таймыра,  а так же вам предстоит пройти ряд  испытаний.

Объявляет тему и цель  мероприятия

Слушают учителя

IV.Основная часть:

Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний.

35мин.

Учитель: Знакомство мы начнём с самого древнего народа Таймыра.  Имя этого народа спрятано в записи, которую вы видите на экране. Что это за народ?

(Приложение 1)

Выходит ученик  в костюме нганасана. Его выступление сопровождается презентацией.

Нганасан.
Дәрәбә ! Наш народ - самый древний народ Таймыра. Наши предки называли себя «ня»-«друг, товарищ»  и считали, что народ произошёл от шерсти шкуры дикого оленя. Мы проживаем в посёлках Усть-Авам, Волочанка, Новый и Новорыбный. Мы занимаемся оленеводством, рыболовством, но главное занятие – это охота. Жилищем для нас служит чум из 30-60 шестов, который мы устанавливаем на высоком месте, чтобы его не заносило снегом.

Любимые цвета - красный, белый, чёрный. Вся одежда шьётся нитками из сухожилий. Она отличается от других северных народов тем, что  шьётся из белых шкур оленя. Украшается аппликацией в виде геометрических орнаментов мули, по которым можно определить, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель. Обувь шьём из белого камуса –шкура с голени оленя, украшаем кантами из черного и красного сукна. Спереди она не имеет выемки. Чтобы не проваливаться в снег, подошву делают больше по площади, чем голенище. Основу нашей  кухни составляют блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Побывав у нас в гостях, вы отведаете: юколу по-нганасански, рыбные колобки и ягоды с оленьим жиром.

Учитель: Спасибо большое  за рассказ, а мы продолжаем наше путешествие.  Ребята, перед  вами ребус. В нем зашифровано название народа, который живёт на огромной территории,  начиная от Белого моря на западе до реки Енисей на востоке.    - Имя этого народа?

Выходит ученик  в костюме ненца. Его выступление сопровождается презентацией.

Ненец.

- Нани торова!  Мы называет себя «дети оленя». Вся наша жизнь связана с оленями.  Они нужны для питания, для одежды и обуви, покрышек для чума, для ниток и плетения верёвок. Как и другие народы севера, мы  занимаемся оленеводством, охотой и рыболовством. Жилищем нам служит чум из 30-50 шестов, покрытый нюками из оленьих шкур. Мы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Одежда у мужчин – малица - глухая (без разреза) одежда из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном и совик - это тоже глухая (без разреза) одежда, но мехом наружу с капюшоном; у женщин – ягушка или парка. Обувью нам служат пимы - высокие меховые сапоги из камуса . Одежда и обувь украшены орнаментом. Любимые наши цвета - красный, синий, зелёный. Основным способом передвижения у моего народа  в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах. Основу нашей  кухни составляют блюда из оленины, рыбы, дикой птицы. Очень рады будем видеть вас в гостях. Вас ждут такие угощения, как: бульон из дичи, оленина в собственном соку, строганина из сига и ягоды с сахаром.
Учитель: Спасибо большое, а нас ждёт следующий гость. Ребята, разгадав этот ребус, вы узнаете название народа, который ещё в прошлом веке называли тунгусами.

 - Как называется этот народ?

Выходит ученик  в костюме эвенка. Его выступление сопровождается презентацией.

Эвенк.

- Дорово! Мэнду! Мой народ - народ гостеприимный и добросердечный.  Мы живём в районе Хантайского озера, занимаемся охотой, оленеводством и рыболовством. В качестве жилища используем чум, который состоит из 20-30 шестов.

Национальной одеждой является кафтан. Летний кафтан делается из сукна, зимний - из оленьих шкур. В холодное время носим парку. В дорогу мужчины и женщины надевают сокуй. Зимой надеваем меховую шапку (авун). Одежда обязательно украшена бисером, кусочками меха, сукна. В орнаментах предпочитаются цвета неба, солнца и земли.  Наша обувь называется – унты, которые шьются для зимы из камуса,  щеток и лбов. Эвенки - мастера в  художественной резьбе по кости и дереву, обработке металла  - это мужчины. Женщины занимаются вышивкой бисером, аппликацией  мехом и тканью, тиснение по бересте. Основу традиционной пищи занимает мясо диких животных и рыба. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком, брусникой, шиповником. Приходите в гости! Вас угостят такими эвенкийскими блюдами как:  духтэми, жарким из медвежатины, кололи, а к чаю подадут корчак.

Учитель: Мы благодарим нашего гостя,  и продолжаем дальше знакомиться с народностями Таймыра.  Внимание на экран. В этом ребусе спрятано название самой молодой народности Таймыра.  

 - Как называется этот народ?

Выходит ученик  в костюме долгана. Его выступление сопровождается презентацией.

Долган.

- Дороболорум! Я представитель одного из самых молодых народов России.  Мой народ населяет преимущественно территорию Таймыра вдоль рек Хатанга и Хета.  Основным занятием является оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство.

 У нас несколько типов жилища: летнее жилище– чум. Для его постройки используем от 30-50 жердей, зимой мы живём в балках. Долгане считаются искусными мастерами по обработке оленьей и мамонтовой кости. Резной костью мы украшаем ножи, упряжки и другие предметы обихода. Как и все народы Севера, мы шьём одежду из оленьего меха. Парка у нас – одна из самых красивых на Таймыре. Головные уборы бэсрегэ внешне напоминают капоры. Обувь у нас называется гуруми. Она высокая – практически до бедра. Основные блюда: строганина из мороженой рыбы и мяса, сагудай из свежей рыбы и, конечно же, мясо и рыба вареные, жареные, вяленые. Также варим супы.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ,  а нас ждёт последний гость. Это представитель самой малочисленной народности Таймыра.  Разгадайте ребус и скажите,  как называется этот народ?

Выходит ученик  в костюме энца. Его выступление сопровождается презентацией.

Энец.

-Ань дороба! Мы -энцы — носители редчайшего на Земле языка, который долгие века был бесписьменным. Живём в посёлках: Воронцово, Караул, Потапово.

Мой народ занимаемся охотой, рыбалкой, оленей в основном мы используем как транспорт. У нас тоже несколько типов жилища: чум, он похож на нганасанский,  и балок. Одежда имеет сходство с нганасанской.  Обувь наша называется  бакари -  высокие сапоги, они не имеют подъема, это просто высокие цилиндры с ремешками из ровдуги под коленями и на самом верху, чтобы привязывать бакари к поясу. Зимой мы  одеваемся в двойную глухую парку: нижнюю, «дёду», носим мехом внутрь, верхнюю, с капюшоном («пазо пагга») – мехом наружу. А в качестве летней одежды используем  ношенную зимнюю со снятой шерстью. Одежда у нас  отделывается собачьим мехом, иногда раскрашиванием кожу, из которой она сделана, украшаем орнаментом. В пищу, мы употребляем мясо дикого оленя, птицу. Но больше всего мы любим рыбу. Побывав у нас в гостях, вы попробуете такие национальные блюда , как: кари кырба, барика,  похи – по-энецки.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ.

- Ребята, вы познакомились с историей и бытом народов, проживающих на Таймыре. А какие качества присущи этим народам? Сейчас  вам предстоит пройти ряд испытаний, чтобы проверить, насколько вы были внимательны. В начале мероприятия, вас поделили на три команды. По итогам каждого конкурса, победившая команда получает фрагмент картины. Ваша цель - собрать полную картину,  и помните, побеждает не тот, кто быстрее, а кто сплочённей!

Учитель:  Назовите мне, пожалуйста, основные занятия народов Севера. Охота на диких оленей - самое любимое занятие северян. Она проходит коллективно.

Эстафета «Охота на оленя»

Дети делятся на 3 команды. Каждому выдано кольцо, которое нужно забросить на «оленя» кеглю. Бросив кольцо, игрок передаёт эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая больше всех забросит колец на кеглю.

Учитель: Важно быть для народов Севера удачливым рыбаком. Сейчас вы  продемонстрируете умение ловить рыбу.

Эстафета «Рыбалка»

У первого участника команды палка (удочка), к которой привязана длинная верёвка (5м) с рыбкой на конце. По команде первый игрок должен быстро намотать на «удочку» верёвку, чтобы подтянуть к себе рыбку. Затем, передаёт удочку второму игроку, который должен забросить удочку (размотать верёвку с рыбкой). Третий участник повторяет действия 1 игрока, и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончит рыбачить.  

Учитель:  С давних пор народы Севера слагали загадки о своём быте, о своей жизни. Я решила проверить, как вы умеете   разгадывать загадки.

Побеждает та команда, которая даст больше всех правильных ответов.
1.Самое главное животное тундры/
олень/

2. Зимнее передвижное жилище на полозьях/балок/ 3. Летом – меховые, зимой – берестяные/рога оленя/ 4. Пять остяков в одном чуме / 5. Десять братьев - один корень/пальца/ 6. Олень от них убегает - а они не отстают/нарты/ 7. По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может/лодка/

8. В железном домике голый остяк пляшет/огонь/ 9. Старика волшебника одевают и раздевают/чум/

Учитель: Что общего в одежде народов Таймыра?  Вам выданы картинки с изображением одежды. Подпишите, пожалуйста, какому народу принадлежит данная одежда. Побеждает та команда, которая выполнит правильно задание.

Учитель: Народы Севера имеют свою культуру, историю и память. В каждой  семье дети воспитываются по законам предков, которые передаются из поколения в поколение:

 Всегда помогай старым людям.

 Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает.

Обидеть ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать.

 Говори спокойно, а молчи достойно.

Даже когда ты попадёшь в беду, не вешай головы.

 Никогда не жалей для людей пищи, и ты в своей жизни не будешь нуждаться.

Если ты будешь жадным, то будешь одиноким, и тебе никто не поможет.

Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать.

Землю, где живёшь, надо любить.

Учитель: Чему учат эти наставления?

Ставим проблему в виде ребуса. Организует показ презентации.

 

Ставит проблему в виде ребуса.

Организует показ презентации.

Ставит проблему в виде ребуса.

Организует показ презентации.

Ставит проблему в виде ребуса.

Организует показ презентации.

Ставит проблему в виде ребуса.

Организует показ презентации.

Задаёт вопросы.

Проводит эстафеты

Загадывает загадки

Организовывает работу в группах

Внимательно слушают учителя, выступление героев, выполняют задания, смотрят презентацию

- Нганасаны.

Выполняют задание, отвечают на вопросы. Слушают учителя, гостей.

- Ненцы.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей.

- Эвенки

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей.

- Долганы.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, гостей.

- Энцы.

Отвечают на вопросы учителя.

-Любовь к природе.

-Выносливость.

-Сплочённость и.т.д.

Отвечают на вопрос учителя.

- Оленеводство, охота, рыболовство.

Работают в командах.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопрос.

- Она шьётся из оленьего меха, украшена орнаментом, и т.д.

Работают в группе.

Знакомятся с наставлениями.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные:

соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность

Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные:

соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность

Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные:

соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность

Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные:

соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность

Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные:

соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: -

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Регулятивные:

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку;

Коммуникативные:

- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации

V. Итог мероприятия.

Рефлексия.

5 мин.

Учитель: Вот и подошёл к концу наше мероприятие, под названием «Самоцветы Таймыра». А кто мне скажет, что такое самоцветы?  Самоцве́ты — это драгоценные, полудрагоценные камни. Таковы и народы Севера, со своей самобытностью.

Ребята, вы достойно прошли все испытания и  собрали фрагменты. Давайте, сложим из них картину.  У нас получилась карта полуострова Таймыр, место, по которому прошло наше путешествие, где вы показали, что важно не соперничество, а содружество.

Организует рефлексию.

Звучит песня Валерии «Мы вместе»

Получают позитивный настрой от мероприятия

Регулятивные:

-уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Приложение 1.

''''Пропало изображение на телевизоре - что делать?

1,2,3,5,4Веник клипарт (64 фото) » Рисунки для срисовки и не только

  Эвенки

LNнQгаrdнаzshсvаWJны

Нганасаны

   м=л   домик рисунок Png - bagno.site

          с=г ,    и=ыСани Санты (Деда Мороза) (117899) 3D модель - Скачать 3D ...

Долганы

 

,      г=н                 Сугробы снега для фотошопа

Ненцы

                пер = энПерец на прозрачном фоне 8 » Шапки сайтов jpg бесплатно

Энцы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Камни-самоцветы. Пашанина Ангелина

Реферат о камнях -самоцветах был выполнен ученицей второго класса Пашаниной Ангелиной. Может использоваться как дополнительный материал к урокам окружающего мира и классным часам....

Путешествие по стране самоцветов

Самоцветы всегда казались людям настолько прекрасными. Данный проект знакомит учащихся с различными видами камней.Результаты данного проекта представлены в презентации, которую можно использовать на у...

Фольклорный праздник "Русские самоцветы"

Является заключительным этапом изучения темы «Русские народные игры, стихи, песни, забавы». Дети готовятся заранее:-делится класс на две деревни;-собирают русские поговорки, пословицы;-разучиваю...

Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.

Статья о рождении  музея  "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея -  творчество учителя, коллективный исследовательский проект  учащи...

Кроссворд "Природа Таймыра"

Этот материал можно использовать на уроках и во внеурочное время. Работа с кроссвордом способствует развитию у детей познавательного интереса к природе северного полуострова; развивает логическое мышл...

Презентация "О Таймыре"

Немного сведений о Таймыре. Для учащихся с ЗПР начальная школа...