Брянский край 4 класс
учебно-методический материал (4 класс)

Рабочая программа по курсу Брянский край познакомит учащихся с культурно-истроическим наследием Брянского региона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brkray_4_klass.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе методических рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, тематического планирования, учебника «Культура Брянского края» (издательство «Курсив», 2012г.). Авторы-составители: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.

В 4 классе на изучение курса «Брянский край. Модуль «Культура родного края» из региональногокомпонента отводится 1час в неделю при 5 - дневной учебной неделе. Курс рассчитан на 34часа.

Цель курса – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона, всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Задача курса – расширить кругозор учащихся, глубже изучить природу родного края, пробудить интерес к окружающей природе, пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края».

II. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно – системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход дает возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.

Изучение курса:

• направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения, через знакомство с различными историческими источниками;

• призвано способствовать становлению у школьников самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;

• помогает установить первичные логические связи, являющиеся фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, обществе, государстве и месте человека в истории;

• знакомит с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;

• обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;

• воспитывает эмоционально-положительный взгляд на мир, способствует формированию в единстве этических и эстетических чувств;

• обеспечивает более четкую преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы.

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.

Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. Культура родного края»:

- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

III. Описание места в учебном плане

В соответствии с образовательной программой школы на изучение курса «Брянский край. Культура родного края» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребенка, определенных в « Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного края. Здесь наполняются конкретным , чувственным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в жизни, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знаний истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и осуществляет реализацию межпредметных связей в обучении.

 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Культура родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

-уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Обучающийся должен знать:

- исторические источники, как в прошлом жили наши предки, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась;

- виды археологических памятников;

- что такое геральдика, формы гербовых щитов;

- символы брянского края;

- особенности условий жизни древних славян;

- историю образования города, её особенности;

- даты героического прошлого нашей Родины, участие Брянского края в исторических событиях;

Обучающийся научится:

- пользоваться исторической картой;

- устанавливать даты в хронологической последовательности, уметь сопоставлять факты, анализировать;

- составить герб своей семьи, девиз, словесно защитить его;

- работать с историческим текстом, бережно относиться к памятникам прошлого;

- анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику историческим личностям;

- устанавливать связь исторического события с родным краем, уметь оценить участие жителей края в историческом событии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;

• ухода за растениями;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

• оценки бережного или потребительского отношения к природе;

• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

 Содержание учебного курса

1 ч в неделю, 34 недели, 34 ч в год

Как жили славяне (3ч)

Занятия славян. Язычество древних славян.

Принятие христианства на Руси. (2ч)

Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Крестьянский дом. (2ч)

Мастера Злынки. Резные кружева.

Занятия крестьян. (9ч)

Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час.

Жители России (1ч)

«Что даёт мой край стране» (3ч)

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.

Парки и усадьбы (2ч)

Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.

Дорогие мои земляки (2ч)

Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия (2ч)

По памятным местам. Партизанская поляна и др. (5ч)

Образование, спорт, искусство, литература сегодня (3ч)

Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по природе Брянского края 2 класс с ууд

Можно воспользоваться учителям, работающим по учебнику "Природа  родного края"  Пряниковой...

КТП уроков по предмету "Брянский край" во 2 классе с УУД

КТП составлено по учебнику "Природа родного края(-Брянск:"Курсив",2013. Авторы-составители Н.Е.Пряникова,Н.В.Шик)в  соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация "В царстве рыб" к уроку курса "Брянский край" (2 класс)

Презентация "В царстве рыб" к уроку "Природа родного края" курса "Брянский край" (2 класс)...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...