Урок Доно ведения, 4 класс Тема: «Край родной – земля донская».
план-конспект занятия (4 класс)

Щербина Анна Владимировна

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами), формировать у учащихся представление о традициях донских казаков опираясь на накопленный материал, имеющийся в музее  «Казачьей славы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_donovedeniya_4_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Доно ведения, 4 класс  

Тема: «Край родной – земля донская».

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами), формировать у учащихся представление о традициях донских казаков опираясь на накопленный материал, имеющийся в музее  «Казачьей славы».

Задачи: приобщать детей к творчеству, фольклорному искусству казачества Дона через экскурсии в музей;

•развивать художественный вкус детей;

•воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины, коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы.

Мета предметные:  формировать  умения слушать и слышать учителя, одноклассников);

- развивать навык делового сотрудничества.

Формирование УУД

Личностные: создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.

Регулятивные: оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в парах.

Оборудование: изображение флага и герба донского казачества в старину, элементы домашней утвари, приспособления для проведения игр, красочное оформление доски, импровизированный курень, одежда казаков для ведущих, фонограммы казачьих песен.

Форма проведения: посиделки.

Ход урока

Учитель

Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее.

А в полях серебрится ковыль.

Вы бывали на юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала меня на веки

Мой Дон Великий – Родина моя.

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон

Край казачий, край раздольный -

Низкий наш тебе поклон.

Казачка:  - Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Дай Бог тому, кто в нашем дому:

Дорогим гостям, добрым хозяюшкам, да малым детушкам!

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Казак:

Здорово дневали.

Казачка:

Проходите поскорей.

Посиделки ждут гостей.

Казак: В нашем курене светло.

Здесь веселье и добро.

Казачка:

Припасли мы вам забавушки

на всякий вкус –

кому сказку, кому правду,

кому песенку.

Казак:

Дорогих гостей встречаем

круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Казачка:

Каравай мы вам подносим

поклоняясь, отведать просим. (Подносят каравай)

Казак:

Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, поиграть, посмеяться.

Казачка:

Всем известно казаков радушье,

хлебосольство и открытый дом.

Учитель: 

Давным-давно после трудового дня казаки и казачки собирались на игрища, на посиделки. Там пели, танцевали, занимались рукоделием, спорили, ссорились и мирились, влюблялись, вспоминали прошлое, обсуждали настоящее, мечтали о будущем. Мы приглашаем вас к нам в горницу на посиделки.

Казак

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Казачка

Сам о себе казак говорил так: «Первый мой друг – конь вороной. Второй товарищ – я сам молодой. Третий товарищ – сабля вострая в руках. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю. В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.

Верующими были казаки, соблюдали все посты, праздники, по воскресеньям вся семья шла в церковь. А собираясь на войну, рядом с крестиком на шею казак надевал  ладанку, иконку в мешочек зашитую, и брал с собой  горсть любимой родной земли, если погибал, то первой ему на грудь сыпали горсть родной земли. А шашку  казак мог потерять, только погибнув в бою, вместе с головою. Это есть любовь и преданность своей Донской земле.

- Так кто же такие казаки?

(Ответы детей) 

Казачка:

-Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились.

-Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые.

Казак:

-А давайте-ка, сядем - посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.

Учитель:

Выступая в поход, казаки брали с собой флаг.

- Ребята, а вы знаете какой был флаг у казаков?

Флаг Всевеликого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Он состоит из трех продольных полос синего, желтого и красного цветов.

Три народности живут издревле на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки и русские крестьяне.

Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, символ реки Дон. У калмыков – желтый, символ степи. У русских - алый.

Сегодня это флаг Ростовской области.

Казачка:  (Вопросы к детям)

-А поведайте мне, казачата, почему наш край Донским называют?

-А как еще называют Дон-Батюшку? (Тихий)

-А откуда Дон берет свое начало?

Стихотворение А.В. Сафронова

«Откуда Дон берет начало? » (читает Петренко С.)

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Казачка:

Не одинок Дон, есть у него много сестер и братьев, но всех их не перечесть, потому что Дон питает более 5 тысяч притоков.

Учитель:

Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону? (виноградарство, рыбалка, выращивание садов, земледелие). (Предметы труда казаков имеются в музее «Казачьей славы»).

Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне.

1. Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает.

3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.

Казак:

Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Казаки в степи идут

Погулять немножко.

Песня «А я по лугу»

Учитель:

-А поведайте-ка нам, казачата: «Кто же главный у казаков?» (атаман)

-А где выбирают атамана?  (на кругу)

-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо)

-Как называют жилище казаков? (курень)

Казачка: На берегах Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой

стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда, утварь.

 — Назовите, какая посуда была у казаков?  

 Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.  Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!» (Казачье седло имеется в музее «Казачьей славы»).  Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.  

Учитель: Но не только смелым и храбрым должен быть казак. Он должен обладать острым умом и метким словом. А вы знаете казачьи поговорки?

Казачьему роду нет переводу;

Казачья голова, что под дождиком трава;

Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем.

Где казак там и слава.

По казаку и Дон плачет.

Казаку конь себя дороже.

Казак без коня - сирота!

Учитель: А пословицы о казаках знаете?

Казак в труде, как в бою

Славит родину свою.

Донская земля дармоедов не кормит.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Без атамана казак кругом сирота

Казак донской – рубака лихой.

Казак в пути не скучает, он песни играет.

На Дону что не хутор, то и своя запевка.

Казак

Что-то засиделись мы с вами. Не пора ли нам устроить казачьи гулянья, песни, танцы да состязанья?

Казачка

Как у нас на Дону, зори ясные.

Как у нас на Дону, ветры - ястребы.

Над веселой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

 «Казачий танец»

Учитель: Мы с вами столько поговорок услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Назовите жанры казачьих песен. (Трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые)

Учитель: Давайте и мы сыграем одну из походных песен. Песня «Солдатушки, браво ребятушки»

Учитель: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена (или мать, если казак не был женат), приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала казака, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.  (Конская упряжь: уздечка, поводья, хомут, сбруя, вожжи, стремя, удила, подковы -   имеется в музее «Казачьей славы»).

Казак: Умели казаки воевать, но и работать умели!

А кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

Запевайте-ка, девчата, вы частушки поскорей,

Запевайте, да погромче,

Чтоб порадовать гостей!

Частушки (исполняют девочки)

 Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Дайте прялку, дайте лен,

Дайте сорок веретён,

Буду прясть - попрядывать

На милого взглядывать.

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Мой милёнок, ох, красивый,

За рекою он живёт,

Коль захочет повидаться,

В решете переплывёт.

 Ой, бяда, бяда, бяда -

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Казак

Хорошо вы пляшете, играете, а загадки отгадаете?

Учитель

Знание загадок, умение их разгадывать было у казаков необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Ведь их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.  

Казачка

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в забавушку – загадочку.

( Загадки напечатаны на карточках, свернуты в трубочки, сложены в казачью шапку. Участники поочередно достают загадку, читают, отгадывают.)

Что находится между горой и долиной? (и)

 Какой в реке камень? (мокрый)

 Рогатый, а не бодается? (месяц)

Пришла черная корова, всех людей поборола. (ночь)

Летело 7 уток, 3 подстрелили. Сколько осталось? (3 утки) 

Чем хлеб в огонь сажают? (тестом) 

Две галки сидят на одной палке. (ведра на коромысле)

Где свету конец? ( в темной горнице)

Как написать слово «глаз» тремя буквами? (око)

 Горело 5 свечей. 2 потухли. Сколько осталось?  (Две. Остальные сгорели.)

 Лохматый казак, посреди кушак

По двору ходит, порядок наводит (веник)

 Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)

Ходит пани в серебряном жупане. (рыба)

Летала пташка промеж рта и чашки. (ложка)

Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (блин)

Учитель: Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества в них воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.

Игра «Самый меткий»  (Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. (Нагайка имеется в музее «Казачьей славы»). Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу ведущего, одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.)

Стихотворения (читают мальчики)

Мы донские казачата,

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить,

Дону - Батюшке служить!

Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все дончаки

Дону – Батюшке верны.

Вот такие мы ребята –

Все лихие казачата!

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра! Кто сегодня самый ловкий?

Вмиг накинет он подковку!

Учитель: А кто знает, что такое подкова?

Игра – соревнование для мальчиков  «Накинь подкову». (На металлический стержень нужно набросить подкову)

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

Демонстрация прялки. (Прялка  имеется в музее «Казачьей славы»).

Игра – соревнование для девочек «Смотай клубок»

(Кто быстрее перемотает нить из одного клубка в другой)

1 Ученик

В небе, будто от побелки

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик

Дни общенья - счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады все: и стар, и млад!

3 Ученик

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик

Шутки, игры, посиделки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик:

Жизнь такая - не иная,

Не заморская - чужая,

Это наша сторона -

В мире лучшая страна!

Учитель

Любимый край степной...

Любимый край Донской

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

И хочется закончить наши посиделки  словами  М.А. Шолохова: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Казак

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь,

Казачка

Говорим мы: “До свиданья!”

До счастливых новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

"Край родной-земля Донская"

Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс...

Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....

Конспект урока Изобразительное искусство по теме: "Пейзаж родной земли" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: сформировать представление о пейзаже , продолжить овладение техникой гуаши.Планируемые результатыПредметные: уметь передавать настроение и чувства через рисунок и цвет, знат...

Урок изобразительного искусства по теме "Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками"

Цель: нарисовать пейзаж родного края, с характерными  особенностями местности.Задачи:Воспитать патриотическое отношение к родинеПознакомить с творчеством русских художников-пейзажистов И.И.Л...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Пейзаж родной земли"

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; творческого отношения к выполнению композиции осеннего пейзажа.Задачи урока:Дидактические: 1. Учить выполнять изображе...