Урок Доно ведения, 4 класс Тема: «Край родной – земля донская».
план-конспект занятия (4 класс)
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами), формировать у учащихся представление о традициях донских казаков опираясь на накопленный материал, имеющийся в музее «Казачьей славы».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Доно ведения, 4 класс
Тема: «Край родной – земля донская».
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами), формировать у учащихся представление о традициях донских казаков опираясь на накопленный материал, имеющийся в музее «Казачьей славы».
Задачи: приобщать детей к творчеству, фольклорному искусству казачества Дона через экскурсии в музей;
•развивать художественный вкус детей;
•воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины, коммуникативные способности.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы.
Мета предметные: формировать умения слушать и слышать учителя, одноклассников);
- развивать навык делового сотрудничества.
Формирование УУД
Личностные: создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.
Регулятивные: оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в парах.
Оборудование: изображение флага и герба донского казачества в старину, элементы домашней утвари, приспособления для проведения игр, красочное оформление доски, импровизированный курень, одежда казаков для ведущих, фонограммы казачьих песен.
Форма проведения: посиделки.
Ход урока
Учитель
Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее.
А в полях серебрится ковыль.
Вы бывали на юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала меня на веки
Мой Дон Великий – Родина моя.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон
Край казачий, край раздольный -
Низкий наш тебе поклон.
Казачка: - Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать, так на пороге встречать.
Дай Бог тому, кто в нашем дому:
Дорогим гостям, добрым хозяюшкам, да малым детушкам!
Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Казак:
Здорово дневали.
Казачка:
Проходите поскорей.
Посиделки ждут гостей.
Казак: В нашем курене светло.
Здесь веселье и добро.
Казачка:
Припасли мы вам забавушки
на всякий вкус –
кому сказку, кому правду,
кому песенку.
Казак:
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Казачка:
Каравай мы вам подносим
поклоняясь, отведать просим. (Подносят каравай)
Казак:
Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, поиграть, посмеяться.
Казачка:
Всем известно казаков радушье,
хлебосольство и открытый дом.
Учитель:
Давным-давно после трудового дня казаки и казачки собирались на игрища, на посиделки. Там пели, танцевали, занимались рукоделием, спорили, ссорились и мирились, влюблялись, вспоминали прошлое, обсуждали настоящее, мечтали о будущем. Мы приглашаем вас к нам в горницу на посиделки.
Казак
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Казачка
Сам о себе казак говорил так: «Первый мой друг – конь вороной. Второй товарищ – я сам молодой. Третий товарищ – сабля вострая в руках. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю. В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.
Верующими были казаки, соблюдали все посты, праздники, по воскресеньям вся семья шла в церковь. А собираясь на войну, рядом с крестиком на шею казак надевал ладанку, иконку в мешочек зашитую, и брал с собой горсть любимой родной земли, если погибал, то первой ему на грудь сыпали горсть родной земли. А шашку казак мог потерять, только погибнув в бою, вместе с головою. Это есть любовь и преданность своей Донской земле.
- Так кто же такие казаки?
(Ответы детей)
Казачка:
-Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились.
-Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые.
Казак:
-А давайте-ка, сядем - посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.
Учитель:
Выступая в поход, казаки брали с собой флаг.
- Ребята, а вы знаете какой был флаг у казаков?
Флаг Всевеликого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Он состоит из трех продольных полос синего, желтого и красного цветов.
Три народности живут издревле на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки и русские крестьяне.
Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, символ реки Дон. У калмыков – желтый, символ степи. У русских - алый.
Сегодня это флаг Ростовской области.
Казачка: (Вопросы к детям)
-А поведайте мне, казачата, почему наш край Донским называют?
-А как еще называют Дон-Батюшку? (Тихий)
-А откуда Дон берет свое начало?
Стихотворение А.В. Сафронова
«Откуда Дон берет начало? » (читает Петренко С.)
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут... Но не мелеет
Донское русло на пути;
И все мужает, все смелеет
Казачье воинство в степи.
Казачка:
Не одинок Дон, есть у него много сестер и братьев, но всех их не перечесть, потому что Дон питает более 5 тысяч притоков.
Учитель:
Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону? (виноградарство, рыбалка, выращивание садов, земледелие). (Предметы труда казаков имеются в музее «Казачьей славы»).
Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне.
1. Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев.
2. На Дону казаку и камень подпевает.
3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.
Казак:
Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Казаки в степи идут
Погулять немножко.
Песня «А я по лугу»
Учитель:
-А поведайте-ка нам, казачата: «Кто же главный у казаков?» (атаман)
-А где выбирают атамана? (на кругу)
-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо)
-Как называют жилище казаков? (курень)
Казачка: На берегах Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой
стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда, утварь.
— Назовите, какая посуда была у казаков?
Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет. Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!» (Казачье седло имеется в музее «Казачьей славы»). Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
Учитель: Но не только смелым и храбрым должен быть казак. Он должен обладать острым умом и метким словом. А вы знаете казачьи поговорки?
Казачьему роду нет переводу;
Казачья голова, что под дождиком трава;
Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Казак с конем и ночью и днем.
Где казак там и слава.
По казаку и Дон плачет.
Казаку конь себя дороже.
Казак без коня - сирота!
Учитель: А пословицы о казаках знаете?
Казак в труде, как в бою
Славит родину свою.
Донская земля дармоедов не кормит.
Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Без атамана казак кругом сирота
Казак донской – рубака лихой.
Казак в пути не скучает, он песни играет.
На Дону что не хутор, то и своя запевка.
Казак
Что-то засиделись мы с вами. Не пора ли нам устроить казачьи гулянья, песни, танцы да состязанья?
Казачка
Как у нас на Дону, зори ясные.
Как у нас на Дону, ветры - ястребы.
Над веселой водой ходит месяц молодой
Да подмигивает, да подпрыгивает.
«Казачий танец»
Учитель: Мы с вами столько поговорок услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Назовите жанры казачьих песен. (Трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые)
Учитель: Давайте и мы сыграем одну из походных песен. Песня «Солдатушки, браво ребятушки»
Учитель: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена (или мать, если казак не был женат), приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала казака, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму. (Конская упряжь: уздечка, поводья, хомут, сбруя, вожжи, стремя, удила, подковы - имеется в музее «Казачьей славы»).
Казак: Умели казаки воевать, но и работать умели!
А кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.
Запевайте-ка, девчата, вы частушки поскорей,
Запевайте, да погромче,
Чтоб порадовать гостей!
Частушки (исполняют девочки)
Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Дайте прялку, дайте лен,
Дайте сорок веретён,
Буду прясть - попрядывать
На милого взглядывать.
Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.
Мой милёнок, ох, красивый,
За рекою он живёт,
Коль захочет повидаться,
В решете переплывёт.
Ой, бяда, бяда, бяда -
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?
Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Казак
Хорошо вы пляшете, играете, а загадки отгадаете?
Учитель
Знание загадок, умение их разгадывать было у казаков необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Ведь их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.
Казачка
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в забавушку – загадочку.
( Загадки напечатаны на карточках, свернуты в трубочки, сложены в казачью шапку. Участники поочередно достают загадку, читают, отгадывают.)
Что находится между горой и долиной? (и)
Какой в реке камень? (мокрый)
Рогатый, а не бодается? (месяц)
Пришла черная корова, всех людей поборола. (ночь)
Летело 7 уток, 3 подстрелили. Сколько осталось? (3 утки)
Чем хлеб в огонь сажают? (тестом)
Две галки сидят на одной палке. (ведра на коромысле)
Где свету конец? ( в темной горнице)
Как написать слово «глаз» тремя буквами? (око)
Горело 5 свечей. 2 потухли. Сколько осталось? (Две. Остальные сгорели.)
Лохматый казак, посреди кушак
По двору ходит, порядок наводит (веник)
Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)
Ходит пани в серебряном жупане. (рыба)
Летала пташка промеж рта и чашки. (ложка)
Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (блин)
Учитель: Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества в них воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.
Игра «Самый меткий» (Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. (Нагайка имеется в музее «Казачьей славы»). Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу ведущего, одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.)
Стихотворения (читают мальчики)
Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону - Батюшке служить!
Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону – Батюшке верны.
Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата!
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра! Кто сегодня самый ловкий?
Вмиг накинет он подковку!
Учитель: А кто знает, что такое подкова?
Игра – соревнование для мальчиков «Накинь подкову». (На металлический стержень нужно набросить подкову)
Казачка: Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи
Тот, кто нить длинней спрядёт,
Вот того подарок ждёт.
Демонстрация прялки. (Прялка имеется в музее «Казачьей славы»).
Игра – соревнование для девочек «Смотай клубок»
(Кто быстрее перемотает нить из одного клубка в другой)
1 Ученик
В небе, будто от побелки
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
2 Ученик
Дни общенья - счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады все: и стар, и млад!
3 Ученик
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
4 Ученик
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
5 Ученик
Шутки, игры, посиделки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
6 Ученик:
Жизнь такая - не иная,
Не заморская - чужая,
Это наша сторона -
В мире лучшая страна!
Учитель
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
И хочется закончить наши посиделки словами М.А. Шолохова: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»
Казак
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь,
Казачка
Говорим мы: “До свиданья!”
До счастливых новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков....
Классный час "Край родной - земля Белгородская"
Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

"Край родной-земля Донская"
Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс...

Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»
Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....

Конспект урока Изобразительное искусство по теме: "Пейзаж родной земли" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: сформировать представление о пейзаже , продолжить овладение техникой гуаши.Планируемые результатыПредметные: уметь передавать настроение и чувства через рисунок и цвет, знат...

Урок изобразительного искусства по теме "Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками"
Цель: нарисовать пейзаж родного края, с характерными особенностями местности.Задачи:Воспитать патриотическое отношение к родинеПознакомить с творчеством русских художников-пейзажистов И.И.Л...
Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Пейзаж родной земли"
Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; творческого отношения к выполнению композиции осеннего пейзажа.Задачи урока:Дидактические: 1. Учить выполнять изображе...
