Образовательная программа "Развитие познавательных способностей учащихся 2-х классов"
рабочая программа (2 класс)

Лукашина Ольга Владимировна

Программа опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в частности, на понятие «зоны ближайшего развития», что предполагает организацию деятельности, которую ребенок может выполнить с помощью педагога, но впоследствии перенести в самостоятельную практику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ»

 

  1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы. Современная парадигма образования, закрепленная в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), ориентирована на достижение метапредметных результатов, ключевым из которых является формирование умения учиться. Это предполагает развитие универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося. Второй класс является критически важным этапом в процессе школьного обучения. Происходит переход от игровой деятельности к учебной как к ведущей, повышаются требования к произвольности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Однако нейропсихологические особенности детей 7-8 лет (слабость произвольной регуляции, преобладание наглядно-образного мышления) часто приводят к возникновению трудностей в усвоении программного материала. Учащиеся могут испытывать проблемы с концентрацией, логическим анализом, запоминанием информации, что порождает неуспеваемость и снижение учебной мотивации. Таким образом, целенаправленное развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности становится не просто желательным, а необходимым элементом обеспечения успешности каждого ребенка в освоении основной образовательной программы.

1.2. Концептуальные основы программы. Программа опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в частности, на понятие «зоны ближайшего развития», что предполагает организацию деятельности, которую ребенок может выполнить с помощью педагога, но впоследствии перенести в самостоятельную практику. Кроме того, в основе лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие познавательных способностей происходит не через пассивное усвоение информации, а в процессе активной, специально организованной деятельности. Программа интегрирует достижения педагогической психологии в области развития высших психических функций (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина).

1.3. Цель программы: целенаправленное развитие и коррекция базовых познавательных способностей учащихся 2-х классов (мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения) как фундаментальной основы для успешного овладения универсальными учебными действиями.

1.4. Задачи программы: 

Личностные: o Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. o Развитие учебной самостоятельности и уверенности в своих силах. o Воспитание настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Метапредметные: 

  • Развитие мышления: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, решать нестандартные задачи. o Развитие внимания: повышение устойчивости, концентрации, объема, распределения и переключения произвольного внимания.
  • Развитие памяти: освоение эффективных мнемических приемов (группировка, классификация, ассоциативное запоминание), развитие объема и точности слухоречевой и зрительной памяти. o Развитие восприятия и воображения: совершенствование зрительно-пространственного восприятия, способности к созданию новых образов.

Предметные: o Освоение конкретных интеллектуальных техник и стратегий работы с информацией.

1.5. Отличительные особенности программы. Программа имеет ярко выраженный коррекционно-развивающий характер. В отличие от предметных кружков, фокус смещен не на расширение знаний по конкретной дисциплине (математике, русскому языку), а на развитие психологического аппарата, необходимого для их успешного усвоения. Занятия строятся по принципу игровой занимательности, что снижает психологическую нагрузку и создает благоприятный эмоциональный фон для выполнения сложных интеллектуальных операций.

1.6. Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год (34 недели, 68 часов), занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (35-40 минут).

1.7. Формы и режим занятий. Занятия проводятся в групповой форме (оптимальный размер группы – 10-12 человек), что позволяет эффективно использовать парные и командные форматы работы. Режим занятия предполагает частую смену видов деятельности для предотвращения утомления. Используются следующие формы: мини лекция (инструктаж), практикум, дидактическая игра, мозговой штурм, работа в парах и малых группах, проектное задание.

  1. Содержание программы

Содержание программы структурировано по модулям, каждый из которых направлен на развитие определенной группы познавательных способностей. Модули не являются изолированными; на каждом занятии осуществляется комплексное развитие нескольких функций.

Модуль 1. «Развиваем внимание» (16 часов) 

Теоретический компонент (в адаптированной форме): понятие о внимании, его видах (произвольное, непроизвольное). Для чего нужно быть внимательным? Обсуждение ситуаций, где требуется сосредоточенность.

Практический компонент: 

o Упражнения на увеличение объема внимания: «Найди отличия», «Что изменилось?» (предъявление ряда предметов или картинок с последующим изменением). o Упражнения на повышение концентрации: корректурные пробы (зачеркивание заданных букв или символов в тексте), графические диктанты, лабиринты. o Упражнения на развитие распределения внимания: выполнение двух действий одновременно (например, прослушивание рассказа и подсчет хлопков). o Упражнения на тренировку переключения внимания: «Считаем и рисуем» (чередование двух простых действий по сигналу), таблицы Шульте (для детей данного возраста – в упрощенном варианте).

Модуль 2. «Тренируем память» (16 часов) 

  • Теоретический компонент: знакомство с видами памяти (зрительная, слуховая), понятие «секретов запоминания» (ассоциации, группировка, схематизация).
  • Практический компонент: 
  • Развитие слухоречевой памяти: запоминание последовательности слов, цифр, предложений. Использование приема смысловой группировки (объединение слов в группы по смыслу).
  • Развитие зрительной памяти: игра «Мемори», запоминание расположения предметов на столе, методика «Пиктограмма» (зарисовывание понятий для последующего воспроизведения).
  • Освоение мнемотехник: запоминание стихотворений с помощью ассоциативных картинок, метод «цифро-буквенного кода» для запоминания числовой информации в игровой форме.

• Упражнения на развитие ассоциативного мышления как основы памяти.

Модуль 3. «Учимся мыслить логически» (20 часов) 

  • Теоретический компонент: что такое логика? Знакомство с простейшими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.
  • Практический компонент: 
  • Развитие умения сравнивать: нахождение сходств и различий между предметами, понятиями, изображениями.
  • Формирование навыка классификации: группировка объектов по заданному и самостоятельно выделенному признаку (игры типа «Четвертый лишний»).
  • Установление причинно-следственных связей: решение логических задач в картинках, завершение историй, игра «Почему это произошло?».
  • Пространственно-логические задачи: головоломки со спичками

(счетными палочками), танграм, составление фигур по образцу.

•  Решение нестандартных (олимпиадных) задач, требующих выхода за рамки шаблона.

Модуль 4. «Фантазируем и создаем» (16 часов) 

Теоретический компонент: роль воображения в учебе и жизни.  

Связь воображения и творчества.

Практический компонент: 

  • Развитие воссоздающего воображения: описание картин по памяти, «озвучивание» немых сцен.
  • Развитие творческого (продуктивного) воображения: дорисовывание незаконченных фигур, сочинение сказок, по опорным словам, игра «Несуществующее животное».
  • Синтез логики и воображения: составление загадок о предметах, разработка простейших комиксов по заданному сюжету.
  • Проектная деятельность: создание коллективного коллажа на тему «Город будущего», разработка и проведение викторины для другой группы.
  1. Планируемые результаты

3.1. Личностные результаты: 

  • У учащегося сформирована устойчивая познавательная мотивация, интерес к решению интеллектуальных задач.
  • Проявляется учебная самостоятельность, способность к самоорганизации при выполнении заданий.
  • Снижен уровень тревожности, связанный с учебной деятельностью, повышена уверенность в своих силах.

3.2. Метапредметные результаты: 

  • Регулятивные УУД: учащийся удерживает цель деятельности, следует намеченному плану, адекватно воспринимает оценку педагога и сверстников.
  • Познавательные УУД: 
  • Мышление: владеет операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по заданным критериям; устанавливает причинно-следственные связи в изученных пределах. o
  • Внимание: демонстрирует повышенную устойчивость и концентрацию внимания, способность к распределению и переключению между разными видами работы. o
  • Память: осознанно применяет простейшие мнемотехнические приемы (группировку, ассоциации) для запоминания учебного материала.

Коммуникативные УУД: умеет работать в паре и малой группе, слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения.

  1. Система оценки результатов

Оценка результатов носит диагностический и развивающий характер, является безотметочной. Основной метод – метод педагогического наблюдения за деятельностью ребенка на занятиях. Фиксация результатов проводится в виде карты наблюдений, где отмечается динамика развития ключевых показателей по каждому модулю.

Дополнительно используются:

  • Стартовая и итоговая диагностика: проведение подобранных методик (например, «Корректурная проба», «Запомни рисунки», «Исключение лишнего») в начале и конце года для оценки динамики.
  • Анализ продуктов деятельности: оценка результатов выполнения творческих и проектных заданий.
  • Рефлексия: в конце каждого занятия или модуля проводится устное обсуждение («Что было самым трудным?», «Какой способ решения оказался самым удачным?»), что позволяет оценить уровень осознания ребенком собственных познавательных процессов.
  1. Учебно-методическое обеспечение

  • Дидактические материалы: карточки с заданиями, бланки для корректурных проб, наборы картинок для классификации и установления последовательностей, головоломки (танграм, кубики Никитина), настольные игры, развивающие внимание и память («Доббль», «Мемо»), раздаточный материал (счетные палочки, конструкторы).
  • Технические средства: мультимедийный проектор для демонстрации заданий, аудиоколонки для проведения упражнений на слуховое восприятие.

Заключение 

Реализация данной программы создает психолого-педагогические условия для преодоления типичных трудностей в обучении, с которыми сталкиваются второклассники. Систематическая тренировка познавательных процессов в специально организованной, поддерживающей среде позволяет не только повысить успеваемость по основным школьным предметам, но и заложить прочный фундамент для становления ребенка как самостоятельного, инициативного и мыслящего субъекта учебной деятельности. Развитые познавательные способности являются ключом к успешному обучению в течение всей жизни в современном мире.

 Тематическое планирование

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Учебно-тематический план

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок)

1

2

Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант.

1

3

Упражнения на развитие произвольного внимания.

1

4

Упражнение на развитие слуховой памяти.

1

5

Задания на развитие зрительной памяти.

1

6

Упражнения для развития глазомера.

1

7

Глазомеры измерения.

1

8

Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам.

1

9

Логически – поисковые задания.

1

10

Упражнения на совершенствование воображения.

1

11

Графический диктант. Штриховка.

1

12

Задания на развитие наглядно – образного мышления. Ребусы.

1

13

Задания на развитие наглядно – образного мышления. Задания со спичками.

1

14

Решение логических задач.

1

15

Стихотворные задачи.

1

16

Знакомство с интересными (логическими) квадратами.

1

17

Арифметические ребусы и головоломки.

1

18

Магические квадраты.

1

19

Логические концовки.

1

20

Решение занимательных задач.

1

21

Задания на развитие творческого мышления.

1

22

Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам.

1

23

Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей.

1

24

Составление заданий на поиск закономерностей.

1

25

Построение прямоугольников из отдельных частей.

1

26

Построение квадратов из отдельных частей.

1

27

Решение головоломок геометрического содержания.

1

28

Упражнения для развития обобщённого мышления.

1

29

Задания «Узнай, угадай».

1

30

Задачи, развивающие кругозор.

1

31

Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы.

1

32

Игры по задумыванию и отгадыванию чисел.

1

33

Упражнения на развитие мыслительных процессов.

1

34

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...

Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.

ТЕМА: Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.Цель: систематизировать формы и методы развития познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальны...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...