Образовательная программа "Развитие познавательных способностей учащихся 2-х классов"
рабочая программа (2 класс)
Программа опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в частности, на понятие «зоны ближайшего развития», что предполагает организацию деятельности, которую ребенок может выполнить с помощью педагога, но впоследствии перенести в самостоятельную практику.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ»
Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы. Современная парадигма образования, закрепленная в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), ориентирована на достижение метапредметных результатов, ключевым из которых является формирование умения учиться. Это предполагает развитие универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося. Второй класс является критически важным этапом в процессе школьного обучения. Происходит переход от игровой деятельности к учебной как к ведущей, повышаются требования к произвольности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Однако нейропсихологические особенности детей 7-8 лет (слабость произвольной регуляции, преобладание наглядно-образного мышления) часто приводят к возникновению трудностей в усвоении программного материала. Учащиеся могут испытывать проблемы с концентрацией, логическим анализом, запоминанием информации, что порождает неуспеваемость и снижение учебной мотивации. Таким образом, целенаправленное развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности становится не просто желательным, а необходимым элементом обеспечения успешности каждого ребенка в освоении основной образовательной программы.
1.2. Концептуальные основы программы. Программа опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в частности, на понятие «зоны ближайшего развития», что предполагает организацию деятельности, которую ребенок может выполнить с помощью педагога, но впоследствии перенести в самостоятельную практику. Кроме того, в основе лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие познавательных способностей происходит не через пассивное усвоение информации, а в процессе активной, специально организованной деятельности. Программа интегрирует достижения педагогической психологии в области развития высших психических функций (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина).
1.3. Цель программы: целенаправленное развитие и коррекция базовых познавательных способностей учащихся 2-х классов (мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения) как фундаментальной основы для успешного овладения универсальными учебными действиями.
1.4. Задачи программы:
Личностные: o Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. o Развитие учебной самостоятельности и уверенности в своих силах. o Воспитание настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Метапредметные:
- Развитие мышления: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, решать нестандартные задачи. o Развитие внимания: повышение устойчивости, концентрации, объема, распределения и переключения произвольного внимания.
- Развитие памяти: освоение эффективных мнемических приемов (группировка, классификация, ассоциативное запоминание), развитие объема и точности слухоречевой и зрительной памяти. o Развитие восприятия и воображения: совершенствование зрительно-пространственного восприятия, способности к созданию новых образов.
Предметные: o Освоение конкретных интеллектуальных техник и стратегий работы с информацией.
1.5. Отличительные особенности программы. Программа имеет ярко выраженный коррекционно-развивающий характер. В отличие от предметных кружков, фокус смещен не на расширение знаний по конкретной дисциплине (математике, русскому языку), а на развитие психологического аппарата, необходимого для их успешного усвоения. Занятия строятся по принципу игровой занимательности, что снижает психологическую нагрузку и создает благоприятный эмоциональный фон для выполнения сложных интеллектуальных операций.
1.6. Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год (34 недели, 68 часов), занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (35-40 минут).
1.7. Формы и режим занятий. Занятия проводятся в групповой форме (оптимальный размер группы – 10-12 человек), что позволяет эффективно использовать парные и командные форматы работы. Режим занятия предполагает частую смену видов деятельности для предотвращения утомления. Используются следующие формы: мини лекция (инструктаж), практикум, дидактическая игра, мозговой штурм, работа в парах и малых группах, проектное задание.
Содержание программы
Содержание программы структурировано по модулям, каждый из которых направлен на развитие определенной группы познавательных способностей. Модули не являются изолированными; на каждом занятии осуществляется комплексное развитие нескольких функций.
Модуль 1. «Развиваем внимание» (16 часов)
Теоретический компонент (в адаптированной форме): понятие о внимании, его видах (произвольное, непроизвольное). Для чего нужно быть внимательным? Обсуждение ситуаций, где требуется сосредоточенность.
Практический компонент:
o Упражнения на увеличение объема внимания: «Найди отличия», «Что изменилось?» (предъявление ряда предметов или картинок с последующим изменением). o Упражнения на повышение концентрации: корректурные пробы (зачеркивание заданных букв или символов в тексте), графические диктанты, лабиринты. o Упражнения на развитие распределения внимания: выполнение двух действий одновременно (например, прослушивание рассказа и подсчет хлопков). o Упражнения на тренировку переключения внимания: «Считаем и рисуем» (чередование двух простых действий по сигналу), таблицы Шульте (для детей данного возраста – в упрощенном варианте).
Модуль 2. «Тренируем память» (16 часов)
- Теоретический компонент: знакомство с видами памяти (зрительная, слуховая), понятие «секретов запоминания» (ассоциации, группировка, схематизация).
- Практический компонент:
- Развитие слухоречевой памяти: запоминание последовательности слов, цифр, предложений. Использование приема смысловой группировки (объединение слов в группы по смыслу).
- Развитие зрительной памяти: игра «Мемори», запоминание расположения предметов на столе, методика «Пиктограмма» (зарисовывание понятий для последующего воспроизведения).
- Освоение мнемотехник: запоминание стихотворений с помощью ассоциативных картинок, метод «цифро-буквенного кода» для запоминания числовой информации в игровой форме.
• Упражнения на развитие ассоциативного мышления как основы памяти.
Модуль 3. «Учимся мыслить логически» (20 часов)
- Теоретический компонент: что такое логика? Знакомство с простейшими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.
- Практический компонент:
- Развитие умения сравнивать: нахождение сходств и различий между предметами, понятиями, изображениями.
- Формирование навыка классификации: группировка объектов по заданному и самостоятельно выделенному признаку (игры типа «Четвертый лишний»).
- Установление причинно-следственных связей: решение логических задач в картинках, завершение историй, игра «Почему это произошло?».
- Пространственно-логические задачи: головоломки со спичками
(счетными палочками), танграм, составление фигур по образцу.
• Решение нестандартных (олимпиадных) задач, требующих выхода за рамки шаблона.
Модуль 4. «Фантазируем и создаем» (16 часов)
Теоретический компонент: роль воображения в учебе и жизни.
Связь воображения и творчества.
Практический компонент:
- Развитие воссоздающего воображения: описание картин по памяти, «озвучивание» немых сцен.
- Развитие творческого (продуктивного) воображения: дорисовывание незаконченных фигур, сочинение сказок, по опорным словам, игра «Несуществующее животное».
- Синтез логики и воображения: составление загадок о предметах, разработка простейших комиксов по заданному сюжету.
- Проектная деятельность: создание коллективного коллажа на тему «Город будущего», разработка и проведение викторины для другой группы.
Планируемые результаты
3.1. Личностные результаты:
- У учащегося сформирована устойчивая познавательная мотивация, интерес к решению интеллектуальных задач.
- Проявляется учебная самостоятельность, способность к самоорганизации при выполнении заданий.
- Снижен уровень тревожности, связанный с учебной деятельностью, повышена уверенность в своих силах.
3.2. Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: учащийся удерживает цель деятельности, следует намеченному плану, адекватно воспринимает оценку педагога и сверстников.
- Познавательные УУД:
- Мышление: владеет операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по заданным критериям; устанавливает причинно-следственные связи в изученных пределах. o
- Внимание: демонстрирует повышенную устойчивость и концентрацию внимания, способность к распределению и переключению между разными видами работы. o
- Память: осознанно применяет простейшие мнемотехнические приемы (группировку, ассоциации) для запоминания учебного материала.
Коммуникативные УУД: умеет работать в паре и малой группе, слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения.
Система оценки результатов
Оценка результатов носит диагностический и развивающий характер, является безотметочной. Основной метод – метод педагогического наблюдения за деятельностью ребенка на занятиях. Фиксация результатов проводится в виде карты наблюдений, где отмечается динамика развития ключевых показателей по каждому модулю.
Дополнительно используются:
- Стартовая и итоговая диагностика: проведение подобранных методик (например, «Корректурная проба», «Запомни рисунки», «Исключение лишнего») в начале и конце года для оценки динамики.
- Анализ продуктов деятельности: оценка результатов выполнения творческих и проектных заданий.
- Рефлексия: в конце каждого занятия или модуля проводится устное обсуждение («Что было самым трудным?», «Какой способ решения оказался самым удачным?»), что позволяет оценить уровень осознания ребенком собственных познавательных процессов.
Учебно-методическое обеспечение
- Дидактические материалы: карточки с заданиями, бланки для корректурных проб, наборы картинок для классификации и установления последовательностей, головоломки (танграм, кубики Никитина), настольные игры, развивающие внимание и память («Доббль», «Мемо»), раздаточный материал (счетные палочки, конструкторы).
- Технические средства: мультимедийный проектор для демонстрации заданий, аудиоколонки для проведения упражнений на слуховое восприятие.
Заключение
Реализация данной программы создает психолого-педагогические условия для преодоления типичных трудностей в обучении, с которыми сталкиваются второклассники. Систематическая тренировка познавательных процессов в специально организованной, поддерживающей среде позволяет не только повысить успеваемость по основным школьным предметам, но и заложить прочный фундамент для становления ребенка как самостоятельного, инициативного и мыслящего субъекта учебной деятельности. Развитые познавательные способности являются ключом к успешному обучению в течение всей жизни в современном мире.
Тематическое планирование
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок) | 1 |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 |
3 | Упражнения на развитие произвольного внимания. | 1 |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти. | 1 |
5 | Задания на развитие зрительной памяти. | 1 |
6 | Упражнения для развития глазомера. | 1 |
7 | Глазомеры измерения. | 1 |
8 | Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам. | 1 |
9 | Логически – поисковые задания. | 1 |
10 | Упражнения на совершенствование воображения. | 1 |
11 | Графический диктант. Штриховка. | 1 |
12 | Задания на развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. | 1 |
13 | Задания на развитие наглядно – образного мышления. Задания со спичками. | 1 |
14 | Решение логических задач. | 1 |
15 | Стихотворные задачи. | 1 |
16 | Знакомство с интересными (логическими) квадратами. | 1 |
17 | Арифметические ребусы и головоломки. | 1 |
18 | Магические квадраты. | 1 |
19 | Логические концовки. | 1 |
20 | Решение занимательных задач. | 1 |
21 | Задания на развитие творческого мышления. | 1 |
22 | Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам. | 1 |
23 | Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
24 | Составление заданий на поиск закономерностей. | 1 |
25 | Построение прямоугольников из отдельных частей. | 1 |
26 | Построение квадратов из отдельных частей. | 1 |
27 | Решение головоломок геометрического содержания. | 1 |
28 | Упражнения для развития обобщённого мышления. | 1 |
29 | Задания «Узнай, угадай». | 1 |
30 | Задачи, развивающие кругозор. | 1 |
31 | Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы. | 1 |
32 | Игры по задумыванию и отгадыванию чисел. | 1 |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.
В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....
Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.
Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...
Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.
ТЕМА: Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.Цель: систематизировать формы и методы развития познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальны...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...
Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
Развитие каждой личности и выявление одарённых детей....
- Мне нравится (1)
