Школьникам о тульском кремле.(Из опыта работы)
статья

Трошина Ольга Вячеславовна

Статья. Из опыта работы. Интерес к родной истории прививаю  своим ученикам на протяжении всей своей педагогической деятельности.   

    Первое знакомство с кремлём происходит у первоклассников на первых уроках окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                Школьникам о тульском кремле. (Из опыта работы)

                                                                        Стены, башни, каждая бойница

                                                                         И теперь хранят сражений след.

                                                                         Тульский кремль - истории страница,

                                                                         Памятник давно минувших лет.

                                                                                                         В. Степанов

     

     История, архитектура Тульского кремля меня интересовали давно. Ещё школьницей исследовала стены и башни ещё не отреставрированного  памятника. В студенческие годы фотографировала башни и стены, участвовала в фотовыставках. Интерес к родной истории прививаю и своим ученикам на протяжении всей своей педагогической деятельности.    

    Первое знакомство с кремлём происходит у первоклассников на уроках окружающего мира. Ребята узнают о значении крепости, получают первоначальные знания о её истории. Большую роль на этом этапе играет наглядный и иллюстративный материал. Во время экскурсии по городу, организованной родителями, дети обозревают стены кремля, любуются его красотой и величием, подтверждают мысль о его большом значении. Итогом работы является проект, отражающий впечатления и первые знания детей.

     Далее  продолжается знакомство с Тульским кремлём на внеурочной деятельности. Расширяются знания учащихся о его истории, архитектуре. В этот период большую помощь оказывают книги серии "Мой город". Для активизации познавательной деятельности создаю и применяю дидактические игры и задания. Ребята собирают разрезные картинки - пазлы, узнают получившуюся башню кремля, называют башню по её легенде, с иллюстрациями выстраиваются по порядку расположения башен, разгадывают загадки, которые являются моим личным творчеством.

1.Эта башня не глухая.

    Ты попробуй - угадай!

    Сверху луковка такая,

    Поскорее называй!

   (Башня Одоевских ворот)

5. Тайну башня охраняет,

    Был подземный ход к Упе.

    Если б что-нибудь случилось,

    Вышел бы народ к реке.

    (Ивановская башня)

2.Если вдруг пожар, беда -

    Колокол звонил всегда.

   (Спасская башня)

6.Эта башня так стоит -

   Сама названье говорит.

   (Наугольная башня)

3. Башни этой нет страшней,

    Раньше пытки были в ней.

    Ох, и средние века!

    Не хотим попасть туда!

    (Никитская башня)

7. От башни следующих ворот

    Далеко путь поведёт.

    Шла дорога на Москву

    Через Кузнецкую слободу.

    (Башня Пятницких ворот)

4. Из кремля шёл Крестный ход

    Через башню тех ворот.    (Башня Водяных ворот)

8. Хан Гирей пытался взять,

    В ней лазейку проломать.

    Народ свой город защитил,

    Хан Гирея не пустил!

    (Башня Ивановских ворот)

9. В этой башне порох был,

    И народ его хранил.

    Рядом - маленькая дверь.

    Что, не веришь? Так проверь!

    (Башня На погребу)

   

    На уроках технологии дети в группах выполняют проект  "Наш кремль", изготавливают макет из пластилина.

     Интерес вызывают задания на уроках математики, способствующие развитию познавательной активности учащихся.  При первом знакомстве с башнями кремля использую проблемную ситуацию.  Ученики решают задачу: в Тульском кремле 5 глухих башен и 4 башни с воротами. Сколько башен в кремле? Переводим единицы измерения. Например, периметр стен кремля 1066м - переведите в километры и метры.  

     Взрослея, ученики более охотно выполняют задания творческого характера, связанные с компьютерными технологиями: создание слайдов, электронных презентация, носящих информационный или тестирующий характер. Такие работы использую для показа на занятиях по внеурочной деятельности.

     Когда дети становятся третьеклассниками, приходит время подвести небольшие итоги работы, попробовать свои силы в городской игре "Тайны Тульского кремля", в которой  мои ученики участвуют с самого её начала. Перед  игрой мы посещаем кремль. Во время экскурсии ребята пополняют и закрепляют изученное. Опыт работы показал, что впечатления от экскурсии и результат гораздо лучше, когда дети уже достаточно владеют информацией об объекте. Ребятам понятна тема, они становятся более внимательны, услышанное и увиденное усваивается полнее и осознаннее.

     Обязательно надо подвести итоги. Провожу мини-проект "Вести из Тульского кремля". Группы получают задания: оформить заметку, составить викторину, кроссворд. С большим запасом знаний ребята отправляются в кремль на игру по станциям.

     Принимая участие  в городском смотре-конкурсе юнармейских отрядов "Мы гордимся Россией!", ребята на станции, посвящённой Тульскому кремлю, с кроссвордом справились отлично!

      Большую помощь в работе оказывают серии книг для учащихся "Мой город", видеоматериалы.

      Надеюсь, что работа, проводимая мною, приносит пользу учащимся, и они будут в дальнейшем продолжать изучать историю родного города.

     

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)

Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций  в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...

Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. ...

Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потре...

Использование ИКТ при обучении младших школьников в рамках ФГОС (из опыта работы)

В данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ при обучении младших школьников....

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...

Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....