Календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс".
календарно-тематическое планирование (русский язык, 1 класс) по теме

Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс (чтение+ письмо)". УМК "Развивающая ситема обучения Л.В.Занкова". Автор курса - Н.В.Нечаева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО_________

_________________________

Протокол № ______

от «____»___________2010г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР СОШ №8 ____________

__________________________

«____»____________2010 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №8

_____________Белякаева Г.Н.

 «___»________________2010 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г.Казани  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПЕДАГОГА 

СЁМИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ,

I квалификационная категория

по учебному курсу  «Обучение грамоте» Автор курса –Н.В.Нечаева

1 класс

Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010г.

2010- 2011 учебный год

Обучение грамоте.

Пояснительная записка.

       В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

 Задачи периода обучения грамоте:

     - научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

     - расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

     - активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

     - развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

     - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

     Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".

     Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

     Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.

     Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - "Развитие речевой деятельности", в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй - составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

     Раскроем основные положения каждого раздела программы.

     I. Развитие речевой деятельности.

     В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, "разговорить" детей.

     Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но, прежде всего - организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Поэтому программа обучения грамоте реализуется в теснейшей взаимосвязи с программой по математике и программой "Мы и окружающий мир". Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель.

     В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

     Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

     На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объём материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речи, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией.

     Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков.  Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву И как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения;

вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

     Существенно ускоряют навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

     II. Система языка

     Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы:

     - первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

     - начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного", или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снега - снег) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);

     - наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.

     В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

Тематическое планирование по курсу «Письмо» в 1 классе.

                                                1 четверть: 27 часов.

№/п

ТЕМА УРОКА.

ЦЕЛИ УРОКА.

ТИП УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ.

ДАТА

Правила письма.

Формировать у учащихся начальных сведений о понятиях «письмо», «речь».

Объяснение нового материала.

Школьные принадлежности, выставка книг.

Мы и наша речь.

Формировать у учащихся начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная, звук, знак».

Объяснение нового материала.

Конверт, книга, журнал, газета, диск, аудиокассета, ручка, тетрадь.

Узоры и элементы букв.

Познакомить с правилами посадки, положения тетради и ручки в руке; с элементами букв.

Урок-игра.

Презентация.

Прямая линия.

Уметь отличать слова от  предложения.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Наклонная линия.

Уметь соотносить схему слова с названием предмета.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Наклонные и прямые линии.

Подготовка руки к письму.

Урок-путешествие.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Росчерки.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Буквы печатные и письменные.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Образцы старинных печатных и письменных букв, старинных книг, письменных принадлежностей.

Разлиновка тетради.

Познакомить с разлиновкой тетради: рабочая узкая строка.

Урок-игра.

Презентация, детская энциклопедия, тетрадь, разлиновка, ручка, мел.

Прямая наклонная линия.

Развивать логическое мышление, внимание, воспитывать интерес к родному языку.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Линия с закруглением внизу.

Формировать навык общения в разных ситуациях; подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Линия с закруглением внизу и вверху.

Воспитывать интерес, любовь к книге, внеклассному чтению, продолжать знакомство с правилами поведения в школе.

Урок-практикум.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Письмо изученных элементов букв.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Овалы большие и маленькие.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Урок-представление.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Письмо изученных элементов букв.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, картинки.

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, картинки.

Длинная наклонная с петлей вверху и внизу.

Формировать навык общения в разных ситуациях; подготовка руки к письму.

Урок-путешествие.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Слово и предложение. Письмо  изученных элементов букв.

Продолжить формирование умения выделять из речи предложения, из предложения слова, записывать их с помощью условных знаков.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево.

Формировать навык общения в разных ситуациях; подготовка руки к письму.

Урок-игра.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Полуовалы большие и маленькие. Логическое ударение.

Формировать понятие о логическом ударении; учить различать интонационную окраску предложения.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Полуовалы большие и маленькие.

Формировать навык общения в разных ситуациях; подготовка руки к письму.

Урок-путешествие.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Росчерки.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, подготовка руки к письму.

Объяснение нового материала.

Буквы гласных звуков.

Учить различать согласные и гласные звуки, познакомить с артикуляцией при произношении звуков.

Объяснение нового материала.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Буквы Оо, Ээ.

Формировать умение выделять звуки (о,э); познакомить с написанием букв Оо, Ээ.

Урок-экскурсия.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Строчная а.

Формировать умение выделять звук (а); познакомить с буквой а.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Заглавная А.

Формировать умение выделять звук (а) и буквой А.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

 Строчная у.

Формировать умение выделять звук (у) и буквой у.

Урок-игра.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

Тематическое планирование по курсу «Письмо» в 1 классе.

                                                 2 четверть: 27 часов.

№/п

ТЕМА УРОКА.

ЦЕЛИ УРОКА.

ТИП УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ.

ДАТА

Заглавная У.

Формировать умение выделять звук (у) и буквой у.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо изученных букв.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Строчная и.

Формировать умение выделять звук (и) и буквой и.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Заглавная И.

Формировать умение выделять звук (И) и буквой И.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Строчная ы.

Формировать умение выделять звук (ы) и буквой ы.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Соединение букв, списывание сочетаний букв.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Заглавные Л, М.

Формировать умение выделять звук (л,м) и буквами Л, М.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо строчных л, м.

Формировать умение выделять звук (л,м) и буквами л,м.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо заглавной Н.

Формировать умение выделять звук (н) и буквой Н.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо строчной р.

Формировать умение выделять звук (р) и буквой р.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо заглавной Р.

Формировать умение выделять звук (Р) и буквой Р.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо заглавной Й, строчной й.

Формировать умение выделять звук (й) и буквой Й.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо изученных букв, слогов, слов с изученными буквами.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Строчная б.

Формировать умение выделять звук (б) и буквой б.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Заглавная буква Б.

Формировать умение выделять звук (у)б и буквой Б.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Строчная буква д.

Формировать умение выделять звук (д) и буквой д.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Заглавная буква Д.

Формировать умение выделять звук (Д) и буквой Д.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Буквы Дд.

Формировать умение выделять звук (д) и буквы Дд.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Письмо слов, составление предложений.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок применения полученных знаний на практике.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

Тематическое планирование по курсу «Письмо» в 1 классе.

                                                3 четверть: 30 часов.

1.

Буквы Бб.

Формировать умение выделять звук и буквы Бб.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

2.

Буквы Дд.

Формировать умение выделять звук и буквы Дд.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

3.

Буквы б-д в словах.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-экскурсия.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

4.

Буквы Вв.

Формировать умение выделять звук и буквы Вв.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

5.

Буквы Гг.

Формировать умение выделять звук и буквы Гг.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

6.

Буквы Зз.

Формировать умение выделять звук и буквы Зз.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

7.

Буквы Жж.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-игра.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

8.

Буквы Пп.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-путешествие.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

9.

Буквы Фф.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

10.

Буквы Кк.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

11.

Буквы Шш.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

12.

Буквосочетания жи-ши.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-сказка.

Гость урока , предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

13.

Буквы Сс.

Формировать умение выделять звук и буквы Сс.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

14.

Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок повторение изученного материала.

Гость урока , предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

15

Заглавные и строчные Ее, Ёё.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

16.

Письмо слов с буквами Ее, Ёё. Мягкость согласных.

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

17.

Строчная и заглавная Юю.

Формировать умение выделять звук и букву Юю.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

18.

Строчная и заглавная Яя.

Формировать умение выделять звук и буквы Яя

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

19.

Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку.

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок-игра.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

20.

Буква ь. Ь- показатель мягкости согласных.

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

21.

Буквы Хх.

Формировать умение выделять звук и букву Хх.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

22.

Буквы Цц.

Формировать умение выделять звук и буквы Цц.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

23.

Буквы Чч.

Формировать умение выделять звук и буквы Чч.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

24.

Буквы Щщ..

Формировать умение выделять звук и буквы Щщ.

Урок ознакомления с новым материалом.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

25.

Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-игра.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

26.

Буквосочетания ча-ща, чу-щу.

Познакомить учащихся с правилом написания буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

Урок ознакомления с новым материалом.

Гость урока , предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка.

26.

Буква ъ.

Познакомить с написанием ъ.

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, разлиновка, мел.

27.

Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку.

Развивать фонематический слух, учить культуре речи, написание слов с изученными буквами.

Урок-путешествие.

Разлиновка, мел, ручка, печатная тетрадь, гость урока, предметные картинки.

Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте» в 1 классе.

                                       1 четверть: 18 часов.

№/п

ТЕМА УРОКА.

ЦЕЛИ УРОКА.

ТИП УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ.

СТР.

ДАТА

История обучения и речи. Речь устная и письменная. Схема предложения.

Познакомить с историей обучения;  показать правила работы с учебником; ознакомить с видами речи и её функциями, со схемами предложений.

Объяснение нового материала.

Загадки, картинки о жизни первобытных людей, рисуночном письме.

Стр. 4-7

Знакомство со средствами устного общения. В мире знаков. Схема слова.

Формировать умение составлять рассказы на заданную тему; познакомить со средствами устного общения; формировать умения различать звуки на слух; различать понятия «предмет и слово».

Объяснение нового материала.

Презентация «Моя Родина», листочки, карандаши, схемы слов.

Стр.8-10

Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ. Звуки (а), буквы Аа.

Дать понятие «гласные- согласные» звуки; формировать умение читать схемы слов; познакомить со звуком (а).

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Айболит.

С.11-12

Звук (у), буква Уу. Чтение схем слов и предложений.

Познакомить со звуком (у) и буквой Уу; формировать умение читать схемы слов и предложений.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Улитка.

С.13-14

Звук (о), буква Оо, звук (э), буква Ээ.

Познакомить с буквами Оо, Ээ и звуками, которые их  обозначают; упражняться в чтении знаков.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Улитка.

С.15-16

Одно слово- несколько значений. Знакомство с предлогами и союзами.

Формирование умения читать пиктограммы; познакомить с союзами и предлогами, их ролью в предложении.

Объяснение нового материала.

Схемы слов, предложений, ребусов, пиктограмм.

С.17-18

Большая буква в именах. Число имен существительных. Слова противоположные по значению.

Познакомить с именами собственными; дать понятие «число названий предметов», «антонимов».

Объяснение нового материала.

Схемы слов, предложений, иллюстрации к сказке «Маша и медведь», «Три медведя».

С.19

Звуки (ы, и), бувы Ии, ы. Твердые и мягкие согласные.

Познакомить с буквами Ии, ы, звуками, которые их обозначают; показать роль гласных и,ы после согласных.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений,

С.20

Один предмет- несколько предметов. Имена собственные (герои- животные).

Формировать умения сравнивать стихотворные формы по ритму; определять число И.С.; дать понятие о написании собственных И.С.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.21-22

Звуки (л), (М). Буквы Лл, Мм. Определение места звуков в словах.

Познакомить со звуками (л, м) и буквами Лл, Мм.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Леопольд, Мышата.

С.23

Понятие «ударение». Ударные и безударные гласные.

Дать понятие «ударение», формировать умения определять ударные и безударные гласные.

Объяснение нового материала.

Схемы слов, предложений, иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

С.23-24

Звуки и буквы Л и М. Работа над текстом.

Формировать умение определять твердые и мягкие согласные; ударные и безударные гласные;

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.25-26

Твердые и мягкие согласные (н, р). Понятие «род, число».

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками (н,р) и буквами Нн, Рр; понятием «рода», знакомство с местоимениями.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Незнайка.

С.27-28

Твердые и мягкие согласные (н, р). Омонимы. Главные члены предложения.

Упражнять в определении твердых и мягких согласных звуков в словах; дать понятие «Главные члены предложения».

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, Ракета.

С.28-30

Звук (й), буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звуко-буквенный анализ.

Познакомить со звуком (й) и буквой Йй; упражнять в чтении слов.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.32-34

Роль фонемы в образовании слов. Многозначность слов. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Показать роль фонемы в образовании слов; дать понятие «многозначность слов»

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.35-36

Слог. Практическое пользование при чтении изученных букв..

Дать понятие о слоге, как части слова; упражнять в чтении слов с изученными буквами.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.37-38

Звуки (б, в) и буквы Бб, Вв. Роль фонемы в образовании слов.

Познакомить со звуками (б,в) и буквами Бб, Вв.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений, картинки Белочки, Волка.

С.39

Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте» в 1 классе.

                                        2четверть: 16 часов

№/п

ТЕМА УРОКА.

ЦЕЛИ УРОКА.

ТИП УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ.

СТР.

ДАТА

Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели. Согласование в роде и числе. Понимание  смысла предлогов, указывающего на место предмета.

Упражнение в чтении слов и предложений с изученными буквами; показать роль фонемы в образовании слов, понимание смысла предлога, указывающих на место предмета.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.40-41

Звуки (г) и буквы Гг. различие слово и слог. Единственное и множественное число предметов.

Познакомить со звуками (г) и буквами, которые их обозначают; учить отличать слог от слова.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, картинки предметов во мн. и ед. числе , схемы слов, предложений.

С.42-43

Звуки (д) и буквы Дд. Продолжение рассказа по его началу. Многозначность слов. Имена собственные.

Познакомить со звуками (д) и буквой, которая их обозначает; упражнять в чтении слов и предложений; формировать умения делить слова на слоги.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.44-45

Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука. Тематические группы слов.

Формировать представления о сильной и слабой позиции согласных звуков.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.46-47

Звук (ж) и буквы Жж. Анализ рифмы.

Познакомить со звуком (ж) и буквой, которая его обозначает; показать роль фонемы в образовании слов.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.49-50

Звуки (з) и буквы Зз. Словообразования.

Познакомить со звуками (з) и буквой, которая их обозначает; формирование представлений о словообразовании.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.50-51

Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов.

Формировать представление о переносном смысле слов, о зависимости смысла предложения от порядка слов.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.52

Звук (ж) всегда твердый. Движение как выразительное средство.

Формировать представление о том, что (ж)-  всегда твердый звук.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.53

Звуки (к,п) и буквы Кк, Пп. Ед. и мн. число названий предметов. Корень слова. Слабая и сольная позиция согласных фонем.

Познакомить со звуками (к, п) и буквами, которые их обозначают.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, состава слов, предложений.

С.54

Старинные имена. Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование.

Развивать речь детей; учить сравнивать фантастические и правдивые тексты; решать ребусы и кроссворды.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.55-56

Понимание смысла предложений. Удивительное –ка – звуковой анализ слов.

Упражнять в чтении слов с изученными буквами в звуковом анализе слов; формировать понятие о различии слова и предмета.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.57-59

Звуки (с, т) и буквы Сс, Тт. Признаки предметов. Согласование слов по смыслу.

Познакомить со звуками (с, т) и буквами, которые их обозначают; формировать представление о признаках предметов, согласование слов по смыслу.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.60-62

Слабая и сильная позиция фонем. Понимание смысла текста.

Упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами; формировать умение определять сильную и слабую позицию фонем; понимать смысл текста.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.64-66

Звуки (ф,ш) и буквы Фф, Шш. Парные звонкие  и глухие согласные. Выразительное чтение.

Познакомить со звуками (ф) и буквой, которая их обозначает.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.68-69

Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте» в 1 классе.

                                       3 четверть: 20 часов.

№/п

ТЕМА УРОКА.

ЦЕЛИ УРОКА.

ТИП УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ.

СТР.

ДАТА

Признак предмета, действие предмета.

Формировать представление о признаках действий предмета; учить различать предмет и слово.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.70

Признак предмета, действие предмета. Понимание текста.

Формировать представление о признаках действий предмета; учить различать предмет и слово.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.71

Звук (ж) – всегда твердый звонкий парный согласный звук. Звук (ш)- всегда твердый глухой парный согласный звук. Корень. Представление об однокоренных словах.

Формировать представление о звуке (ж), как всегда твердом, звонком парном согласном звуке; о звуке (ш), как всегда твердом, глухом парном согласном звуке.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.72

Многозначность слова. Близкие по смыслу слова.

Практические использование изученных букв. Звуковой и звукобуквенный анализ слова.

Формировать представление о многозначности слов; дать понятие «синонимы».

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.73

Значение фонемы, ударения в образовании слов. Значение логического ударения, порядка слов в предложении.

Формирование представления о значении фонемы, ударения в образовании слов, порядка слов в предложении.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.74-75

Двузначные гласные Е, Ё, Ю, Я- показатели мягкости согласного звука. Одна буква – два звука.

Познакомить с буквами е,ё,ю,я; показать особенность звуков, которые обозначаются этими буквами.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.76-77

Фразеологизмы. Твердые и мягкие согласные звуки.

История языка. Буквы Юю, Яя. Роль фонемы в образовании слов.

Дать понятие «фразеологизм»; показать роль фонем в образовании слов; формировать умение выразительно читать стихотворение.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.79-80, 83

Многозначность слов. Выразительное чтение. Этика письма.

Формировать представление о многозначности слов, о правописании слов в сильной и слабой позиции.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.84

Указание предмета по его описанию. Ед. и Мн. число предметов.

Учить отгадывать и придумывать загадки; дать понятие о «ед. и мн. числе» предметов.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.85

Мягкий знак – показатель мягкости.

Познакомить с буквой Ь, показать её роль в словах.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.88-89

Словообразование. Времена года.

Упражнять в чтении слов с изученными буквами, в словообразовании.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.90-91

Выразительное чтение. К.Чуковский «Путаница» и страшилки.

Познакомить с произведениями (путаницы и страшилки) К.И.Чуковского; упражнять в чтении текстов с изученными буквами.

Объяснение нового материала.

Выставка книг К.И.Чуковского, рисунки к его произведениям, портрет автора.

С.91-92

Звуки (х,ц) и буквы Хх, Цц. Наблюдение за особенностями написания ЦЕ, ЦЫ, ЦИ.

Познакомить со звуками (х,ц) и буквами, которые их обозначают; показать особенности правописания це, ци, цы.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.93-95

Смысл путаницы. Скороговорки. Фразеологизмы.

Упражнять в чтении текстов с изученными буквами; показать смысл путаницы.

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.94-95

Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. Работа над смешиваемыми звуками.

Показать значение фонем в образовании слов, работу над смешиваемыми звуками (ц, с, т).

Объяснение нового материала.

Ребусы, схемы слов, предложений.

С.96-97

Звуки (ч,щ) – всегда мягкие глухие звуки. Буквы Чч, Щщ.

Формировать представление о звуках (ч,щ), как всегда мягких глухих согласных звуках.

Объяснение нового материала.

Интерактивная азбука, предметные картинки, схемы слов, предложений.

С.98-100

Продолжение ленты букв. Многозначность слов. Словообразование.

Упражнять в чтении текстов с изученными буквами; дать понятие «время».

Закрепление изученного материала.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки

С.99-100

С.101-13(доп)

Разделительные Ъ и Ь

Показать роль Ъ и Ь знаков в словах.

Практическое занятие.

Ребусы, схемы слов, предложений, предметные картинки героев-животных из сказок.

С.106-107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...