Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Шилова Любовь Николаевна

Предоставлена разработка  изучения орфограммы правописания чередующихся согласных в корне слова. Интересные подходы к изучению данной орфограммы, подведение итога урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 3-ем классе по теме:

«Чередование согласных в корне, беглые гласные в корне и суффиксе слова»

Цель урока: продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова; представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами (возможно наличие беглой гласной не только в корне слова, но и в суффиксе); введение в активный словарь учащихся термина «беглые гласные».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

(На плакате записаны слова: …город

                                                       ов...щи

                                                       …в…щной

                                                       …г…родник

                                                       …рех

                                                       …гурец

Задание: записать слова, вставив пропущенные буквы)

На обратной стороне плаката дано полное написание слов, проверка проводится путём сверки с правильным написанием.

 Вопросы. – Назовите однокоренные слова; слова, которые состоят из корня и окончания, из корня, суффикса и окончания .

- Запишите к слову орех однокоренное (орешник)

- Выделите корень, что заметили? (Произошло чередование согласных)

Измените форму слова огурец и запишите. Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

- Давайте теперь сформулируем тему урока (Дети формулируют, учитель уточняет). На экране с помощью мультимедиа  появляется тема урока)

Задание 1. Упражнение №89.

Подобрать к заданным словам однокоренные и записать их, выделив в них корень. 1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег. 

 Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.

- А можно слово снег проверить словом снежок? Почему?

Задание 2. Упражнение №86. Прочитайте слова, запишите их парами, чтобы они отвечали на вопросы кто? чего? (Задание выполняется по вариантам по 3 слова). Проверка (читают пары слов)

- Чем являются пары слов? (Формы слова)

- Что интересного заметили в словах? ( Беглая гласная)

- В какой части слова? ( В корне)

Аналогичное задание в упражнении №90. Задание даётся по рядам, допускаются консультации в парах. Дополнительно  слова разобрать по составу. Проверка задания с помощью мультимедиа.

- В какой части слова была беглая гласная? (В суффиксе)

Подведение итога. – Какие интересные превращения бывают в словах?

(Чередование согласных, беглая гласная)

Физминутка.

Задание 3. Упражнение №92. (Текст спроецирован на экран)

- Прочитайте текст «про себя», вслух надо прочитать только ту часть, в  которой даётся описание щенка. Ученик читает. На доске появляется картинка щенка.

- Похоже ли описание щенка в тексте на щенка на картинке? Чем? (Ведётся устная работа). Запишите эту часть упражнения в тетрадь, обратив внимание на выделенные слова и вставив пропущенные буквы.

Далее ведётся работа с выделенными словами на лбу, крючком.

Ещё раз обращается внимание на беглые гласные и на чередование согласных в корне слова.

Итог урока. На экране появляются строчки.

За школой уже пожелтела трава,

А мы на уроке учили слова.

Один это делал спустя рукава,

Другой изучал засучив рукава.

 

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

Вешать можно на гвоздь полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку, и верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!

Дети читают стихи и выбирают те строчки, с помощью которых они могут оценить свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 126 №91.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...