Урок русского языка 2 кл. Программа Занкова Общее понятие о существительном
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Макаренкова Марина Ивановна

Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, осознаёт полученные знания с опорой на жизненный опыт, применяет знания и умения в новой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyat_sushchest.rar541.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Автор: Макаренкова Марина Ивановна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 2, г Ковдор

Класс 2,

 Программа: Л.В.Занкова

Название материала:

Общее понятие об имени существительном.

Предназначение: для проведения урока по русскому языку.

Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом

Авторский медиапродукт: презентация.

Авторские комментарии:

Презентации созданы с использованием Интернет - ресурсов ( фото).

Урок «  Имя  существительное»

Слайд №  2  Чистописание.  Кликнуть мышкой на знак в правом верхнем углу. При появлении экрана кликнуть на «прописные», затем навести курсор на букву Ц, затем на строчные, навести курсор на буквы ц, а, е.  

Слайд № 7 гиперссылка на физминутку. Двойной щелчок мышки для возвращения на слайд

Слайд № 10 использование триггеров. Нажать на рисунок для перемещения.

Слайд № 16 использование гиперссылки для повторения.

Урок русского языка во 2 классе.  Программа Занкова

Тема урока: Общее понятие об имени существительном.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование грамматического понятия «имя существительное»,

ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

- учить различать предмет и слово как часть речи;

формировать умение различать существительные среди других частей речи,

- учить соотносить вопросы кто? и что? и слово - название предмета;

-вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,

-научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

- развивать речь учащихся.

Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация

Ход урока:  

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

У вас хорошее настроение?

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз:.

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

II. Чистописание.

(Слайд 2)

-Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы

-Какой звук произносим в начале каждого слова ? (Звук ц).

 -Расскажите про этот звук. ( согласный, глухой, твёрдый)

-Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.

(Работа с анимацией « Чистописан ие»).

-А теперь самостоятельно  пропишите  в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы).

-Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». ( в конце слова «цы»)

-Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая).

Подумайте, чем интересны слова в этом предложении.  

(Все слова родственные; однокоренные).

- Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.

III.        Работа над новым материалом.

. Лексико - грамматические признаки имен существительных

Слайд 3 

Работа со словарным словом.  Отгадайте ребус.

Расскажите о слове: ( 2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука;)

Что обозначает это слово? ( Предмет)

Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.

Слайд 4

- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три

столбика.

коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать,

хороший, рисовать, золотой

Слайд № 5

коньки

свадьба

медведь

дождь

весёлый

большой

хороший

золотой

думать

играть

бежать

рисовать

- Что обозначают слова  каждой группы?( 1 — предметы, 2 - признаки, 3 -действия)

-Мы остановимся только на первой группе слов.

-Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе

(предметы, явления природы, состояние)

-Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.

Слайд № 6

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления

природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

Первичное закрепление во внешней речи: (клик мышкой)

«Жужжащее» чтение стихотворения

-В какие слова из стихотворения   может превратиться дедушка Существительное?

-Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово.

Слайд № 7

Упражнение № 208

-В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

Явления природы: что? мороз, ....

 События: что? праздник,  ....

Состояние: что? обида,  ....

Проверка записи у детей.

Слайд № 8

Введение понятия «одушевленное/неодушевленное»

-С каким словом сегодня знакомились? ( коньки)

-Какие бывают коньки? Рисунок - ответы детей

-Назови лишний предмет? Почему?( Он живой)

 (клик мышкой - выводится слово «одушевленные»)

Такие предметы называются одушевлённые.

-Как вы понимаете это слово? (те, у кого есть душа - животные и люди)

-Они отвечают на вопрос Кто?

-А как можно назвать все остальные существительные?

(придумывают названия -бездушные,...., неодушевленные)

-Они отвечают на вопрос: Что?

Слайд № 9

Правило. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто ?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными.

Слайд № 10

Первичное закрепление: Игра «Рассади пассажиров».

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

-По какому признаку вы разделили слова?

(Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО?

(Животных; людей; живые существа).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

(Разные предметы; неживое; неживые предметы).

Слайд № 11

Выполним упражнение № 220

Вариант I выписывает неодушевлённые существительные,

Вариант II – одушевлённые

Проверь.(клик мышкой)

Слайд № 12

Проверка усвоения

А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так,

чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) -

(Клик мышкой у каждого слова)

Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? ( клик мышкой)

кол

капля

дверь

мак

дом

вол

цапля

зверь

рак

сом

Слайд № 13

Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?

- Объясните, почему вы так думаете.

(Дети комментируют свой выбор лишних слов).

Мозговой штурм. Акитивизация всех знаний о существительном.

Слайд № 14

В выбранных словах убираем «лишнее» методом исключения.

Кабанчик -одушевлённое,

Рубаха - 3 слога

Ковшик- -парная согласная

Слово полка - «не опасное».

Слайд № 15

- Спишите с доски. Подчеркните имена существительные.

Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы)

- Проверьте орфографию (клик мышкой - вывод образца)

- Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку?

- Проверьте, все ли существительные вы нашли?

- По каким приметам вы узнали имена существительные?

Слайд № 16  Рефлексия. Итог урока

Какое задание вам понравилось?

Что называется именем существительным? (слайд 6)

Какие бывают имена существительные? (слайд 9)

Слайд № 17  Домашнее задание

- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов):.

- Посмотреть ,если нужно, значения слов в словаре.

вариант - записать одушевленные существительные

вариант - неодушевленные существительные

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия "наречие". Система Занкова.

Это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания....

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).

Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы  и методы обучения....

Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс. Тема. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных

Цель: способствовать развитию личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.Задачи: создать условия для: - формирования умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных...