Урок русского языка в 3 классе: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Силантьева Ирина Сергеевна

Данный урок проходит в игровой форме. Дети совершают путешествие в сказку. В ходе путешествия учатся писать слова с глухими и звонкими согласными в корне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ_yaz_3_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 

               

         

                  Урок

           русского  языка

                             в 3 классе

Тема: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными

           в корне»

Учитель: Силантьева Ирина

                     Сергеевна

Цели урока: учить различать парные согласные в корне, систематизировать

                       изученный материал, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: таблица «Звонкие и глухие согласные», указатель, карточка с текстом, фигурки Красной шапочки и волка.

                                         Ход урока

I Организационный момент

   - Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

II Чистописание

  - А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

           На доске:

  СС с ссс ссс

  сказка сказочка сказочник

 Сказка – мёд, так и течёт

  - Как называются эти слова? Что у них общего, что их объединяет? Как понять поговорку?

  - Запишите, отмечая и проверяя орфограммы.

III Словарная работа

    - Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

     На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.

   - Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже. Прочитайте хором то, что записано на доске.

     На доске:

Заяц, лисица, медведь, сорока

  - Запишите в тетради эти слова, поставьте ударения, подчеркните безударные гласные. Вспомните другие словарные слова.

IV Повторение. Имена собственные

     - Шла Красная Шапочка, шла, но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять, куда девочке нужно

идти, перепишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.

   - Как пишутся имена собственные?      ( С большой буквы.)

                  Собака Бим,   бабушка Анна,   сова Клара,    лесник Жак

    - Записали, подчеркнули заглавную букву. Отлично! Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу да и домик уже виден… Но что это?

      Дети видят, как упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне написано «Злой волк».

    - Это проделки злого волка! Что же будет?

V Тема урока

   Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигурка выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.

   - Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая-то!). «Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?» -  говорит волк басом. А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш…»

     Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.

    - А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж…» Чем-то похожи эти звуки?! Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них звонкий, а другой – глухой.

    Открывается доска. На доске аппликация домика.

   В окошках домика – парные согласные (буквы-человечки).

   Ниже таблица.

  А     В     Г     Д     Ж     З                            

Звонкие: из голоса и шума.

  П     Ф     К     Т     Ш    С

Глухие: из шума.

   - От удивления у волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.

    Но она нисколько не испугалась и мы тоже. Давайте запишем слова.

   Дети записывают: глаз, зуб, нос, лоб.

  - Рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

   - В этой позиции парный согласный слышится чётко. Почему?

                        (За ним стоит гласный.)

  - Правильно, рядом с ним гласный звук! А теперь немного отдохнём – зарядка!

VI Физкультминутка

      Мы в сказку к Красной Шапочке

      Собрались в дальний путь.

      Летели, плыли, ехали –

      Пора и отдохнуть!

                 А в сказке той увидим мы

                 И прудик и цветы.

                 Про парные согласные

                 Узнаем я и ты.

      Нам в этой сказке встретятся

      Сорока, заяц, ёж…

      Дорогу к милой бабушке

      Для внучки ты найдёшь.

                 Все любят сказки добрые –

                 Довольна детвора!

                 Скорее все за дело,

                 Вновь в сказку нам пора!

VII Закрепление

       - Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:

                            На лесной ножке

                            Выросли серёжки.

          Что это?           (Ландыш)

     - Правильно, запишите загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны?                   (Парные.)

        На доске:

  Ножка

 Серёжка

   - Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять! Например, словами ноженьки, серёжечки. Но вернёмся к Красной Шапочке.

     Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд». А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал волк.

     Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница?

  - Хорошо, тогда запишите эти слова в тетради.

    Дети записывают: пруд, прут.

                 Мы отправились на пруд,

             

                 На тропе валялся прут.

                 Вот пруды, а это – прутик,

                 И не путайте их, люди!

                 Как же нам проверить их?

  - Запишите рядом с этими словами проверочные слова из стихотворения.

    Дети записывают: пруд-пруды, прут-прутик.

  - «До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумьи в затылке, и чепчик свалился.

    Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил. Он думал о парных согласных: «Вот растёт гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу».

Учитель записывает на доске:

     В чаще под берёзкой рос гриб.

  - Помогите волку, ребята. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается: гриб, гриб… А может, грипп, кашель, насморк?

  - Докажите.

   Дети записывают: гриб – грибы, грибок.

  - И согласный неопасный!

    «Я понял, понял». – закричал волк.

  - А вы, ребята?

                (Мы тоже поняли.)

  - Сейчас проверим.

    В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь. А у воды рос камыш.

    Запишите эти слова  и проверочные к ним.

  Дети выполняют задание в тетрадях.

  - А сейчас задание в учебнике.

     Упр. 191

  - Подобрать к данным словам проверочные слова. Пиши сначала проверочное слово, потом проверяемое.

 VIII Итог урока

    - Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил. Запишите рассказ волка.

     Ученики получают раздаточный материал.

             Солнечная пого…ка. Мы плывём на ло…ке к зелёному остро…ку.Под бере…ками и ду…ками прячутся гри…ки. Сла…кие яго…ки манят нас.

     Скорее на бере…

                             

                                Парные звуки согласные

                                Бывают такие опасные!

                                Звук нечётко слышится…

                               Буква какая пишется?

                  Но поставим рядом гласный –

                 И согласный неопасный!

  - Это стихотворение он дарит вам на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке и в жизни.  

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:обобщение о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Урок в форме КВН.Совершенствование умения распознавать слова с глухими и звонкими согласными,требующими проверки. ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Глухие и звонкие согласные звуки".

Отличие звонких согласных от глухих согласных. При произнесении звонких согласных голосовые связки дрожат , слышен голос и шум; при произнесении глухих согласных  голосовые связки не дрожат, слыш...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова" 4 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова" 4 класс...