Орфографический бой
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Степаненко Валентина Ивановна

Тема: Орфографический бой.

 

Цели:

Обучающие: формировать умения распознавать  и называть орфограммы,  продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость,фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_Orfograficheskiy_boy.zip653.84 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
»ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                

Конспект урока русского языка.

Тема: «Орфографический бой»

(авторская разработка)

УМК «Школа России»

2 класс

                                                                                        

                                        Подготовила учитель  начальных классов

                       высшей категории

                                                  Степаненко Валентина Ивановна

                                                                

                                                                

                                

г. Лахденпохья

2011 год

Тема: Орфографический бой.

Цели:

Обучающие: формировать умения распознавать  и называть орфограммы,  продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию.

Оборудование:  Памятка  «Хочешь грамотным ты стать – знай орфограммы на « 5»,  презентация «Орфографический бой», раздаточный материал по теме урока, изображения солнышка и тучки, мяч.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте глазками поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Психологическая минутка.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее.

II. Основная часть.

1. Подготовка к теме урока.

В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но все правила подчиняются орфограммам. Слово орфограмма греческого происхождения, в переводе  «правильно пишу».   

-  Так что такое орфограмма?  Орфограмма  - это написание слова по правилам орфографии.

- Как вы думаете, как называется раздел русского языка, в котором изучают орфограммы? Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка.  Показать слайд.

2. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке будем продолжать решать орфографические задачи,  делать «опасное место»  безопасным. Мы проведем игру «Орфографический бой» (показать на слайде),  и связана она будет связана с праздником  - Днем защитника Отечества.

  3. Сообщение об истории праздника подготовила нам Анашина Ксюша.

       День защитника Отечества возник в 1918 году после победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями. В 1922 году этот день был официально объявлен "Днем Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Именно тогда этот день стал большим всенародным праздником

      С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота.

      В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором этот день назван "Днем защитника Отечества".

       23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом дне заложен огромный смысл - любить, почетать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

    - Сейчас вы ходите в школу, играете с друзьями. Но пройдёт немного лет, и вы вырастете. Вы станете солдатами. Но не для того, чтобы нападать на другие страны, а защищать свою страну. Вы станете солдатами героической российской армии, солдатами великого русского народа. Вы будете охранять мирный труд людей, улыбки и радость детей!

     Во время нашей игры вы будете солдатами. Мне разрешите быть главнокомандующим.

Итак, начинаем наш бой.

4. Бой начинается с разведки. (Поиск орфограмм в «чистом поле»)

- Что такое разведка и кто такие разведчики?

- Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из словаря, спросить  у взрослых, найти в Интернете)

- Как называются  словарь,  из которого можно узнать значение слова?

- Кто хочет поработать со словарем и узнать значения слов разведка и разведчики.

     Разведка – это совокупность мероприятий, действия с целью сбора данных о действующем противнике, местности, где ведутся бои.

    Разведчик -  тот, кто идёт в разведку.  Показать слайд.

- Сейчас вы все будете разведчиками. У вас на партах тексты. В течение 2 минут просмотреть записанные предложения и найти орфограммы (зажечь фонарики) и донести главнокомандующему.

     Текст записать заранее на доске. Все работают в тетради, одного вызвать к доске.

Наши пограничники.

    Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Наши пограничники.

    Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.

     - Итак, разведка прошла удачно, все орфограммы (22) найдены. Теперь прочитайте ещё раз  предложения.

     - Закройте глаза, проговорите эти предложения, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).

Записать последнее  предложение. Проверить написанное.

Продолжаем работу дальше.

5. Донесение.

- Что такое донесение?  Давайте спросим у гостей. Показать слайд.

Донесение – это служебное сообщение каких-нибудь сведений начальнику, командиру.

- Что заметили в тексте?

- Нужно восстановить текст.

Ж.ть – Р.д.н.   сл.ж.ть.

Жить – Родине служить.

- Какие орфограммы вы здесь видите?

- Как вы понимаете эту пословицу?

Жить – Родине служить.  Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.

См пгбй – тврщ врчй.

Сам погибай – товарища выручай.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Сам погибай – товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. Используется либо в качестве одобрения заботы о других в ущерб себе, либо в качестве рекомендации, примера для подражания.

Записать вторую  пословицу. Зажечь орфограммы.

Проверить друг у друга.   Сам погибай – товарища выручай.

6. Дальше у нас будет артобстрел.    

- Что означает артобстрел?  Артиллерийский обстрел. Спросить у учителя.

- Кто такие артиллеристы? Артиллерист – это военнослужащий артиллерии.

- Что такое артиллерия?  Артиллерия – это род войск, у которого на вооружении огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты).

- Я буду стрелять, а вы будете отстреливаться. Итак, начинаем.

Учитель бросает мяч, дети называют слово и бросают мяч обратно.

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных букв?(10)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ)

- В каком слове 7 гласных (семья)

- Жи- ши пиши с буквой …  )

- Существительные отвечают на вопрос … (кто? или что?)

- Глагол обозначает … (действие)

- Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое)

7. Загадать загадку.

В десанте ребята

Все боевые.

Береты, как небо,

У них голубые.

- О ком идёт речь?

- Кто такие десантники?  Показать слайд с изображением десантников. Предложить зачитать Симонову Вове.

 Десантник - военнослужащий воздушно-десантных войск (ВДВ).  Десантные войска -  войска, специально подготовленные для высадки (выброски) на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий.

- Кто догадался, что у нас будет?  

Физкультминутка.

 Будь смел и отважен – рывки руками перед грудью

                           Прочти много книг.

                           В большом море знаний – движение плавающего человека

                           Плыви ученик

                           К заветной мечте - ходьба на месте

                           И чудесной земле

                           В нагруженном  знаниями корабле.

Следующий этап урока посвящен атаке.

8. Атака.

- Что такое атака? Прочитать на слайде.

Атака – это стремительное наступательное движение войск,  наиболее решительный момент наступательных действий войск, самолетов (вертолетов), кораблей.

Задание. Учитель называет слово, ученики ищут в нём орфограммы, называют своё слово на эту же орфограмму (т. е. атакуют) (карточки на доске) и записывают в тетради (самостоятельно)

Классификация слов в соответствии с орфограммами.

оборона - …,  ….  Исключение карандаш, барабан.

ружье- …,  ….

лыжи - …,  ….

маршал Жуков – …,  ….

победит – …,  …..

группа – …,  ….

хлеб – …,  …..

звездочки – …,  ….

язык - …,  ….  (словарное слово)

Слово язык – многозначное слово.

-  Как это понять? (имеет много значений)

Приведите примеры значения этого слова (язык во рту,  средство общения -  русский язык, язык колокола, язык пламени, язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений).

9. Шифровка

- К нам пришла шифрограмма.

- Что такое шифрограмма?  Шифрованная телеграмма – секретное письмо с помощью знаков (шифра).

2

21

5

6

14

18

16

5

10

15

6

19

13

21

8

10

20

30

Составить предложение из букв данного слова:

Вызвать двух учеников  к доске.

Будем Родине служить.

     - Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).

Будем Родине служить.

     - Закройте глаза, проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).

Запись предложения по памяти. Самопроверка.

III. Домашнее задание. 

Записать одну пословицу и зашифровать её

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы распознавали  и называли орфограммы, делали «опасное место»  безопасным).

- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? В чем ваша трудность?

- Что вы можете посоветовать тем детям,  кто испытал на уроке трудность?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Оценки за урок я вам поставлю завтра на следующем уроке. Ваша оценка будет зависеть от количества зажженных огоньков.

      В начале урока я сказала, что когда вы вырастите, будете служить в армии.  Мне очень хочется, чтобы ваша служба в армии была в мирное время, чтобы ваши бои были только орфографическими.

- Спасибо всем! Урок закончен!

Предложить послушать песню «Пусть всегда будет солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...


 

Комментарии

огромное спасибо за подсказку о способах интересного научения
Степаненко Валентина Ивановна

Спасибо за поддержку! Рада, что могу чем -то поддержать