Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (1 класс) на тему:
    конспект урока русского языка в 1 классе

    Тема: буквосочетание ЖИ-ШИ

    Тип урока: Знакомство с правилом.

    Цель урока:

    1. Формирование знаний учащихся о шипящих.

    2. Формирование умения правильно обозначать при письме сочетание с шипящими звуками.

    3. развитие речи. памяти, расширение кругозора.

    4. Обогащение словарного запаса.

    5. Воспитание любви и интереса к родному языку.

    1. орг. момент

    2. Актуализация знаний.

    начнём урок с отгадывния загадки.

    Ждут люди меня с нетерпеньем

    И смотрят на небо с волненьеи,

    но стоит меня им заслышать,

    Как прячутся сразу под крышу.   (дождь)

    - как догадались?

    _Посмотрите, как интересно легли капли дождя на асфальте. На что похожи они?

    (учитель показывет рисунок,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx18.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Буквосочетание ЖИ – ШИ.

    Тип урока: Знакомство с правилом.

    Цель:

    1. Формирование знаний учащихся о шипящих
    2. Формирование умения правильно обозначать при письме сочетания с шипящими.
    3. Развитие речи, внимания, памяти, расширения кругозора.
    4. Обогащение словарного запаса.
    5. Воспитание любви и интереса к русскому языку.
    1. Орг. Момент.
    2. Актуализация знаний.

     - Начнём урок с загадки.

    Ждут люди меня с нетерпеньем

    И смотрят на небо с волненьем,

    Но стоит меня им услышать,

    Как прячутся сразу под крышу. (дождь)

    - Как догадались?

    - Посмотрите, как интересно легли капли дождя на асфальте. На что они похожи?

                          (учитель показывает рисунок с изображением букв Ж, Ш виде капель)

    3.Минутка чистописания.

    - Как догадались, какие буквы мы будем писать?

    (Правильно, мы будем писать буквы Ж Ш)

    - Какие элементы используем в минутке чистописания?

    - А почему  по две буквы? (одна заглавная, другая строчная)

    Дети пишут элементы с доски.

    - Что общего между звуками, которые обозначают данные буквы?

    (обозначают согласный, всегда твёрдый звук)

    - Чем отличаются звуки, которые обозначают эти буквы? (звонкий и глухой)

    1. Новая тема.

     Я хочу рассказать вам сказку. Однажды в лесу собрались звери. Были объявлены соревнования. Бельчонок, лисёнок, зайчонок (картинки появляются на доске) стартовали. Они получили такое задание: стоят ЛЫ, необходимо выбрать продолжение слова.

    - Как вы думаете, кто придёт первым, если бельчонок выбрал ЖИ, лисёнок – ЖЫ, зайчонок – ЖЕ. (Победил бельчонок)

    Но соревнования продолжаются. Вот второе задание. Стоят ГАЛО…. Но зайчонок и лисенок сошли с дистанции. А что допишет бельчонок? Он опять справился!

    - А что такое ГАЛОШИ? (ответы детей, показ иллюстрации)

    Словарь С. Ожегова даёт такое определение….. (учитель или дети зачитывают из словаря).

    - А вы согласны с бельчонком, он правильно поставил сочетание? Почему мы соглашаемся с ним?

    (Мы знаем правило………..)

    - Как вы думаете, какую цель надо поставить на нашем уроке? (ответы детей)

    - А зачем придумали такое правило, может лучше и без него?

       Для удобства. Ведь если бы мы писали так, как говорим, то получилась бы большая путаница. Ничего бы не было понятно. Люди договорились, и вы запомните, что буквы Ж и Ш дружат с И (появляется таблица)

                    Ж                                 Ш

                                      И

    - бельчонок тоже знал это правило, а ещё и удивительное стихотворение -запоминалку. Это стихотворение им на уроке в лесной школе читала мудрая сова. Сейчас вы его услышите. Будьте внимательны.

    Жи – ши, жи – ши

    С буквой и всегда пиши.

    Мыши, ёжики, ужи,

    Лыжи, лужи, камыши.

    - Кто запомнил слова с сочетанием ЖИ – ШИ? Запишите слова, которые запомнили?

    Проверка проходит по заранее заготовленным записям на доске.

    _ Кто не сделал ни одной ошибки? А кто затруднялся, когда писал?

    - какой вывод мы для себя сделаем? (Надо тренироваться в написании слов с данной орфограммой, а вместе с нами будут учиться лисёнок с зайчонком, в лесной школе они эту тему пропустили)

    Физминутка.

    Класс встаёт. Задания на внимательность, если учитель называет слово с ЖИ – хлопаем в ладоши, с ШИ – топаем, НЕТ – замираем)

    1. Упражнения на закрепление умения правильно писать сочетание.

     - Ой, посмотрите, что это бельчонок для нас принёс из лесной школы. (конверт, а в конверте длинное слово)

    СНЕЖИНКАРАНДАШИПОВНИК

    - Что же это такое, кто догадался?

    Последний слог предыдущего слова является началом следующего.

    - напишем слова правильно. На какое правило они? Подчеркните офограмму, проговаривая правило.

    Снежинка, карандаши, шиповник.

    - Какое слово, по-вашему «лишнее»?

    Карандаши – 4 слога

    Карандаши – употреблено во множественном числе

     Шиповник – заканчивается на согласную

    Физминутка.  Изобрази животное.

    1. Работа по развитию речи.

     - Пока мы с вами играли, зайка ускакал, но оставил следы.  (поиск зайки) Надо найти зайку. А следы не простые, а словесные.

    - Что можно составить из этих слов – следов?

    У Маши жил рыжий кот.

    - почему это можно назвать предложением?

    Записываем с комментированием, отмечаем орфограмму.

    - Кто справился с заданием без ошибок? Почему стало больше ребят с правильно выполненным заданием?

    Найдём и подчеркнём в предложении главные члены.

    - А вот что для нас приготовил лисёнок. Но он так торопился, что потерял некоторые слова. Догадались, какие?

    Хвост у него ………………….., а ……………………………… белый.

    Запишите предложение с пропущенными словами, отметьте орфограмму.

    Кто правильно написал? Почему все справились? (мы трудились, были внимательными)

    Почитайте, что у нас получилось? (рассказ) Попробуйте его продолжить.

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

     Лисёнок и зайчонок благодарят вас. Правило изучено.

    - а вам какое задание понравилось?

    - Что показалось самым трудным?

    - В чём ещё надо потренироваться?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

    Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

    Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".

    Урок русского языка в 1 классе (послебукварный перид). Тема: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов"....

    Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Парные согласные в корне слова".

    Урок рефлексии разработан на основе деятельностного метода обучения....

    Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

    Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

    Конспект урока русского языка в 1 классе « Звуки [т], [т’], буквы Т т» (система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)

    Данный урок направлен на формирование у учащихся умения различать звуки [  т] и [ ,т" ]Каждый этап урока содержит задания,которые предусмотривае т непосредственное участие обучающихся в организац...

    Конспект урока русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова

    Конспект урока русского языка в 1 классе по системе Л.В. ЗанковаУчитель И.Г. АкуловаТема  урока: Речь устная и письменная        Цель урока:Раз...