Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Хохлова Ирина Борисовна

Интегрированный урок в ходе которого решается проблема об обозначении мягкости согласных на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_..rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

 

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

УМК «Гармония»

1 класс

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.

Тип урока: Интегрированный урок введения нового знания

Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи:

  1. Рассмотреть  функции  мягкого знака – обозначение мягкости согласных  в  позиции  на  конце  слова перед согласным.
  2.  Развивать фонематический слух.
  3. Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
  4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
  5. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

   Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

   Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

          - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

   Структура урока

1. Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

    -Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

    (Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)

    -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

– Что  мы уже знаем, чему  научились на уроках обучения грамоте?

(Мы знаем буквы.

Мы  умеем  составлять  звуковые схемы.

Умеем делить слова на слоги.

Умеем определять в словах ударный слог.

Умеем записывать слова с помощью букв...)

– А умеем ли составлять звуковые  схемы?  

(Да.)

-Очень  хорошо, тогда  составьте,  пожалуйста,  звуковую схему к слову КОНЬ. СЛАЙД № 2

(Используем  квадраты «звуковички».

квадрат с одной полоской  –  согласный,  твёрдый, глухой звук;

квадрат с одной полоской и точкой  –  согласный,  твердый, звонкий звук;

квадрат с двумя полосками  –  согласный,  мягкий, глухой звук;

квадрат с двумя полосками и точкой  –  согласный, мягкий, звонкий звук;

круг в квадрате –  гласный.)

 

Параллельно даем характеристику каждого звука:

– согласный, твердый, глухой;

– гласный, ударный;

– согласный, мягкий, звонкий.

На  экране получается  звуковая  запись слова.

– Молодцы, ребята. Какое слово мы с  вами  записали  звуками?  

(Слово КОНЬ.)

–  А  если  к  нам  придут  ребята из другого класса, они смогут узнать, какое  слово  мы  записали  звуками?

(Наверное, нет.)

– А можем  ли мы что нибудь сделать,  чтобы  другие  дети  догадались, какое  слово здесь записано звуками?

(Мы  можем  записать  рядом  данное слово буквами.)

–  Запишем  слово  КОНЬ  буквами,  но  у  меня,  ребята,  к  вам  большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.

(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте)  СЛАЙД № 2

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:

1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;

2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;

3)  звук  [н’]  –  согласный,  мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.

В  итоге  на  доске  получится  такая запись: К      О       Н

3. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’], 

по буквенной схеме: [кон]. 

Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме  [н’]  –  мягкий звук,  а  в  буквенной схеме Н читаем как твердый звук!

–  Действительно,  получается,  что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

–  Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?

 (Да, с помощью квадрата-«звуковичка».)

– Мы  умеем  обозначать  мягкость буквы на письме?

(Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.)

-Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. Прочитаем, что получилось. СЛАЙД № 3

                                                       Я

                                                       Ё

К      О       Н                                  Е

                                                       И

                                                       Ю

-Что скажите, всё ли понятно?

4. Целеполагание.

–  Ребята,  вы  можете  определить, какая  цель  будет  стоять  перед  нами сегодня на уроке?

Дети  формулируют  цель:  узнать, какой ещё буквой можно обозначить  мягкость согласного звука на письме.

5. Физминутка для глаз

 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

6. Продолжение работы по теме урока.

–  Итак,  ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.  

(Узнать,  как  на  письме  обозначить мягкость согласного звука.)

– Может быть, у вас есть какие- то предложения,  как  же  обозначить мягкость согласного звука на письме?

В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь.

Молодцы, на  самом деле  люди  уже  давно  договорились использовать такую букву- знак.  

Показ буквы на экране: Ь. СЛАЙД № 4

– Знаете ли вы, как называется этот знак?

(Мягкий знак.)

– Как вы считаете, почему этого помощника  назвали  мягким  знаком?

(Это  буква-значок,  который  показывает мягкость  предшествующего  согласного.)

Разучим стихотворение:

Мягкий знак — хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

-Давайте найдём место Ь в алфавите. СЛАЙД № 5-6

Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.

 7. Физминутка.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Физкультминутка для пальчиков.  

Работа в прописи:

Письмо буквы Ь (мягкий знак)

- Давайте научимся писать букву в воздухе.

 Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

– Сколько  теперь  букв  в  слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9

– А сколько звуков? (3 звука.)

– А мягкий знак – это буква? (Да.) 

– Она имеет свой звук? (Нет.)

Вывод: мягкий  знак  – это  помощник,  который  указывает  на  мягкость предшествующего согласного.

8.Первичное  закрепление  материала.

–  Я  называю  вам  слова  (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.

– Зачем вы написали мягкий знак?

–  В  какой  позиции  стоит  мягкий согласный?

–  Сколько  в  слове  букв,  сколько звуков?

– Имеет  ли  мягкий знак  собственный звук?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

–  Мы  сегодня  узнали  о  том,  что мягкость  согласных  букв  в  речи  мы слышим, а на письме ее необходимо  обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я,  но и   с  помощью  мягкого знака.

Продолжите предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

10. Самооценка,  оценка  учителем работы  на  уроке  каждого  ученика, класса в общем. СЛАЙД № 10

–  Оцените  свою  работу  на  уроке, нарисовав  на  полях  тетради  лицо смайлика.

Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....