Урок русского языка во 2 классе "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Казакова Ирина Ивановна

Урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_programme.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»

Учебник  Рамзаева Т. Г. «Русский язык»

Тема: «Закрепление знаний о глаголах. Употребление глаголов в речи».

Цели: ознакомление с употреблением глаголов в речи (близкие по значению, прямое и переносное значение слов, изменение глаголов); закрепить полученные знания в обнаружении и правописании глаголов; совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам; воспитывать трудолюбие.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент.  

- Давайте, ребята, повторим правило учеников:

               Каждый день – всегда, везде,  

               На занятиях, в игре:

               Смело, чётко говорим

                И тихонечко сидим.

- Время бежит неумолимо вперёд. Вы каждый день узнаёте что-то новое. Сегодня после каждого этапа работы я положу кубик в кузов самосвала. И мы узнаем сколько работы вы выполнили на уроке, и какой багаж знаний вы получили.

2. Чистописание.  (Запись на доске)

Письмо элементов прописной и строчной букв М

Миша, Маша, Дима.                  

- Сегодня вы будете писать буквы с этими элементами. Назовите их. Угадайте буквы, которые будете писать. Дайте им характеристику (запись букв).

- Прочитайте слова. Почему они написаны с большой буквы?

-Замените каждое из этих слов полным именем.

- С какой буквы будете писать новые слова?

(К доске выходит один ученик для записи слов, остальные пишут в тетради).

  1. Работа по теме.

Письмо по памяти (запись на доске)

        Весной веселит,

        Летом холодит,

        Осенью питает,

        Зимой согревает. (Дерево)

- Прочитайте загадку про себя. Отгадайте.

- Назовите слова, которые помогли вам догадаться.

- Как вы понимаете значение словосочетаний каждой строки?

- С какого времени года начинается описание? В каком порядке описывается дерево?

-На какие орфограммы слова в этом четверостишии?

Заучивание, запись.

Для тех учеников, которые испытывают трудности в обучении раздаются карточки помощницы:

Вес….   …….          

Ле…. ……

О…. …….

Зи..   сог…..

- Подчеркните глаголы двумя чертами. Назовите их. Что общего в них? (отвечают на вопрос что делает?)

- На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы?

- Как вы определяете что перед вами глагол? (Обозначает действие предмета)

Определение прямого и переносного значения глаголов.

Даны карточки с записью:

   С юга домой

   Возвратились грачи.

   В речку с полей

   Побежали ручьи.

                             (Г. Ладонщиков)

- Прочитайте стихотворение на карточке №1.

- Найдите глаголы. Назовите их. В каких значениях они употреблены? На какой вопрос отвечают?

- Измените глагол «побежали» так, чтобы он отвечал на вопрос что сделают? Назовите его ( побегут).

- Как изменится последняя строка, когда замените глагол? Какой делаем вывод? (один и тот же глагол может изменяться).

Составление предложений с глаголами прямом и переносном значении.

На доске запись глагола идёт.

- Составьте и запишите 2 предложения с этим глаголом (его можно изменять). Одно предложение с прямым значением слова, а другое в переносном. (Слабым ученикам на карточке №2 даны опорные слова для составления предложений: урок, девочка, человек, года).

- Прочитайте полученные предложения.

Физкультминутка про Гусака.

Работа с учебником. Работа над деформированным текстом. Развитие речи.

- Открываем учебник на с. 125, находим упражнение № 267.

- Прочитайте задание. Читайте текст (про себя). Найдите предложения, которые подходят к 1-й  картинке, ко 2-й, к 3-й.

- Продолжите текст.

- Как вы озаглавите его? (Помощь птицам)

- Выпишите глаголы ( при дефиците времени работу можно организовать по вариантам: 1 ряд-1 часть, 2 ряд- 2, 3 ряд -3.

- Назовите глаголы и поставьте к ним вопрос. Дома запишите этот текст и продолжите.

- Подберите слова близкие по смыслу (запись на доске).

Сторожит - …                (караулит, бережёт, охраняет)

Бросает-…                      (кидает)

- С одним из этих слов составьте предложение.

- Закончите пословицы. Задание на карточке № 3:

Мир строит, а война - … (разрушает).

Человек от лени болеет, а от труда … (здоровеет).

Для слабых детей на карточках даны слова подсказки.

- Вставьте вместо многоточия слова, подходящие по смыслу.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Выпишите из каждой пословицы глаголы через тире:

строит – разрушает

болеет – здоровеет

- Что вы можете сказать о значении глаголов каждой строки? (противоположные по значению)

- Что должен делать каждый человек, чтобы не быть ленивым, а быть здоровым? (трудиться).

4. Итог.

- Давайте подведём итоги .

- Чем мы сегодня занимались на этом уроке? Помогут вам кубики, которые вы положили. Посмотрите какой багаж знаний вы преобрели.

- Что вы можете сказать о глаголе?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Как может употребляться в речи? (В прямом и переносном  значении, близким по смыслу значением, изменять глагол).

- Как вы думаете какая была сегодня тема урока?

Перевернуть кубики и прочитать – Молодцы!

5.Домашнее задание: с. 24 упр. 47

Оборудование: тетрадь в широкую линейку, тетрадь в узкую линейку, тетрадь печатная, карточки №1,2,3, учебник, линейка, кубики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....