Интегрированный урок русский язык+чтение в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Морозова Людмила Александровна

Интегрированный урок в 3 классе чтение+русский язык. Тема "С.А.Есенин. Черёмуха. Обобщение знаний о имени прилагательном".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и  литературному  чтению в 3 классе.

Тема: С.А.Есенин. «Черёмуха».

           Обобщение знаний о имени прилагательном.

Цель.

  1. Образовательная – знакомство с творчеством С.А.Есенина; формирова-

ние знаний о выразительном чтении стихов; закрепление знаний о прилага-

тельном; закрепление знаний орфографических правил.

2.Развивающая – развитие и обогащение речи учащихся; развитие внимания; развитие творческого воображения; развитие орфографической зоркости.

  1. Воспитательная – воспитание интереса к предмету и культуры общения.

Оборудование.

          Портрет С.А.Есенина; карточки «Чтение пейзажной лирики»; карточки с дифференцированными заданиями;  карточки с заданиями по русскому языку; иллюстрация  черёмухи.

План урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Мобилизующий этап.
  • Создаём хорошее настроение для работы на уроке. Улыбнулись друг другу, мне, гостям, солнышку за окном.
  • Открываем тетради, записываем число,классная работа. Смотрим оценки за домашнюю работу.

-Включаем голову в работу. На доске записаны слова. Исключаем из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения обоснуйте.

 Вешние, нежная, лохматая, глупый, покатая.

( Вешние, т.к. оно множественного числа.

Глупый, т.к. оно мужского рода.

Нежная, т.к. в нём есть парный согласный

 звук.

Лохматая, т. к. в нём есть безударная гласная

в корне.

Покатая, т. к. в нём есть приставка.)

  • Что общего в этих словах?

( Все имена прилагательные, взяты из стихотворения А.Блока «Ворона».)

3. Сообщение темы и целей урока.

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
  • Что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?
  • Для чего вам это нужно?

4. Проверка домашнего задания.

  • Выразительное чтение друг другу стихотворения А.Блока «Ворона». (Взаимопроверка) 
  • Лучшие читают вслух (2 человека).
  • О каком времени года это стихотворение?

  • Выпишите словосочетания прилагательного с существительным, доказывающие, что речь идёт о весне, определите число.

(самопроверка по карточке на доске).

-  Что такое имя прилагательное?
-     Как изменяются прилагательные?

5. Погружение в урок.

  • Сегодня мы с вами совершим путешествие в весну. О приходе весны писали многие русские поэты и писатели. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству С. А. Есенина, познакомимся с его стихотворением о весне.

           С.А.Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 г. , умер в 1925 г. Он родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, в самом центре России, на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

  Вспомним весну, когда цветёт всё вокруг и  ярко светит солнце. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и
приятный запах, запах цветущей черёмухи. «Черёмуха», именно так называется стихотворение Есенина, с которым мы сегодня познакомимся.

6. Первичное чтение стихотворения учителем.

Цель. Учимся читать красиво, выразительно.

  • Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором в стихотворении, почувствовать настроение поэта.

          (чтение)

  • Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах? Из слов на доске выберите подходящее и обоснуйте его.

(карточка: ликующее, восторженное, шутливое , печальное, весёлое, праздничное, спокойное, мечтательное, грустное).

Вывод: восторженное, праздничное, ликующее настроение. Он радуется приходу весны, тому,что расцвела черёмуха.

  • Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

     (демонстрация рисунка черёмухи )

  • Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и веточки золотистые, и ручей, почувствовать аромат черёмухи.

  • Подберите имена прилагательные, с помощью которых опишите

1вариант – черёмуху,  2 вариант – ручей, запишите слова в тетрадь.

Проверка.

  • А это мои слова. Какого рода? Как определили?

( таблички со словами)

7. Самостоятельное чтение стихотворения.

Цель: Учимся читать выразительно, обогащаем
словарный запас.

  • При чтении вам встретятся непонятные слова.

Объясните, как вы их понимаете?

( записаны на доске с ответами, открываются после объяснений детей.

Роса медвяная- ароматная, с запахом мёда.

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом.

Проталинка – место, где частично растаял снег и

                      оголилась земля.

Волна гремучая – шумная , издающая громкие

                              звуки.

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех

                 строн.

Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.

Под кручею – под обрывом)

  • Повторим правила выразительного чтения.

( читают стоя )

  1. Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью звука.
  2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак  препинания.
  3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

(читают стихотворение)

  • Кто постарается прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.

      (1-2 человека)

  • Некоторые словосочетания я записала на карточки, чтобы вам было дома легче заучить стихотворение наизусть, потренируем сейчас свою память. Прочитайте словосочетания, запомните. Ориентируясь на второе слово, напишите
    словосочетания полностью.

1 вариант.                                           2 вариант.

Душистая черёмуха                серебряный ручей

Золотистые ветки                       гремучая волна

Медвяная роса                           золотистая зелень
пряная зелень                              пахучая черёмуха

(самопроверка).

  • С помощью имён прилагательных автор передаёт свою радость от вида  необыкновенной красоты.
  • Эти слова прилагательные называются эпитетами. (карточка с определением)
  • Зачем нужны эпитеты?

( делают нашу речь более точной, яркой, выразительной, красивой)

-Автор называет черёмуху душистой. Какое значение вкладывает автор в этот эпитет?

(Наступила весна, и черёмуха расцвела, стала распространять сильный приятный аромат. Это говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.)

  • На доске иллюстрация к стихотворению.
  • Найдите и прочитайте строки к ней.
  • Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
    Выберите правильный ответ, обоснуйте свой выбор.

(на доске)

1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха.

2. Чтобы передать свою радость.

3.Чтобы привлечь внимание читающих к красоте природы.

4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание.

8. Коллективное чтение стихотворения.

Чтение хором. Читаем хором, выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

9. Дифференцированные задания.

Цель: Учимся работать творчески.

1 группа. Из текста выпишите словосочетания

                   прилагательного и существительного.

Карточка:

       На солнце тёмный лес зардел,

       В долине пар белеет тонкий,

       И песню раннюю запел

       В лазури жаворонок звонкий.

2 группа.  Спиши прилагательные, припиши к ним существительные, подходящие  по смыслу; укажи род.

Карточка:

 Яркое, ласковое, весеннее……

Изумрудная, шелковистая, мягкая…..

Высокий, стройный, красивый……

Быстрый, говорливый, ледяной……

3 группа. Составь предложения, запиши, подчеркни прилагательные.

Карточка:

       Лес, царила, в, прохлада, густой.

       Солнце, выгл.нуло, в.сёлое, лес, из-за.

        Кусты, по.вились, на, з.лёные, л.сточки.

  (самопроверка )

1 группа.

- Что главное в этом стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Почему вы так  думаете?

2 группа.

 -С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Почему?

3 группа.

  • Представьте, что вам надо нарисовать картинку
      к этому стихотворению. Какие краски вы  используете?

10. Рефлексия.

  • Наше путешествие в весну подходит к концу.

-Что на уроке на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Что вы не знали, а сейчас знаете?
  • Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

11. Оценка.

12. Домашнее задание.

      1 группа – выразительное чтение .

      2 группа – наизусть.

      По русскому языку – разноуровневые карточки.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса, мышления, речи на уроках русского языка, чтения

Развитие интеллектуальной сферы младшего школьника начинается с развивающих упражнений и заданий.Сначала развитие познавательной сферы младшего школьника включает задания на развитие памяти, внимания,...

Интегрированный урок "Русский язык - Технология" 3 класс

На интегрированном уроке учкащиеся обобщают  знания об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражняются в правописании окончаний.  Занимаются бумагапластикой «Ранние весенние цве...

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"

Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Тема "Имя существительное". Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...

"Век живи - век учись. Буква В в." 1 класс, УМК Школа России. Технологическая карта урока. Русский язык(Чтение)

Цель урока - Повторение сведений о гласных и согласных, знакомство с характеристикой звуков [в], [в’], формирование умения читать слоги, слова, предложения с буквой В в.Планируемые результа...