Урок по русскому языку.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Гизатуллина Гюзелия Кирамовна

 

Тема урока:урок – викторина. «Что такое? Кто такой?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc44 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Родственные слова.



Предварительный просмотр:

Тема урока: урок – викторина. «Что такое? Кто такой?»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: урок – путешествие. Сюжетная основа. Сказка.

Цель урока: расширять знания о составе слова.

Задачи урока:

1. Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов .

2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся.

3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.

Здоровье сберегающие технологии: проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.

Оборудование.

1.Мудрая Сова.

2.Раздаточный материал:

3. Карточки со словами.

4. Сигнальные карточки.

5. Стихи.

6. Загадки.

7. Девиз.

                                                       Ход урока

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Ребята я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх значит «хорошо» или опуская большой палец вниз значит «плохо». А положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «ВО!».

— Какие у вас друзья?

— А школа?

— А учителя?

— Класс?

— Как ваши дела?

— «ВО!»

— Как ваше настроение?

— «ВО!»

— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз:

«Знания зовут, а дела не ждут!»

— Тогда мы отправимся вперед.

   Нас ждёт урок-викторина. И пусть победит сильнейший и не будет огорчений, а только радость за себя и друзей.

  Мудрая Сова приготовила для вас урок – викторину: «Что такое? Кто такой?» по теме «Сложные слова». За правильные ответы вы будете получать фотопортрет Мудрой Совы.

2. Разминка.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1-й вариант:

Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.

2-й вариант:

Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока.

– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка по таблице на доске.

2) Жители г. Санкт-Петербурга приготовили для вас вопрос:                                                            - Вам знакомо это место?                                                                                                              Возле самых невских вод,                                                                                                                       Где игла Адмиралтейства                                                                                                                    Зашивает небосвод.

  3) Разберите слово небосвод по составу.

3. Викторина.

Раунд 1.

 С вами играют ученики школы № 2.                                                                                  – Как называли самый первый велосипед? ( Самокат ).                                                                  – Кто его изобрёл? (Ефим Артамонов).                                                                                             Прочитайте карточку № 1 и сверьте ваши ответы.                                                                           – Какие виды техники называют сложным словом?

   Назовите несколько видов средств передвижения, в названии которых есть два корня.  (Самолёт, вертолёт, пароход, вездеход, паровоз, электровоз, аэросани.)

Запишите.                                                          

 Сравним какая группа больше слов написала.

Раунд 2.

С вами играют дети школы № 9        

     Уважаемые знатоки! Прочитайте слова 2 раза, затем запишите слова по памяти. Победит та группа, которая больше слов запишет.    

          Родственные слова.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     – Какой частью речи являются эти слова?                                                                                                    - Какие соединительные гласные употреблены?

4. Физкультминутка.

    Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к части “физ”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?

5. Продолжение викторины.                                                                                                                 

Раунд 3.

Отгадайте загадки:

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым. 
Как загудит его мотор, 
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)

Что скажите об этих словах?. Докажите.

(вывешивается схема____е____)

- А что вы знаете о сложных словах? Приведите примеры сложных слов с соединительной гласной –о- (-е-).

Раунд 4

 Со знатоками играют учителя школ города. 

     Из словосочетаний образовать сложные слова:                                           Машинка, с помощью которой в домашних условиях из овощей и фруктов получают сок - … ( соковыжималка);                                                                                                           Предмет, который делает дыры в бумаге - … (дырокол);                                                                       Любитель книг - …(книголюб);                                                                                                                                            Сильно греет солнце - …(солнцепёк) ;                                                                                                                                                                                                                          Корабль, который ходит по Луне -…(луноход);                                                                                                                                                                                                 Он ходит в цирке по канату -…(канатоходец);                                                                                                                                                                                   За ним идут армейские полки - …(полководец);                                                                                                 Рабочий, который варит сталь -… (сталевар);                                                                               Человек, который пасёт свиней -… (свинопас);                                                                                                                                                       Машинка для измельчения овощей -… (овощерезка);                                                                                                                                               Машина, которая летает сама -… (вертолёт, самолёт);                                                                                                                                                                     Место, откуда запускают космические ракеты -… (космодром);                                                                                                                           Порт для воздушных судов -… (аэропорт).

Раунд 5. Со знатоками играют директора школ города.  

   Образуй и запиши сложные слова, обозначающие названия профессий в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

Вода возить -_________

Лес рубить - _____________

Мёд варить- ____________

   Замени каждую фразу одним словом. Запиши полученные слова в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

Человек, разводящий пчёл- ________

Человек, разводящий цветы -_________

Человек, который пашет землю-________

Раунд 6. Со знатоками играют ученики школы № 4..  

Игра «Договори словечко» загадки.

(Загадки читает учитель, отгадки договаривают хором дети)

Без  разгона  ввысь  взлетает,

Стрекозу  напоминает,

Отправляется  в  полёт

Наш  российский  …

Чтобы  я  тебя  повёз,

Мне  не  нужен  овёс.

Накорми  меня  бензином,

На  копытца  дай  резину,

И  тогда,  поднявши  пыль,

Побежит  …

По  волнам  бежит  отважно,

Не  сбавляя  быстрый  ход,

Лишь  гудит  машина  важно.

Что  такое?

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …

Он  в  лесу  стоял,

Никто  его  не  брал,

В  красной  шапке  модной,

Никуда  не  годный

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда…

Раунд 7. Со знатоками играют ученики школы № 1..  

Работа с текстом. Выборочное письмо.

На экране текст.

-Прочитайте его (про себя)

-Вслух читает …

Снова в заботах зима-рукодельница.

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи.

Белые шали без устали вяжет

Ей помогает старик-Снегопад.

Сонным деревьям он дарит наряд.

                                                (Расторгуева Т.Ю.)

-Найдите сложные слова, выпишите их, выделите корни.

Раунд 8. Со знатоками играют ученики школы № 10..  

Произведём звукобуквенный анализ слова ‘ зима’ (Вызываются 2 ученика).

Фонетический анализ слова - зима.

Зима-2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

З-     з     -согл., звонк., мягк., парн.        

И-   и     -гласн., безуд.

М-  м     -согл., звонк., твёрд., непарн.

А-   а     -гласн.,ударн.

4б, 4зв.

6.  Подведение итогов.                                                                                                                               Игра завершена, победители определены. Мне очень хочется пожелать вам всегда любить свою Родину, интересоваться её историей.                                                                  Некоторые вопросы игры были связаны с Санкт-Петербургом и его историей, поэтому  наш урок мне бы хотелось закончить вот этими строками из стихотворения воронежского поэта Н.П. Никитина.                                                                                               Там, где зореньки алые-алые                                                                                                                  Над Балтийским морем встают,                                                                                                          Город вырос с дворцами, с каналами                                                                                                                                            И его Петербургом зовут.

Домашнее задание.    

    Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.

                                                                                                                                   

Итог урока.  

                                                                                                                                                                               Если вам понравилась такая форма проведения урока, тогда подготовьте сами ещё такие уроки. Я вам с удовольствием помогу. К ним есть только одно требование – они должны быть связаны с изучаемой темой.

IX. Рефлексия.

– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...