Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Проверка безударных окончаний имён существительных

    Алексеева Анна Алексеевна

    урок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proverka_bezudar_okonchaniy_sushchest..doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель урока:  познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука», для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.

    ХОД УРОКА.

    1). Организационный вопрос.

    2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)

    3). Минутка чистописания.

    На доске слова:

    Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.

    - Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.

    ( буквы «д», «о», «и»)

    - Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и , прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.

    ( дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)

    На доске:

    Даоаиа

    - Определите порядок написания букв в этом ряду.

    (после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)

    - сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.

    4). Словарная работа.

    На доске:

    Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.

    - Что это за слово?

    - Какое слово лишнее? Почему?

    ( лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной  «а»)

    - Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.

    - Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.

    Стираю слова с доски.

    - Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.

    Ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном,

    - Почему ты решил, что это существительные II склонения?

    - Вспомните и запишите существительное III склонения.

    Следующий ребенок продолжает запись:

    Пассажир, агроном, аллея,

    - Почему ты решил, что это существительное II склонения?

    - Вспомните и запишите существительное III склонения. ( такого существительного нет)

    - Какое слово осталось не записанным?

    Третий ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном, аллея, назад.

    - К какой части речи относится это слово? (наречие)

    5). Новая тема.

    - Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….

    На доске:

    Как проверить безударное окончание имен существительных?

    - Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?

    (нет)

    - Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.

    а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.

    В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется  ударное оно или безударное.

    Затем задаются следующие вопросы:

    1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?

    2. Чем отличаются окончания у этих существительных?

    3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?

    4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?

    5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама)

    -Какое слово будет являться проверочным? (рука)

    На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.

    - Это слово будет проверочным для существительного I склонения.

    б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.

    Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».

    в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».

    6). Физкультурная минутка.

    - Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.

    У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.

    7). Упражнения для закрепления пройденного материала.

    а) На доске:

    Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .

    - Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.

    б) Самостоятельная работа по карточкам.

    У выделенного имени существительного окончание

    Е

    И

    1. Солнце спряталось за тучу – и радуг…  как не бывало.

    2. По дорожк… по прямой едет молодец лихой.

    3. До старост… дожил, а ума не нажил.

    4. Делу время, а потех… час.

    8). Итог урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?

    - Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?

    9). Выставление оценок.

    10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

    Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

    Презентация к уроку по русскому языку на тему: Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных

    Данный электронный ресурс поможет учащимся в формировании навыка правописания  ударных и безударных окончаний существительных....

    Правописание безударных окончаний имён существительных

    Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....

    Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

    Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

    Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

    Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...

    Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.

    Предметные УУД:1.      Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.2.      Сопоста...