Проверка безударных окончаний имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Алексеева Анна Алексеевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_bezudar_okonchaniy_sushchest..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:  познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука», для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.

ХОД УРОКА.

1). Организационный вопрос.

2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)

3). Минутка чистописания.

На доске слова:

Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.

- Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.

( буквы «д», «о», «и»)

- Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и , прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.

( дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)

На доске:

Даоаиа

- Определите порядок написания букв в этом ряду.

(после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)

- сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.

4). Словарная работа.

На доске:

Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.

- Что это за слово?

- Какое слово лишнее? Почему?

( лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной  «а»)

- Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.

- Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.

Стираю слова с доски.

- Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.

Ребенок у доски записывает:

Пассажир, агроном,

- Почему ты решил, что это существительные II склонения?

- Вспомните и запишите существительное III склонения.

Следующий ребенок продолжает запись:

Пассажир, агроном, аллея,

- Почему ты решил, что это существительное II склонения?

- Вспомните и запишите существительное III склонения. ( такого существительного нет)

- Какое слово осталось не записанным?

Третий ребенок у доски записывает:

Пассажир, агроном, аллея, назад.

- К какой части речи относится это слово? (наречие)

5). Новая тема.

- Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….

На доске:

Как проверить безударное окончание имен существительных?

- Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?

(нет)

- Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.

а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.

В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется  ударное оно или безударное.

Затем задаются следующие вопросы:

1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?

2. Чем отличаются окончания у этих существительных?

3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?

4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?

5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама)

-Какое слово будет являться проверочным? (рука)

На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.

- Это слово будет проверочным для существительного I склонения.

б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.

Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».

в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».

6). Физкультурная минутка.

- Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.

У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.

7). Упражнения для закрепления пройденного материала.

а) На доске:

Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .

- Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.

б) Самостоятельная работа по карточкам.

У выделенного имени существительного окончание

Е

И

1. Солнце спряталось за тучу – и радуг…  как не бывало.

2. По дорожк… по прямой едет молодец лихой.

3. До старост… дожил, а ума не нажил.

4. Делу время, а потех… час.

8). Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?

- Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?

9). Выставление оценок.

10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных

Данный электронный ресурс поможет учащимся в формировании навыка правописания  ударных и безударных окончаний существительных....

Правописание безударных окончаний имён существительных

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...

Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.

Предметные УУД:1.      Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.2.      Сопоста...

Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")

Цель:  развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных. Планируемые ре...

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...