Урок развития речи на тему: "Доброта в моем сердце"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ирина Александровна Пуляева

Конспект урока по подготовке к домашнему сочинению на тему "Доброта в моем сердце". А также презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.26 КБ
Файл pril.pptx894.56 КБ

Предварительный просмотр:

             Открытый урок развития речи

во 2-м классе по теме:

«Доброта в моём сердце»

(подготовка к сочинению)

Цели:

  1. Развивающие:  развивать  умение общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
  2. Образовательные: расширять знания о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях, тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста; прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии; 
  3. Воспитательные:   дать понятие слова «доброта», воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;  мотивировать детей на добрые поступки; воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point к уроку, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах:  карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1

Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Если добрый ты»

 - Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Постановка темы и целей урока.

-  Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения «Доброта в моём сердце». Узнаем, что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Какого человека можно называть вежливым? Ведь вежливость и доброта  не разделимы.

Ученик читает стихотворение.

СЛАЙД 2

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта -  не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

  III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова. Толкование слова.

- А что же такое доброта?

- Давайте заглянем в книгу мудрости, чтобы найти  значение слова "ДОБРОТА", здесь находятся выдержки из толковых словарей  учёных  языковедов В.И.Даля и С.И.Ожегова.

 СЛАЙД  3

"Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль)

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.

СЛАЙД 4

4. Работа над словом.

Учитель.  - Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной  буквы.

            - Назовите и выделите орфограмму в этом слове.

                  - Назовите и запишите  родственные слова к слову «Доброта».

                  - Найдите  корень в этих словах.

                  - Найдите уменьшительно – ласкательную форму к слову «Доброта».

                  - Разберите это слово по составу. Что вы заметили? С помощью,  какой части слова   оно образовано?

Ученики. Одинаковый корень,  суффикс,   придающий уменьшительно-ласкательное   значение.

Учитель. - Подберите  слова – синонимы к слову «Доброта»

Ученики. - Нежность, ласка, забота.

5. Работа над развитием речи

СЛАЙД 5

Учитель. – Ребята, а сейчас составьте и запишите словосочетания с прилагательными    « добрый, добрая, доброе, добрые »

Ученики. – Добрый человек, добрые руки, доброе сердце, добрый день, доброе слово.

СЛАЙД 6

Учитель. – Скажите, ребята, от этих словосочетаний у вас на душе ясно и тепло или пасмурно и холодно? (ясно и тепло).

Учитель. – Значит, доброта – это положительное или отрицательное качество человеческой души? (положительное).

Учитель. – Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

Учитель. – Ребята, а как вы думаете,  какой человек может быть добрым?

                -   Какими качествами он должен обладать?

Ученики. - Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

СЛАЙД 7

 VI. Жизнь слова в фольклоре.

Учитель - Скажите, дети, чего на земле больше - добра или зла?

Ученики - Добра!

Учитель - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

СЛАЙД  8  задание: "Восстановите пословицу".

На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.

  1. Доброе слово и кошке приятно.
  2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
  5. В ком добра нет, в том и правды мало.
  6. Не ищи красоты, ищи доброты.

Учитель.-  Из предложенных пословиц запишите вторую пословицу, решив орфографические задачи.

Учитель - Первый шаг к доброте - это доброе слово. А как иначе мы назовём добрые слова?

Ученики – Вежливые слова.

Учитель – Что такое вежливость и вежливые слова?

СЛАЙД 9 -10

Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)
  2. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)
  3. Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
  4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).

VII. Физкультминутка.

Под песенку «Добрый жук».

 СЛАЙД 11

VIII. Работа над составлением предложений.

СЛАЙД 12

  1. Учитель. -  Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.

На свете, хорошо, доброта, как, что, есть!

Запись предложения.   Как хорошо, что есть на свете доброта!

Учитель. - Это предложение может быть началом вашего текста.

  1. Продолжите предложение.

Для  меня добрый человек – это…

Ученики читают предложения.

СЛАЙД 13

9. Работа в парах

Учитель. - Составьте 2-3 предложения о доброте.

Звучат маленькие рассказики детей, предложения.

Учитель.  - Прекрасные строки!

 Учитель – Найдите антоним к слову «доброта».

Ученики. – Зло.

Учитель - Как можно победить зло?

Ученики.  - Добрыми делами.

Учитель. – Приведите примеры добрых дел, которые совершили вы сами.

10. Эстафета добрых дел

Учитель. - Ребята, а в сказках, как известно, добро побеждает зло. И, конечно, есть сказочные герои, которые делали добрые дела.

СЛАЙД 14

- А сейчас, вам нужно угадать этих сказочных героев.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

X1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

СЛАЙД 15  

Учитель. - Наш урок подошел к концу.

 А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Ученики. - В сердце человека.

Учитель. - И мне, конечно, хочется, чтобы в ваших сердцах тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

СЛАЙД 16

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

СЛАЙД 17  "Доброта в моём сердце"

 - Спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете всё, что вы узнали о доброте, о добрых делах и поступках.

СЛАЙД  18

Песня «Дорогою добра»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи «Доброта в моём сердце»

Слайд 2

Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть. И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.

Слайд 3

Книга мудрости гласит… « Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты» В.И.Даль Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С.И.Ожегов

Слайд 4

Словарная работа Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы. Назовите и выделите орфограмму в этом слове. Назовите и запишите родственные слова к слову «Доброта». Найдите и выделите корень в этих словах. Найдите уменьшительно – ласкательную форму к слову «Доброта». Разберите это слово по составу. Что вы заметили? С помощью какой части слова оно образовано ? Подберите слова – синонимы к слову «Доброта»

Слайд 5

Словосочетания Добрый человек, добрые руки, доброе сердце, добрый день, доброе слово. Составьте предложение с одним из словосочетаний.

Слайд 6

Качества, которыми должен обладать человек: Доброта Любовь Душевность Забота о ближних Вежливость Отзывчивость Добросердечность Уважительность Милосердие

Слайд 7

Восстановите пословицу Доброе слово Не одежда красит человека , Торопись на доброе дело , Доброе слово лечит, В ком добра нет, Не ищи красоты - ищи доброты. а худое само приспеет . в том и правды мало . а злое калечит . и кошке приятно. а его добрые дела .

Слайд 8

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. С добрым утром , лес зеленый! С добрым утром , липы, клены, С добрым утром , облака и широкая река, С добрым утром – золотистым, ясным, солнечным, росистым!

Слайд 9

«Вежливые слова» Растает даже ледяная глыба от слова теплого … Спасибо Зазеленеет старый пень, когда услышит … Добрый день Если больше есть не в силах, скажем маме мы … Спасибо Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … Здравствуйте Когда нас бранят за шалости, говорим … Простите, пожалуйста И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … До свидания

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

Составь предложение На свете, хорошо, доброта, как, что, есть!

Слайд 12

Продолжи предложение Для меня добрый человек – это ….

Слайд 13

Работа в парах Составьте предложения о доброте

Слайд 14

Сказочные герои, которые делали добрые дела. Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом . Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. Я , несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.

Слайд 15

Где же находится царство вежливости и доброты?

Слайд 16

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда! И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

Слайд 17

Домашнее задание: Написать сочинение «Доброта в моём сердце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок развития речи "Доброта в моём сердце" 2 класс.

Открытый урок на семинаре начальных классов...

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....


 

Комментарии

 Светлана Юрьевна Кусковская

ПРевосходный урок! Спасибо Вам !