РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Киргизова Тамара Ивановна

Представляю вашему вниманию рабочую программу по русскому языку  для второго класса по системе Л.В.Занкова, соответствующую требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya__programma_po_russkomu_yazyku.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                            Пояснительная записка

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует конгнитивно-познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление учащих ся с основными положениями науки о языке как составляющей целостной научной картины мира и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логи ческого мышления учащихся;
  2. социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции уча щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши бочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за дачами и условиями общения;
  2. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло гические высказывания и письменные тексты-описания и текс ты-повествования небольшого объёма;
  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен ностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение позна вательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе обще го образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным язы ком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у уча щихся представлений о языке как основном средстве челове ческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное от ношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, «что правильная устная и пись менная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное пред ставление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего про цесса обучения, средством развития их мышления, воображе ния, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова тельных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется во 2 классе  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Содержание начального общего образования по учебному предмету

  1. Развитие речи (слушание, говорение).  Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием  и формой высказывания. Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи. Практическое овладение  диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывания, слушание. Ситуационное различие в произношении и интонировании высказывания, использование мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах. Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.

        Письменная речь (чтение, письмо). Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля. Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте.  Части текста:  вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста Составление текста малых форм: письмо, записка, объявление и пр. Первые опыты собственных сочинений. Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Восстановление деформированных текстов. Оформление диалога. Осуществление проекта. Прямая речь «Лучшее время года».

  1. Система языка.  

Фонетика и орфоэпия.  Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.  Звукобуквенный разбор.  Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского  литературного языка.

Графика. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Овладение первичным навыком клавиатурного письма.

Лексика.  Наблюдение внутреннего единства слова- его значение, грамматических признаков и звуков / букв. Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.  Расширение представлений об этимологии , омонимах,  антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря учащихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика).   Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях речи: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного итого же слова.  Различение предлога и приставки.

    Морфология. Части речи.  Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

      Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм  имени  существительного.

Глагол. Значение и употребление в речи. Измене ние глаголов прошедшего времени по родам и числам.  Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Синтаксис.  Различение пред ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси тельные и побудительные; по эмоциональной окраске (инто нации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания то использованных языковых средств :форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений

3. Орфография и пунктуация. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание ) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографи ческой зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, щ, ш, ч   (в положении под ударением и без ударения);

  1.  Отсутствие мягкого знака в сочетания чк—чн, чт, щн, кроме л;
  2. перенос слов;
  3. прописная   буква   в   начале   предложения,   в   именах

собственных;

  1. проверяемые безударные гласные в корне слова;
  2. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  3. непроизносимые согласные;
  4. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  5. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  6. разделительные ь и ь;
  7. мягкий знак после шипящих на конце имён существи тельных {ночь, рожь, мышь),

               Тематическое  планирование.

(170 часов,   5 часов в неделю x 34 недели, планируется 152 часа, резерв 18 часов)

1-я часть учебника.

  1. Что нужно для общения.                                                                                          14 часов
  2. Речь начинается со звуков и букв.                                                                          17 часов

Правописание удвоенных согласных в корне слов.                                          

  1.  Что такое родственные слова и формы слов.                                                         30  часов
  1. Корень. Окончание.                                                                                            6 часов
  2. Приставка. Суффикс.                                                                                         8 часов
  3. Разделительные ь и ъ.                                                                                         5 часов
  4. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.                 6 часов
  5. Правописание парных согласных в корне слов.                                            5 часов
  1.  Какие бывают в грамматике группы слов.                                                             17 часов
  1. Части речи.                                                                                                           1 час
  2. Имя существительное.                                                                                        9 часов
  3. Имя прилагательное.                                                                                           7 часов

                 2-я часть учебника.

    4.Какие бывают в грамматике группы слов.                                                               15 часов

    4)   Глагол.                                                                                                                  9 часов

    5)   Правописание непроизносимых согласных в корне слов.                          6 часов

     5.   Как образуются предложения.                                                                               21 час

              1)  Главные члены предложения.                                                                         8 часов

              2)   Служебные части речи – предлог.                                                                13 часов

     6.   Каждому слову свое место.                                                                                     15 часов

              1)  Сочетания слов по смыслу.                                                                               6 часов

              2)   Многозначные слова.                                                                                        3 часа

              3)    Синонимы. Антонимы.                                                                                    6 часов

     7.     Как строится текст.                                                                                                   8 часов

     8.   Законы языка в практике речи.                                                                                15 часов

         Результаты изучения учебного предмета

Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к различным видам  учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования: интереса к познанию русского языка;  ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; общих представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные УУД. Обучающийся научится: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе  принятых правил; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно- познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД. Обучающийся научится: пользоваться знаками,  символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить небольшие сообщения в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное или по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; воспринимать смысл предъявляемого текста; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться: под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; обобщать (выводить общее из целого ряда единичных объектов). 

       Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрени; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действии я в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

 Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представ лениями о нормах русского литературного языка (орфоэпичес ких, лексических, грамматических) и правилах речевого эти кета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за писи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравни вать, классифицировать, характеризовать такие языковые еди ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло жения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 

Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК.

Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

    Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2 класса. В 4 частях/ Под ред. Н.В.Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

   Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1, 2 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  1. Специфическое сопровождение (оборудование).
  1. алфавит;
  2. таблицы к основным разделам грамматического материала;
  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
  4. интерактивная доска;
  5. настольные развивающие игры;
  6. аудиозаписи в соответствии с программой обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...