Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок руского языка в 4 классе по теме: Склонение имени существительного. Тип урока: Открытие нового знания. Цели урока: учиь детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sklonenie_imeni_sushchestvitelnogo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

  1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе

          исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

          существительном в практической деятельности.

  1. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
  2. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Ход урока:

1. Оргмомент  

Эмоциональный настрой детей. Объявление о начале урока. Чтение загадки:

Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели.

Не сочтёте белых мух, что летают словно пух.        (снежинки)

  1. О чём эта загадка?
  2. Почему снег сравнивают с мухами?
  3. Какое настроение у вас вызывает зима?
  4. Зима для здоровья - говорит русский народ. Мороз бодрит, заставляет двигаться быстрее. Мы тоже    постараемся сегодня работать в темпе, бодро.        

2. Повторение изученного о падежах.

1. Игра «Узнай падеж».

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж).

а) кому? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого? (В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что? (И.п., В.п.)

л) о. об (П.п)

2. – Запишите предложение, определите падеж и род имён существительных.

(Проверка с помощью карточек, на которых написаны названия падежей)

  В солнечный день листва слегка поблёскивала и лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.

3. Введение в раздел.

- Прочитайте название раздела.

- Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)

- судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на все эти вопросы.

4. Постановка проблемы.

- Прочитайте предложение.

 Старая женщина волновалась о сестре и о дочери.

- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать? Что у них общего? Что разное? Какие вопросы возникают? ( Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего это зависит?)

5. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

1. На доске таблица с пустыми столбцами], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист  с  существительными с пропущенными окончаниями.

      Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

 (один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели  также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)

2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)

      Задание:

  1. Сравнить окончания существительных.
  2. Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
  3. Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 [на доске].

     Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод].

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

              на конце.  [В таблице прикрепляется вывод].

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

- В русском языке это называется склонение

4. Как назовём нашу таблицу? [Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных]

5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение            2 склонение           3 склонение

             

ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

  в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

   -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

6. Работа по учебнику с. 123-124

    Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)

6. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

7. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

 

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о сестре и дочери  разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

                                              Алгоритм

                                  определения склонения

     

              о сестре                о дочери

                 нач. ф.- сестра                       нач. ф - дочь

               

                    род – ж. р.                         род – ж. р.

               окончание – а                    окончание - нулевое

                склонение – 1                     склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

Итоговый вопрос:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

8. Первичное закрепление.

1. Упр.159 выполняется на доске под руководством учителя.

2. Игра «Узнай слово»

- Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:

1-скл. Знак препинания. (Точка)

2-скл. Начало сказки. (Зачин)

3-скл. Все. Что говорит и пишет человек. (Речь) 

9. Итог урока.

            - Что нового узнали на уроке?

            - Что такое склонение?

            - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

 Оценки за урок.

10. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....