Урок-сказка русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Черникова Ольга Владимировна

Тема: "Упражнение в правописании слов с проверяемыми безударными гласными". План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka-skazki_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

План-конспект

урока-сказки по русскому языку

(3 «А» класс)

    Тема:        Упражнение в правописании слов с

                      проверяемыми безударными гласными

        Подготовила и провела

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    Черникова О.В.

г. Старый Оскол

2009 г.

Цели                1)   Закрепить  знание  правила  проверки  безударных  гласных в

                               корне   слова;   формировать   умение   находить  и  проверять

                              орфограмму.

  1. Развивать навык быстрого письма, связную речь обучающихся, логическое мышление, умение подбирать синонимы к именам прилагательным.
  2. Воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к природе, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование         - костюмы Красной Шапочки, волки, медведя, белки;

                                 - рисунок Красной Шапочки;

                                 - плакат с маршрутом к избушке бабушки;

                                 - перфокарты «Грибы» со словарными словами;

                                 - сигнальные светофоры;

                                 - карточки с индивидуальными заданиями;

                       - карточки с буквами а, о, и, е, я;

                                 - рисунки птиц и их названия;

                                 - аудиозапись «Песни Белочки»;

                                 - новогодняя елочка;

                                 - плакат с пословицей.

Ход урока

I.   Оргмомент

     - Здравствуйте. Сегодня на уроке русского языка у нас много гостей. Среди них – героиня одной из сказок Шарля Перро – Красная Шапочка. (Обратить внимание на ее изображение на доске.)

(Входит Красная Шапочка)

Красная Шапочка: - Здравствуйте! Ребята, помогите мне, пожалуйста, поскорее              

                                добраться до бабушки. Мне одной очень трудно обойти все

        ловушки, которые расставлены Волком и другими лесными

        жителями.

- Как здорово! Настоящая Красная Шапочка пожаловала к нам на урок! Поможем ей, ребята?

- Ну тогда начнем! А девиз у нас какой?

(«Всё, что надо, под рукой!»)

- Скажите, какое сегодня число?

- Как проверить выделенную безударную гласную?

- Какое правило вы использовали для ее проверки?

- Запишите в тетради дату, «Классная работа».

II.   Сообщение темы урока

       - Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Безударные гласные в корне слова», выявим лучших знатоков этой темы. Тем ребятам, которые помогут Красной Шапочке дойти до бабушки, будет преподнесен сюрприз. Двигаться к домику бабушки мы будем по маршруту, который изображен на плакате.

    Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны ответить на телеграммы, лежащие в этом почтовом ящике.

III.   Минутка чистописания

        1)  Индивидуальная работа

             - Кто же из вас самый смелый и решительный?

             - Первую телеграмму от синички получает…

                («Разберите по членам предложение:

                Бабушка лежала в постели больная.»)

             - Следующая телеграмма от белочки достается…

                («Разберите по составу существительное шапочка.

                К прилагательному красная подберите слово, близкое по значению.»)

             - И последнюю телеграмму я передаю…

               («Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова:

                 дремучие л..са - …,

                 хитрая л..са - ..,

                 трудные сл..ва - …)

  1. Коллективная работа

- А всем остальным ребятам я предлагаю не терять времени даром, а пройти по извилистой дорожке к полянке с грибами. Для этого вам нужно, не отрывая руки, написать соединение заглавной и строчной букв Сс. Выполните эту работу на одной строке.

- Какое слово записано ниже?

  (сказка)

- Какая орфограмма есть в этом слове?

- Как проверить парную согласную?

- На следующей строке напишите это слово три раза.

- Прочитайте на доске пословицу с этим словом.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какое еще слово с парной согласной вы встретили?

- Подберите проверочное слово.

- Спишите пословицу, расставляя нужные знаки препинания.

         3)   Проверка индивидуальной работы

               - Готовы ли наши смельчаки?

               - Для того,   чтобы   ступить   на  полянку,  нам  нужен  зеленый сигнал

                 светофора.    Приготовьте    сигнальные    светофоры.     Помогут    ли

                 смельчаки нам пройти на полянку?

(Дети читают ответы на задания карточек)

               - Путь открыт!

  1. Словарная работа

- Кто нас здесь ожидает? (Ёж)

- Чтобы   он   пропустил   нас   дальше,   поможем   ему собрать грибы. Приготовьте    ваши    «подосиновики».    В    отверстиях    на    шляпке записывайте только пропущенную букву.

(А_лея, б_рёза, ра_сказ, длин_ный, л_сица, песо_.)

- Какое слово у вас получилось? (Лесник)

               - Найдите корень в этом слове.

               - Какая безударная гласная в корне?

               - Почему?

               - А   вот   и   домик   лесника,   где   вас   и  Красную Шапочку ожидает

               очередная ловушка.

  1. Работа над темой урока
  1. Выборочное письмо (у доски два человека)

- Я буду читать слова парами: в одном из них необходимо написать безударную гласную а, в другом – о. Ребята, сидящие на первом варианте, выписывают слова с безударной гласной а, на втором варианте – с безударной гласной о. В каждом слове необходимо выделить орфограмму и подобрать проверочное слово.

(Грачата, сосна, трава, гора, холмы, сады, плоды, скала).

  1. Проверка (с помощью сигнальных светофоров)

Физкультминутка

- Ребята, Красная Шапочка очень сильно устала. Да и вам пора немного отдохнуть. На Ромашковой поляне вас ждет резвая белочка.

(Звучит аудиозапись «Песенки Белочки»)

               

  1. Работа с учебником

- А кто это появился рядом с Кранной Шапочкой? (Медведь)

- Какую же ловушку ты нам приготовил?

Медведь: Я приготовил вам загадку.

                 Снаружи глянешь – дом как дом,

                 Но нет жильцов обычных в нем.

                 В нем книги интересные

                 Стоят рядами тесными:

                 И Черномор, и князь Гвидон,

                 И добрый дед Мазай.

                 Как называют этот дом?

                 Попробуй угадай! (Библиотека)

               - А  в  библиотеке  мы  можем  найти  и наш учебник русского языка. В

               нем-то и спрятал медведь следующее задание. (с.122 упр.71)

(Выполнение с комментированием)

  1. Письмо под диктовку

- Названия каких птиц вам встретились в упражнении?

- Какая из них перед вами? (Синица)

- Какую безударную гласную вы напишите в корне этого слова?

- Почему?

- А где можно встретить синицу?

- Запишем под диктовку предложения о лесе, о птицах.

(Мы живем в лесном краю. В наших лесах много птиц.)

- Назовите слова с безударными гласными в корне. Подберите к ним проверочные слова.

5) Устная работа с сигнальными карточками

Красная Шапочка:  - Ребята, я живу во Франции, но мне очень хотелось подробней узнать, какие птицы живут в ваших лесах.

- Красная шапочка, мы не только познакомим тебя с некоторыми из наших птиц, но и выполним очередное задание. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать названия птиц, а вы будете показывать безударные гласные, которые пропущены в этих словах.

(Сн_гирь, в_рона, кл_сты, с_рока, в_робей, др_зды, скв_рец.)

- Какие из этих слов являются словарными?

- Что в них нужно запомнить?

- Какие из этих птиц зимуют в наших краях?

- Чем вы можете помочь им зимой?

6) Загадки

- Ребята, мы незаметно подошли к домику бабушки. Но и волк уже тоже здесь. Он хочет предложить вам свои загадки. Отгадки вы запишите в тетради и подберите проверочные слова. А вот у доски попросим потрудиться саму Красную шапочку.

а)   Ночью летает –

      Глаза как у кошки,      

      И уши с кошачьими

      Схожи немножко.                                   (Сова)

б)  Без рук, без топоренка

     Построена избенка.                                 (Гнездо)

в)  Чернокрылый, красногрудый,

     И зимой найдет приют:

     Не боится он простуды –

     С первым снегом тут как тут!               (Снегирь)

  1. Итог урока

- Ну вот, Красная Шапочка, ты и у бабушки!

Красная Шапочка: - Спасибо, ребята!

- Ребята, а что же вы сегодня повторили, выполняя задания лесных жителей, помогая Красной Шапочке?

-  Какие безударные гласные в корне слов нужно проверять?

- Как их можно проверить?

- Настоящими знатоками этой темы стали…

- Очень хорошо сегодня потрудились…

- А вот теперь слово еще одной нашей гостье! Встречайте: бабушка Красной Шапочки!

Бабушка: - Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли моей внучке пройти через такой опасный лес. А я хочу вас поблагодарить и подарить вот этот маленький подарок (новогодняя елочка). Ведь Новогодние сюрпризы уже не за горами!

  1. Домашнее задание

Написать письмо Деду Морозу.