урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

В данной разработке представлены различные формы и методы работы на уроке по формированию навыков грамотного письма.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание гласных и согласных в корнях слов»

Цели урока: Совершенствование умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов;

развитие у учащихся орфографической зоркости;

              развитие умения употреблять слова, противоположные по

смыслу.

Оборудование: учебные таблицы, сигнальные карточки.

Ход урока.

II.        Организационный момент.

Внимание, дружок!

Прозвенел уже звонок

Тихо сядем, не шумя

И послушаем меня.

Душу и сердце в работу вложи

Каждой секундой в труде дорожи.

III.        Чистописание.

На доске слова: Лето, коса, кит.

Учитель: Определите букву, которую мы будем писать, если она находится в корне одного из слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук, (буква к находится в слове кит).

Запись на доске: ак   аак    ааак ...

Продолжить цепочку, определяя порядок ее следования.

Волка ноги кормят.

- Когда так говорят?

Запишите фразеологизм в тетрадь, обозначьте части речи над словами.

  1. Словарно-орфографическая минутка.Игра «Сквозная буква».

т р а к т * р                                         к * р о в а

              к * м б а й н                              * с и н а

               м * л о к о                                 * в ц а

 м * д в е д ь

б * р ё з а

п * т у х

-        Определите букву, которая пропущена в каждой группе слов. Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударения.

V.        Письмо по памяти (Упражнение 32).

  1. Какова главная мысль текста «Наш край»?
  2. Назовите буквы, которые нужно проверить или запомнить.

                                                                                                       

  1. В какой части слова они стоят?
  2. Напишите текст, подчеркните эти буквы.

VI.        Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-        Сегодня мы будем повторять правила, которые помогают правильно написать корень слова. Вы будете учиться находить в корне буквы, которые нужно проверять (находить орфограммы), подбирать проверочные слова.

VII.        Игра «Будь внимательным!»

-        Слова нужно написать в три столбика: в первый столбик слова с безударными гласными в корне, во второй - с парными звонкими или глухими, которые нужно проверять, в третий - с непроизносимыми. Учитель диктует: похвалил , редкий, участник, прорубь, указка, помогал, мягкий, поздний, веселье, широкий, местность, ходьба, завязал, устный.

Взаимная проверка (работа парами).

  1. Подчеркните в словах орфограммы.
  2. Разберите слова по составу и узнайте, в какой части слова находится орфограмма.
  3. Какие безударные гласные буквы вы проверяли в корнях слов? (Гласные а, о, и, е, я.)

VIII.        Работа над правилами.

  1. Прочитайте правило проверки слов с безударными гласными на с. 19 учебника.
  2. Подберите и напишите в первый столбик слово (или два слова) на это же правило.

Аналогично проводится работа над правилом проверки парных глухих и звонких согласных в корне, непроизносимых согласных.

  1. Чем сходны между собой эти три правила? Чем различаются? (Работа с учебником.)
  2. Напишите по два слова на каждое правило.

  1. Физкультминутка.
  2. Упражнение № 34. Работа с текстом.

  1. Как называется текст?
  2. Почему в заглавии автор использовал слова, противоположные по смыслу? Что он этим хотел подчеркнуть? (Проверку вставленных в текст букв можно провести с помощью сигнальных карточек.)

XI.        Обобщение.

  1. Как найти в слове орфограмму? (Произнести слово и узнать, есть ли в нем: 1) безударные гласные звуки 2) парные звонкие или глухие согласные на конце слова или в середине перед согласным звуком; 3) непроизносимые согласные.)
  2. Что надо сделать прежде, чем применять правило проверки? (Узнать, в какой части слова находится орфограмма.)

  1. Как следует проводить проверку, если орфограмма в корне?

(Если безударные гласные в корне, то надо...)

  1. О том, как нужно проверять гласные и согласные в корне слова, прочитайте дома на с. 19 учебника. Знайте эти правила.
  2.  (Данная страница учебника будет использоваться в дальнейшем как справка, поэтому целесообразно посоветовать  ученикам сделать закладку.)

XII.        Работа с предложением, текстом.

-        Закончить рассказ тремя - пятью предложениями. Выделить изученные орфограммы.

Осенние заботы жителей леса. Приходит в лес сентябрь. На лесных полянах краснее рябина ...

 Проверка работ учащихся.

XIII.        Итог урока. Рефлексия.

-        Чему вы учились на уроке? Какое настроение у вас, ребята ?

Домашнее задание: № 37. Списать. Подчеркнуть орфограммы. Правила на с. 19 учебника. Подобрать и записать слова с корнем весёл- (ый).