Фразеологизмы в нашей речи
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме

Пасеко Ирина Владимировна

Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon frazeologizmy.ppt608.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в нашей речи Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы Автор: Пасеко Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.о. Тольятти

Слайд 2

Цель: познакомиться с фразеологизмами Задачи: Выяснить, какую роль играют фразеологизмы в речи. Узнать, как фразеологизмы пришили в нашу речь. Научиться находить фразеологизмы в устной и письменной речи.

Слайд 3

Почему мы так говорим? «... - Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальчики оближешь !..» Н. Носов. Мишкина каша. «пальчики оближешь» - очень вкусно

Слайд 4

Почему мы так говорим? «... - Ну вот, - говорю, - значит, ты, вместо того, чтобы самому выучиться, собаку выучил! - Да, - говорит, - у меня всё как-то шиворот-навыворот получается. Безвольный я человек!..» Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. «шиворот-навыворот» - не так, как принято, как следует.

Слайд 5

Почему мы так говорим? «...Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками...» Н. Носов. Клякса. «как на иголках» - в состоянии крайнего беспокойства, волнения

Слайд 6

Почему мы так говорим? «...Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг ...» Л.Пантелеев. Честное слово. «несолоно хлебавши» - обманувшись в своих расчетах, ожиданиях, не добившись желаемого; в полном разочаровании.

Слайд 7

Почему мы так говорим? «... Сломя голову я побежал к остановке...» Л.Пантелеев. Честное слово. «сломя голову» - очень быстро, стремительно.

Слайд 8

пальчики оближешь сломя голову шиворот-навыворот сидеть как на иголках несолоно хлебавши Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, имеющие определенное лексическое значение

Слайд 9

ф р а з е о л о г и я это наука, изучающая устойчивые выражения. - Слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение

Слайд 10

Подумаем! Золотые руки Алмазные руки Бриллиантовые руки ? Во фразеологических оборотах нельзя заменить одно слово другим. Многие фразеологические обороты не допускают изменения порядка слов.

Слайд 11

Сравните! Ничего не помню, все забыл. Ничего не помню, все вылетело из головы . Вы не слушайте Петю: он всегда преувеличивает. Вы не слушайте Петю: он всегда делает из мухи слона.

Слайд 12

Когда так говорят? Повесить голову Пропустить мимо ушей Зарубить на носу Работать спустя рукава Взять себя в руки Кот наплакал Держать ухо востро С гулькин нос За тридевять земель

Слайд 13

«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица Работать спустя рукава В Древней Руси богатые люди носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. Понятно, что заниматься фи- зическим трудом в такой одежде было невозможно. Благодаря этому и возник- ло выражение «работать спустя рукава», что означает выполнять работу небрежно, без старания, кое-как.

Слайд 14

Небрежно, кое-как делать что-либо. Усердно, старательно, энергично делать что-либо. засучив рукава «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица спустя рукава

Слайд 15

«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица Зарубить на носу. На Руси «носом» называлась памятная дощечка или бирка для записей. Неграмотные люди носили с собой такие дощечки и острые палочки, с помощью которых на дощечке делались зарубки на память. Со временем выражение «зарубить на носу» стали употреблять в зна- чении «как следует, на всю жизнь запомнить».

Слайд 16

зарубить на носу запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица

Слайд 17

«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица «Попал в переплет» - так говорят о человеке, который оказался в затруднительной, опасной или неприятной ситуации. Откуда же пошло это выражение? В некоторых русских деревнях издавна переплетом называют сплетенную из веток ловушку для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело мало приятное.

Слайд 18

шиворот - навыворот не так, как принято, как следует «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица

Слайд 19

несолоно хлебавши «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица обмануться в своих ожиданиях, надеждах, не добиться желаемого.

Слайд 20

«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» Пословица бить баклуши бездельничать, праздно проводить время. Баклуша – деревянная чурка, из которой умельцы делали мелкие изделия для быта: ложки, плошки, посуду...

Слайд 21

Угадай фразеологизм!

Слайд 22

Угадай фразеологизм!

Слайд 23

Вывод Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни фразеологизмы возникли на основе наблюдений ( бить баклуши ), другие связаны с историческими событиями (“пусто, словно Мамай прошел ”), третьи вышли из фольклора (“царевна Несмеяна”), некоторые - из литературных произведений (“гадкий утенок”).

Слайд 24

Вывод Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Слайд 25

Проверь себя! Что такое фразеологизмы? Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи? Каково происхождение фразеологизмов?

Слайд 26

Домашнее задание Пронаблюдать, как часто фразеологические обороты встречаются в художественной литературе. Создать словарь фразеологизмов. В дополнительной литературе найти сведения о том, как отдельные фразеологизмы пришли в нашу речь.

Слайд 27

Источники Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествие по Стране Слов. – М.: Просвещение, 1991.– 287 с. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с. Большой фразеологический словарь. http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/3.jpg http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp080/rabot/04/3.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование фразеологизмов в разговорной речи".

Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождени...

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

Проект "Фразеологизмы в нашей речи"

Презентация о значении нескольких фразеологизмов и использовании их в речи....

Презентация "Фразеологизмы в нашей речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе....

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"

Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей  речи....

"Фразеологизмы – устойчивые выражения речи"

Цель урока: формирование у обучающихся способностей активизации знаний о фразеологизмах; обогащение фразеологического запаса учащихся через усвоение новых, ранее не известных детям фразеологизмов, а т...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...