Урок русского языка в 4 классе: "Осенние зарисовки".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Я предлагаю урок русского языка для 4 класса. Этот урок построен полностью на самостоятельной дифференцированной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ «ОСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ».

Тема: Закрепление изученного по теме «Имя существительное».

Цель: закрепить навыки по имени существительному, повторить виды

           разбора, развивать речь, обогащать словарный запас, воспитывать

           умения чувствовать красоту родной природы.

                                         Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Учитель читает стихотворение.

        Унылая пора! Очей очарованье,

        Приятна мне твоя прощальная краса.

        Люблю я пышное природы увяданье,

        В багрец и золото одетые леса…

-О каком времени года говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

-Давайте представим, что сегодня мы не в школе на уроке, а в редакции журнала «Осенние зарисовки». Нам необходимо подобрать материал для очередного выпуска. В нашей редакции три отдела, которые будут работать самостоятельно.

II.Основная часть.

  1. Определение темы урока.

-Сейчас предлагаю отгадать загадки, записать отгадки.

1)Ну-ка, кто из вас ответит:

   Не огонь, а больно жжет,

   Не фонарь, а ярко светит,

   И не пекарь, а печет?                   (солнце)

2)Люди ждут меня, зовут,

   А приду к ним, прочь бегут.             (дождь)

3)Пушистая вата

   Плывёт куда – то.

   Чем вата ниже,

   Тем дождик ближе.                   (облака)

4)Летит орлица по синему небу.

   Крылья расправила, солнышко застлала.          (туча)

5)Неизвестно, где живёт,

   Налетит, деревья гнет.

   Засвистит – по реке дрожь,

   Озорник, а не уймешь.                        (ветер)

6)Утром бусы засверкали,

   Всю траву собой заткали,

   А пошли искать их днем,

   Ищем – ищем, не найдем.                (роса)

7)Не снег и не лед,

   А серебром деревья уберет.                       (иней)

-К какой части речи относятся эти слова?

-Сегодня мы повторим все, что знаем об имени существительном.

     2.Из данных слов составьте предложение:

1 отдел – простое,

2 отдел – простое  с однородными членами,

3 отдел – сложное.

 

    3.-За окнами чудесное время года – осень. Лёгкий ветерок принес нам в класс листья, из которых нужно составить предложение:

1 отдел – Всё чаще начинает хмурится небо.

2 отдел – Высоко над головой желтеют, краснеют листья на деревьях.

3 отдел – Ариша объяснила: «Надо собирать рябину и ягоды калины».

(по одному ученику от ряда выполняют работу у доски, с последующей проверкой)

   

    4.-Давайте вспомним, что обозначает существительное?

-Вспомните существительные – явления природы, которые относятся к осени.

-Одно из наиболее ярких отличий осени от других времен года являются дожди. А знаете ли вы, что дожди бывают: моросящие, слепые, обложные, грибные, стеклянные, сильные, окатные.

-Запишем два предложения из стихотворения С. Чомора.

    Туча, туча, хлынь дождем!

    Громыхай сильнее, гром!

-Объясните знаки препинания в этих предложениях.

    5.-Сделаем морфологический разбор слова дождем.

(два ученика работают за доской)

    6.-А. Твардовский  написал замечательное стихотворение «Лес осенью». Вам дается отрывок, из которого:

1 отряд – выписывает существительные,

2 отряд – выписывает существительные и определяет число,

3 отряд – выписывает существительные, определяет число и падеж.

     Меж редеющих верхушек

     Показалась синева.

     Зашумела у опушек

     Ярко – желтая листва.

     Птиц не слышно. Треснет мелкий

     Обломившийся сучок,

     И, хвостом махая, белка

     Лёгкий делает прыжок…

(в это время три ученика работают по карточкам)

    7.-Ю. Карасев написал стихотворение «Приключение зеленого листа».

      Как – то раз с большого клена

      Оторвался лист зеленый.

     И пустился вместе с ветром

     Путешествовать по свету.

     Закружилась голова

     У зеленого листа.

     Ветер нес его и нес

     Бросил только на мосту.

     В тот же миг веселый пес

     Шмыг – к зеленому листу!

     Лапой – хвать зеленый лист,

     Дескать, поиграем.

     «Не хочу», - парашютист

     Головой качает…

     Ветер вновь с листом зеленым

     Закружил над старым кленом.

     Но шалун уже устал…

     И ко мне в тетрадь упал.

     Я пишу в саду под кленом

     Стих о том листе зеленом.

-Вот сколько листьев собралось у нас. Расставьте слова по нужным падежам, выделите окончание.

    8.-Просклоняйте любое словосочетание:

зеленый лист, кленовый лист.

III.Подведение итогов.

-Посмотрите, какой материал мы подобрали с вами на уроке для нашего журнала, а ещё повторили все про имя существительное.

-Понравился ли вам урок?