Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Хабибуллина Гузалия Анваровна

    формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

        Республика Татарстан Альметьевский муниципальный район

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

        Кама-Исмагиловская начальная общеобразовательная школа

     Открытый урок по русскому языку

          ( 2 класс, учебник Рамзаева Т.Г. 2008г.)

                              По новому образовательному стандарту (ФГОС)

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                              Хабибуллина Гузалия Анваровна

                                                                              1 квалификационная категория

                                   

                                           Кама – Исмагилово 2011 г.

    Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

    Класс -  2

    Цель урока:

    Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

    Развивающие:  развивать умение подбирать проверочные слова.

    Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

    Демонстрационный материал:

    1. картинка с изображением весёлого Смайлика.

          2)  карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.

    3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»

    Оборудование: мультимедийное учебное пособие « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»; мультимедийное приложение к урокам « Уроки русского языка 1- 4 классы», ноутбок.

                                                   

                                       

               

                                          Ход урока.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

      На доске картинка с изображением весёлого Смайлика      

       - Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

       - Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

       На доске:

       – Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) 

      - Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.

    - А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

    – Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)

    - А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)

    - Закрыли учебники и пишем.

    У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.

     - А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?».

    – Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?  

      2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

         На доске записаны слова:

         ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

    - Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )

    – Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

    3. Постановка проблемы..

    – Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

    – А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).

    4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

      – Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

      - Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).

      - Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).                    

      - Давайте произнесём слово (травка).

      - Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).

      - Какой буквой будем его обозначать? (в).

      - А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).

      - Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

      - Почему? (за ним следует гласный).

     - Где находится парный согласный? ( В корне).

      - Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)

        - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

       -  Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)

      5. Чистописание.

        - А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

        б   в   г   д   ж   з

       п    ф  к  т  ш   с

      - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

        Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    1. Наблюдение над проверочными словами.

      - Отгадайте загадку. ( Показ слайда).

      - Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).

      - Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

      - Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)

      - А почему вы решили, что это слово являются  проверочным словом к слову медведь?

    (  Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)

       - Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:

            Медведь – медведи    ( На доске появляются рисунки).

       - Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).

        - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

             ? парные согласные

               Изменить слово

                         

                           

     

         -  А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:

              Ягодки  -  ягода  ( На доске появляются рисунки).

         -   Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).

         - Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).

       - Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)  

       - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

             ? парные согласные

               Изменить слово

     

                         или

                ͡     =  ͡

              согласного – гласный

                         

                           

               

               Изменить слово

                            =

              согласные – гласные

                         

                          или

               

     

       - чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный

       - нужно изменить слово

       - подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)

       - А теперь проговорите друг – другу.

        Учитель:

    Парные согласные

    Самые опасные.

    Парный в слове проверяй,

    Рядом гласный подставляй.

       - Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).

       Физминутка.

    а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.

     - Где живут медвежата? ( В лесу).

     - Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).

    б)  - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).

        - Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.

    в) – Ребята, а ещё,  какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?

    ( на северном  полюсе  ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят?  Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.

    г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.

    д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.

       Молодцы, они уснули.  

       - А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.

     

      - Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).

      - Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)

    1. Работа по учебнику на с. 170.

     - Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).

     - Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).

     - А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)

     - Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).

             ? парные согласные

               Изменить слово

                     

                        или

                     =  

             согласного – гласный

                         

                          или

               согласный звук [ н ]

                           

         - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

               ? парные согласные

     

       

      3. Работа над правилом.

      - А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне?

    ( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно).

        Вывод.

       - Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся).

       - А теперь приведите свои примеры к данному правилу.

     

     7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )

     1. Выполнение упр. 321.

     - Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.)

     - Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.

      - А теперь проверьте работу.

       Самопроверка по эталону.

      - У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

     - У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?».

      8. Включение в систему знаний, повторение.

    Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс».

    1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

        - Я сочинил стишок, вот он

             Берёзка – берёза

             Ры _ ка – лодочка

             Ло _ ка – селёдочка

             Яго _ ка – рыба

             Селё _ ка – ягода

    - Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з.

      2. – Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву

         Шила шу _ ку –

         Сшила ю _ ку,    

         Шила ша _ ку –

         Сшила та _ ку!  

         Хороша швея Наташа!

    шапочка

    юбочка

    шуба

    тапок

         

             

           

                             

         Вставь пропущенную букву.

    - Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты.

           

            Тест.

         Обведи парные согласные:

    З            Н             С               Ч               Б

        Обведи слова с парной согласной на конце:

    Кот      дом       рак         луг        нос

        Подчеркни слова, которые являются проверочными:

    Сапожек   погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

       Вставь букву:

    Д У .  

    З У .  

    М О Р О  .  

    А Р Б У  .  

           Л Е Д Н И   .  

    С У  .

      9. Рефлексия учебной деятельности.

           - Молодцы ребята,  вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

           - Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

           - Достигли ли мы этих целей?

           - Что нам помогло?

           - Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.

         

     

           

       

       ( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)

            Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок

            - А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60.

            - Урок окончен. Спасибо за работу.

                     ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ.

        Игра « Доскажи словечко»

    1.  Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).

    2.  Всё перетрут терпение и … ( труд).

    3.  Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … ( друг).

    4. Что за чудо – синий дом!

        Ребятишек много в нём.

        Носит обувь из резины

        И питается бензином! ( Автобус).

    Тест.

    1. Обведи парные согласные:

    З            Н             С               Ч               Б

    1. Обведи слова с парной согласной на конце:

    Кот      дом       рак         луг        нос

    1. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

    Сапожек   погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

    1. Вставь букву:

    Д У .  

    З У .  

    М О Р О  .  

    А Р Б У  .  

         Л Е Д Н И   .  

    С У  .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

    Самоанализ к уроку русского языка во 2 классе по теме "Проверка парных согласных в корне".

    Самоанализ к уроку русского языка по теме:Проверка парных согласных в корне" составлен в соответствии ФГОС....

    урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья . Твёрдые и мягкие согласные звуки."

    урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья. Твёрдые и мягкие согласные звуки"  вместе с изучением учебного материала позволяет учителю провести с учащимися работу по привитию навыко...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Проверка парных согласных и безударных гласных в корне"

    Урок русского языка во 2 классе по программе " Школа России" ( учебник Т.Г.Рамзаевой) проводится с целью обобщения знаний учащихся о написании проверяемых безударных гласных, парных согласных в словах...

    Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."

    Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине словаЗадачи:Обучающая:×          ...

    Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".

    Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....