Интегрированный урок русского языка и истории СПб
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Карева Ольга Петровна

Основная цель урока - учить детей применять заглавную букву в названиях городов, улиц и пр. На материале уроков истории СПб эта тема хорошо усваивается. Также к материалу привязана словарная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Употребление заглавной буквы».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний, полученных на уроках русского языка и истории СПб.

ЗАДАЧИ.

  1. ОБУЧАЮЩИЕ.

  1. Обобщить знания об употреблении заглавной буквы.
  2. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.
  3. Учить рассматривать слова с точки зрения грамматики и лексики.
  4. Обобщить и систематизировать краеведческие знания.
  5. Формировать навык работы со словарными словами.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ.

  1. Обогащать словарный запас детей, повышать их речевую культуру.
  2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, память, связную речь.
  3. Развивать умение правильно строить предложение при ответе.
  4. Формировать каллиграфические навыки учащихся.

  1. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ.

  1. Воспитывать интерес к истории и культуре родного города.
  2. Прививать интерес к предмету и учебной деятельности, любовь к родному языку.
  3. Воспитывать наблюдательность, настоичивость и терпение.
  4. Формировать навыки самостоятельной работы.
  5. Воспитывать объективное отношение к себе и окружающим.

  1. КОРРЕКЦИОНЫЕ.

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Прививать навык коллективной работы, взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Петра, картинки с изображением Петропавловской крепости (разного размера), детали моста, изображения решёток мостов, шарики со слогами, картинки из словаря словарных слов, таблички со словами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: мультимедийный комплекс (интерактивная доска).

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Русский язык – 3». М., «П.», 2005.
  2. Е.А. Быстрова, А.П.Окунева, Н.Б.Карашева «Школьный толковый словарь русского языка». СПб, «П.», 2002.
  3. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Поиграем со словами». КОГУП «Кировская областная типография», 2004.
  4. В.П.Канакина «Учусь работать самостоятельно». М., «Новая школа», 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: Яндекс-картинки.


План.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  1. Приветствие.
  2. Оформление тетради.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
  1. Чтение стихотворения о Петре I.
  2. Обобщение знаний о Санкт-Петербурге.
  3. Итог.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
  1. Каллиграфическая работа.

а) написание букв;

б) составление слов;

2) Физкультминутка.

3) Словарная работа.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
  1. Чтение стихотворения о большой букве.
  2. Выполнение упражнения.
  3. Итог.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

I.Организационный момент.

1) Приветствие.

- Встаньте. Поздоровайтесь. Садитесь. Сегодня урок необычный. Мы с вами на уроке русского языка будем вспоминать и обобщать все, что изучали на уроках истории Санкт-Петербурга. А свои выводы будем записывать в тетрадях по русскому языку.

2) Оформление тетрадей.

- Сядьте правильно, ровно. Откройте тетради по русскому языку. Отсчитайте 2 строчки, на третьей запишите сегодняшнее число. (Седьмое октября). На следующей строчке с большой буквы запишите: «Классная работа». Отложите тетради и ручки.

II. Вступительная беседа.

  1. Чтение стихотворения о Петре I.

- Давайте начнем вспоминать историю нашего города с самого начала.

- Послушайте стихотворение:

Жил давно в Росси царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот удалец? (Петр I)

- Посмотрите на портрет Петра I.

2) Обобщение знаний о Санкт-Петербурге.

- Чем знаменит этот царь? (Основал Санкт-Петербург). Почему город так назван? (В честь святого апостола Петра). Какое строение стало первым? (Петропавловская крепость). Где находится эта крепость? (На Заячьем острове). Перед вами на доске четыре крепости. Если вы расставите их от большей картинки к меньшей, то узнаете год основания нашего города. (1703).

3) Итог. Вспомнили основателя нашего города и год основания Санкт-Петербурга.

III. Закрепление правописания большой буквы.

  1. Каллиграфическая работа.

- Всем известно, что наш город славится большим количеством рек и каналов. Давайте подумаем, как перебраться с одного берега на другой? Отгадайте загадку:

Чтоб преграду одолеть,

Чтобы вовремя поспеть,

Чтобы речку обмануть,

Через нее перешагнуть

Мастер так решил вопрос:

Он через речку сделал … (мост)

- Посмотрите на картинку. Какие мосты в нашем городе вы знаете? (Аничков, Казанский, Зелёный).  Знаете ли вы, что мост – это очень сложная конструкция, состоящая из множества отдельных частей? Послушайте стихотворение и внимательно рассмотрите картинку:

Есть опоры, чтоб стоять,

Есть пролеты, чтоб держать.

Есть решетки, чтобы в воду

Не свалиться пешеходу.

- Из каких частей состоит мост? Назовите. (Опоры, пролёты, решётка).

а) написание букв.

- Решетки у мостов бывают разные, с разным рисунком. Что только не увидишь в их изображении. Посмотрите, какую решетку нарисовала я. В ее рисунке «запутались» буквы. Найдите их и назовите. (а, и, у, М). Запишем эти буквы в тетрадь – красиво и аккуратно.

Строчная буква «а»: пишем овал, присоединяем наклонную палочку с закруглением внизу.

Строчная буква «и»: пишем наклонную палочку с закруглением внизу, присоединяем к ней еще одну.

Строчная буква «у»: пишем наклонную палочку с закруглением внизу и присоединяем палочку с петелькой.

Заглавная буква «М»: пишем наклонную палочку с закруглением влево и присоединяем две палочки с закруглением внизу.

а и у М.

- Посмотрите на эти буквы. Чем они похожи? (У них есть общий элемент – наклонная палочка с закруглением внизу). Как вы думаете, какая из этих букв лишняя и почему?  ( Буква «М», потому что она согласная и заглавная).

- Для чего нужна заглавная буква? (Чтобы обозначать начало предложения, писать имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных).  

б) составление слов.

- Посмотрите на доску. Какой-то весельчак отпустил шарики. Шарики не простые, в них зашифрованы слова. Соедините шарики по цветам и узнаете названия рек нашего города. Какие названия у вас получились, прочитайте. (Нева, Фонтанка, Мойка). Где протекают эти реки? (В Санкт-Петербурге). Найдите их на карте. (Нева – главная река нашего города, Мойка и Фонтанка пересекаются с Невским проспектом).

- Давайте запишем названия рек в тетрадях. С какой буквы мы напишем названия рек? (С большой). С какой буквы напишем слово «река»? ( С маленькой). Почему? (Потому что рек много, а название – у каждой реки свое).

- С какой буквы начнем предложение? (Первое слово – с большой буквы, названия рек – с большой буквы, все остальное с маленькой и через запятую: Река Нева, река Фонтанка, река Мойка). 

2) Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем.

Руки в стороны – в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

3) Словарная работа.

- Перед вами на доске картинки и словами. Соедините правильно слова с картинками. Выберите правильный вариант написания слов. Лишние буквы мы зачеркнём.

Горо(д, т). (Напишем «город»). - Какие вы знаете города? (Москва, Гатчина, Санкт-Петербург). В каком городе мы с вами живем? (Мы живем в Санкт-Петербурге). Запишите в тетрадях: «Город Санкт-Петербург». С какой буквы начнете предложение? (С большой). С какой буквы напишете название города? (С большой). В слове «город» поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.  

Заво(д, т). (Напишем «завод»). Что такое завод? (Предприятие, где что-то производят). Какие заводы находятся в Санкт-Петербурге? (Кировский, Балтийский). С какой буквы напишете название завода? (С большой). С какой буквы напишете слово «завод»? (С маленькой). В слове «завод» поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Д, т)орога. (Напишем «дорога»). Как вы понимаете слово? (Это полоса для движения). Какие бывают дороги? (Длинные, короткие, широкие, узкие, асфальтированные, лесные). Какая дорога проходит рядом с нашей школой? (Московский проспект). Почему называется «проспект»? (Потому что большая и широкая дорога в городе). Обратите внимание на слово «проспект», оно достаточно сложное. Внимательно перепишите его с доски. После слова «дорога» не забудьте поставить знак «тире».

В тетрадях : Город Санкт-Петербург, Кировский завод, дорога – Московский проспект.

Итог. – Мы с вами записали словарные слова, написание которых нужно запомнить.

IV. Работа с текстом.

  1. Чтение стихотворения о большой букве.

- Послушайте стихотворение:

Буква необычно выросла вдруг,

выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги –

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Ставится в слово не зря и не просто

буква такого высокого роста!

Ставится буква у строчки вначале –

чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

в букве большой – уважения знак!

- О чем стихотворение? (О большой букве). Для чего нужна большая буква? (Чтобы обозначать начало предложения и писать имена собственные). Давайте вспомним и обобщим правило написания большой буквы в словах.

Большая буква пишется в начале предложения, в названиях городов, рек, улиц, именах людей и кличках животных.

2) Составление рассказа.

- Сегодня на уроке мы говорим о нашем городе, о реках, улицах, заводах. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. У вас на партах лежат карточки с предложениями. Если вы их правильно разложите, у вас получится небольшой рассказ.

3) Чтение составленных рассказов учениками.

Сейчас каждый из вас прочитает рассказ, который у него получился. А остальные будут слушать и оценивать. (Мы живем в городе Санкт-Петербурге. Я живу на улице…. . Наша школа находится на Московском проспекте. Недалеко от нас находится город Пушкин.)

  1. Написание рассказа в тетради.

 Вспомните правила написания предложений, правила употребления большой буквы. Выполните упражнение письменно. Подчеркните большую букву в начале предложения и в названиях.

  1. Итог.

- У всех вас получились небольшие рассказы о вашем месте жительства. Каждый из вас вспомнил название улицы, на которой вы живете, название города, адрес нашей школы.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Вы сегодня хорошо потрудились, много вспомнили и повторили. В награду за старания я хочу подарить вам один из символов Петербурга – кораблик. Где мы его можем увидеть? (На шпиле Адмиралтейства).

- Наш урок окончен. Всем спасибо.

Приложения

Мы живем в городе Санкт-Петербурге.

Недалеко от нас находится город Пушкин.

Наша школа находится на Московском проспекте.

Я живу на улице Варшавской.

Я живу на Ленинском проспекте.

Я живу на улице Взлётной.

Я живу на Московском проспекте.

Я живу на проспекте Космонавтов.

Я живу на Московском шоссе.

Я живу на проспекте Юрия Гагарина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....