Урок по теме: "Общие сведения о личных местоимениях"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Открытый урок был дан врамках проведения аттестации на высшую категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_obshchie_svedeniya_o_lichnyh_mestoimeniyah.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбновская средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Открытый урок по русскому языку.
4 класс 3 четверть.
Тема: «Общие сведения о личных местоимениях».
учитель Сташкевич О.М.
2008 – 2009 уч.год.
Цель:
- Формирование умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять.
- Формирование умений пользоваться личными местоимениями.
- Формирование умения распознавать местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
Задачи:
- Познакомить с ролью местоимений в речи.
- Познакомить с особенностями местоимений.
- Развитие навыков орфографической зоркости.
Оборудование:
- Напечатанный на каждого учащегося текст про дятла.
- Напечатанный на каждого учащегося тест «Общие сведения о личных местоимениях».
- Бланк таблицы «Личные местоимения» для каждого учащегося.
- Сигнал-схема.
5. Карточки для задания «Какое местоимение так изменяется?»
1. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся прочитать наизусть стихотворение Ф. Васильева.
Учащиеся читают стихотворение:
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,то рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полёт.
Учитель:
- Думаю, что вы прислушаетесь к совету поэта – быть внимательным к словам русского языка.
2. Орфографическая минутка.
Учитель предлагает учащимся записать сегодняшнее число.
-Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Разберите предложение по членам предложения.
Лебе...ь выт..нул длинную шею и поплыл (в)к...мыши.
3. Введение в тему.
Учитель раздаёт детям напечатанный на листочках текст.
- Сейчас мы попробуем себя в роли редакторов. Прочитайте текст. О какой птице вы прочитали? Относится ли эта птица к зимующим?
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.
-Всё ли вам в этом тексте понравилось?
(Нет, в каждом предложении повторяется слово дятел.)
-Как быть?
(Заменить его другим словом, например птица.)
-Прочитайте текст, заменив каждое слово дятел словом птица.
Учащиеся читают текст, заменяя слова.
- Нравится вам новый текст?
(Нет, он непонятен.)
-Что же нам делать? Попробуйте заменить слово дятел в некоторых предложениях словом птица, а в некоторых предложениях другими словами он и у него.
Учащиеся читают текст.
-Нравится ли вам текст сейчас? (Да, сейчас текст лучше.)
Вы хорошо справились с работой редакторов.
4. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи.
На доске запись: дятел – он, у дятла – у него.
-Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Кто? - дятел; кто? - он; у кого? - у дятла; у кого? - у него.)
-Что мы видим? (Вопросы одинаковые.)
-Что обозначает имя существительное? (Предмет.)
-Слова он, у него обозначают предмет? (Нет. Эти слова указывают на предмет.)
-Вместо какой части речи мы употребили слова он, у него? (Вместо имени существительного.)
-Кто знает, как называются такие слова? (Местоимениями.)
Как названье дать словам: я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько, этот, тот, такой и столько,
Наш и ваш, и мой, и твой, их, его, её и свой?
- Это, без сомнения, все местоимения!
Учитель вывешивает на доску сигнал-схему:
М - имя
-Итак, местоимение – это часть речи, которое не называет предмет, а указывает на него.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с личными местоимениями. Это и будет темой нашего урока.
Запишите название темы у себя в тетрадях.
5.Работа по теме урока.
1) Знакомство с местоимениями.
-Ребята, местоимения бывают единственного числа и множественного числа. Они относятся к 1-му лицу, ко 2-му лицу и к 3-му лицу. У каждого на парте лежит таблица. Давайте попробуем её заполнить.
Образец заполненной таблицы.
ЛИЦО | ЧИСЛО | |
единственное | множественное | |
1-е | Я | МЫ |
2-е | ТЫ | ВЫ |
3-е | ОН (м.р.), ОНА (ж.р.), ОНО (ср.р.) | ОНИ |
- Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я).
-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы).
-Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты).
-К нескольким лицам? (Вы).
-Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о ком- либо или о чём-либо? (Он, она, оно, они.)
-Обратите внимание, у местоимений ОН, ОНА, ОНО мы можем определить род.
-Поменяйтесь таблицами и проверьте, верно ли они заполнены, а для этого откройте свои учебники на стр.29.
2) Задание «Найди местоимение».
На доске написаны слова: семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый.
-Найдите местоимения в этих словах. Какого числа эти местоимения и к какому лицу они относятся?
Учащиеся выходят к доске и подчёркивают в словах местоимения.
-Какие местоимения вы не нашли в этих словах. (ОНИ, ОНО).
3) Физкультминутка.
Мы работали отлично,отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!
-Скажите, а какое личное местоимение прозвучало в нашей физкультминутке? (Мы).
4) Задание «Найди четвёртое лишнее».
- Прочитайте, найдите в каждой строчке четвёртое лишнее слово.
На доске запись:
1) я, яма, ты, он 3) Ока, окно, оно, око
2) мы, вы, ты, они 4) он, она, они, оно
- Спишите слова без лишних. Укажите лицо и число местоимений.
5) Задание «Подумай и отгадай».
Учитель предлагает учащимся устно ответить на вопросы:
- Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы).
- Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь).
- Первый слог - личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик).
6) Задание «Какое местоимение так изменяется?»
- Личные местоимения, как и существительные, изменяются и употребляются с предлогами. Более подробно мы познакомимся с этим на следующих уроках, а сейчас попробуйте догадаться, какое местоимение так изменилось.
Учащимся раздаются карточки с заданием (работа в группах):
- У него, к нему, его, с ним, о нём - .......( л., ч.)
- К вам, с вами, для вас, о вас - ........( л., ч.)
- Для меня, ко мне, меня, со мной, обо мне - .......( л., ч.)
- Тебя, к тебе, у тебя, с тобой - .......( л., ч.)
7) Работа с дидактическим материалом.
- Откройте книги на стр.109, упр.1. (Учащиеся списывают текст, вставляют подходящее по смыслу местоимение).
6. Проверочная работа. Тест «Общие сведения о личных местоимениях».
-Пришло время проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока? Давайте ответим на вопросы теста. (Тест на парте у каждого учащегося).
- Какое личное местоимение указывает на того, кто говорит о себе?
а) я б) оно в) ты
- Каким местоимением можно заменить существительное коллекция?
а) он б) она в) оно
- Прочитай текст. Какое существительное автор заменил выделенным местоимением?
Через леса, через поля, через шумные города в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, они остановились на отдых.
( По Соколову-Микитову)
а) леса б) города в) журавли
- Ученик подчёркивал в тексте личные местоимения. Где он ошибся?
а) К морю опять он подходит,
У моря бесёнка находит.
б) Кабы я была царица,-
Говорит одна девица.
в) Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна.
5. Прочитай предложения. Какое местоимение ты поставишь во второе предложение?
Вечером Ваня накопал червяков. Рано утром ... отправился на рыбалку.
а) я б) он в) ты
- Продолжи фразу: «Личные местоимения не называют предмет, а только ...»
а) описывают его; б) выделяют его; в) указывают на него.
7. Словарно-орфографическая работа.
1) Упражнение «Какие это слова?».
- К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово.
ВРН (ворона) ВРБЙ (воробей)
СРК (сорока) ПТХ (петух)
2) Диктант.
Саша нашёл птенца дятла и принёс его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Мальчик дал ему старый валенок. Птенец забрался в валенок и уснул.
-Понравился ли вам текст? Устраивает ли вас содержание текста?
(Нет, Саша не стоило приносить птенца домой.)
-Найдите в этом тексте личное местоимение, подчеркните.
8. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).
9. Домашнее задание.
Стр. 31, упр.№10.
10. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся ещё раз прочитать стихотворение Ф. Васильева с которого был начат урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе "Личные местоимения"
Конспект урока русского языка по учебнику "Русский язык 3 класс" Авторы: Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М. Цели урока: ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указы...
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...
Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".
Конспект урока по русскому языкув 4 классе.Тема: Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами.подготовилаучитель начальной школыКушулинская Наталья Фёдоровна...
конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"
конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"...
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....
Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".
Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...
Урок русского языка, 4 класс. Тема: "Личные местоимения. Роль местоимений в речи".
Конспект урока по теме....