урок русского языка "Непроизносимые согласные" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок разработан с использованием игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_neproiznosimye_soglasnye_3_klass.doc | 145 КБ |
urok_russkogo_yazyka_neproiznosimye_soglasnye.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Фролова Марина Ивановна_ МОУ «Емельяновская СОШ»
Класс: ___3_____________. 3. Предмет: русский язык.
Тема урока | Слова с непроизносимыми согласными |
Место и роль урока в изучаемой теме | первый урок по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» |
Цели урока | Образовательные: познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу. |
Компетенции: | Учащиеся должны знать: – правила правописания слов с изученными орфограммами; Учащиеся должны уметь: – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – правильно списывать слова, предложения, проверять написанное; - заменять слова синонимами; - работать в группах; - вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи. |
Оборудование | компьютер, проектор, экран, сигнализаторы для осуществления обратной связи, опорные таблицы, карточки. |
Формы работы: | индивидуальная; фронтальная, групповая, самостоятельная |
Методы: | словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый |
Форма обучения | урок - практикум |
Виды речевой деятельности | слушание, говорение, письмо, чтение |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организа-ционный момент | Чтение стихотворения. Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки! Есть у нас девиз такой, Все, что надо, под рукой! | Проверить готовность к уроку, настроиться на работу. | Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. |
Введение в урок | Ой, ребята случилось что-то страшное. Пропали все наши учебники. А как же нам изучить новую тему? Смотрите, на доске, висит какой - то конверт…. В нём диск. Давайте, посмотрим, что здесь такое. Вставим диск в компьютер. (1 слайд) Кто это? Это Кикимора-непогодушка. Смотрите послание от неё. «Сегодня я проведу у вас урок. Я предлагаю вам несколько заданий. Справитесь с ними – отдам вам ваши учебники, не справитесь не видать вам их больше никогда. Ну, что, попутешествуем? Кикимора- непогодушка» | Заинтересовать детей. Включение учеников в активную работу. Мотивация. | -Что же нам делать? -А сможете ли вы справиться? -Как нам надо работать, чтобы выполнить все задания? | -Выполнить задания и вернуть учебники. -Конечно. -Дружно, активно, старательно. |
Чистопи-сание
| 1.На экране(2 слайд) Б К Х М В Д Т Н З С Ц В Первое испытание на внимание. Найдите в столбике лишнюю букву. 2.Записать буквы лдтв влдт
| (коррекция внимания и мыслительных операций) | -Найдите в столбике лишнюю букву. -Что общего у них? - Как такие буквы называются, вы должны узнать на уроке. | -Л буква, которая обозначает согл., непарн, звук звон., 2- Д-звон., парн., 3 – Т- глухой, парный, В- звонкий, парный) (Л,Д,Т,В) Предположения детей. |
. Актуали-зация и пробное учебное действие. | (3 слайд) «Я люблю, когда на улице ненасный день. Сонцэ не светит. Ужасна грусна кругом. Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их. Проверка выполненной работы. Отчёт. | Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Наблюдение за работой Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их. Проверим, как вы справились с заданием. - Транскрипция слова была одна. А как вы написали слова? - Какой возникает вопрос? фиксирует на доске знак вопроса. | По группам выполняют задание. Группы предъявляют записи - По-разному. Одни написали буквы «т», «л», другие – нет. - Кто из вас прав? Как писать? (учебная проблема как вопрос) |
Выявле-ние причины затрудне-ния. | 1.Работа со словарём. 2.Выявление проблемы. | - Ребята, когда вы не знаете, как писать, куда надо обратиться? - Заглянем в словарь. (с.79) - Кто же был прав? - А почему многие ошиблись и написали без буквы «т», «л»? - Прочитаем транскрипцию. - Произносится звуки «т», «л»? - Значит они какие? - Гласный или согласный? - Значит, что мы сейчас нового узнали? | - Правильно надо писать «солнце»,
- Тот, кто написал с буквой «т»-ненастный, грустный. - с буквой «Л» -солнце «Т» не было в транскрипции. Читают хором. - Не произносятся - Непроизносимые - Согласный - Бывают согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Они называются Непроизносимыми. | |
Тема урока | Определение темы урока |
| - Кто догадался, какую тему мы начинаем изучать сегодня? - Верно (фиксирует темы на доске) | «непроизносимые» |
Постановка задач. | формулирование каждым учеником собственной цели в предстоящей учебной деятельности | - Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке? Модельный ответ: · Повторить · Узнать · Научиться
| - Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов. - Узнать о новой орфограмме в корне слова. - Научиться применять полученные знания | |
Этап построе-ния проекта выхода из затрудне-ния | Предположения детей по проверке непроизносимых согласных. | Формулировка темы урока Формулировка цели урока Формулировка способа действия
| В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки в русском языке называются непроизносимыми. Как же проверить слова с непроизносимыми согласными? | Предположение детей (на основании знаний орфограмм корня) -Подобрать проверочное слово так, чтобы непроизносимая гласная стала произносимой (слышалась ясно) |
Проверка гипотезы | (4 слайд)Объяснение правописания слов на экране. «со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» Вывести правило проверки непроизносимой согласной. | Выбор средств для построения нового знания Составление алгоритма | - Давайте попробуем объяснить правописание слов на экране. «со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» - Что надо сделать со словом солнце? - Найдите такое слово. - Кто подобрал другое слово? - Запишите в тетрадь: Солнышко – солнце, Выведем правило проверки непроизносимой согласной. - Какая пара слов лишняя? - Почему? - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен. Солнышко Солнечный | |
Составле-ние алгорит-ма проверки непроиз-носимого соглас-ного | Совместное составление алгоритма.
Проверь написание и обозначь орфограмму | Помогает детям вывести алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова. | выводят алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова. | |
Этап реализации построенного проекта: | (5 слайд) «Раз вы такие догадливые – дам вам небольшую подсказку как их проверить». Стихотворение-правило. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтобы знать, как писать Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать. | Познакомиться со стихотворением –правилом для лучшего запоминания способа проверки. | Знакомит со стихотворением. | Стараются запомнить стихотворение. |
Первич-ное закрепле-ние с прогова-риванием во внешней речи. ИГРА «Забей мяч в ворота». | (6 слайд) «А умеете ли вы играть в футбол? 1. Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В работе проверить можешь сам Своё внимание к словам».
ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ 2.Правило проверки. 3.Слова, где согласная не пишется. | Первичное закрепление Использование алгоритма. Проговаривание во внешней речи | - Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов. Какие мячики, не попали ни в какие ворота? Почему? ( интересный, прекрасный, опасный, так как Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласный. Вспомним стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными: |
Объясняют выбор слов по алгоритму -Интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтоб знать, как написать Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. |
ФИЗМИНУТКА | Поработали отлично Отдохнуть пора сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс. | Тренировка в определении слов с непроизносимой согласной. | Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем. Грустный, радостный, несчастный, Опасный, прелестный, прекрасный, Тесный, злостный, вкусный, чудесный, Неизвестный, местный, честный. | Если в слове пишется непроизносимая согласная - хлопают, а если нет - приседают. |
Самосто-ятельная работа с самопро-веркой и взаимо-проверкой по эталону. | (7 слайд) «Получите карточки и выполните задание, если сможете». Словарная работа КАРТОЧКИ. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная. Затем взаимопроверка: Отчёт о проверке. Повторение способа проверки. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия Самопроверка учащимися своих решений по эталону Создание ситуации успеха для каждого |
Раз, два, три, четыре Начинается игра. Вы теперь не просто дети. Вы теперь – учителя. - К какому слову не смогли подобрать проверочное слово? Это словарное слово, его написание надо запомнить или проверять по словарю. | -Выполнение заданий: подбирают близкие по значению слова, по алгоритму проверяют написание слов с непроверяемыми согласными Лестница Запись слова «лестница» |
Творчес-кое задание | (8 слайд) « А сейчас, творческое задание. Нужно «пошевелить мозгами». Разбейтесь на группы. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными». Проверка выполненного задания. | Связь нового способа действия с ранее изученными. Тренировка ранее сформированных умений.
| -Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения. | Записывают предложения, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными». |
Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке | (Слайд 9) «Последнее испытание. Вспомните изученный на уроке материал». Проверка усвоенного материала. Самооценка деятельности на уроке. В дверь входит наряженный в Кикимору ученик и возвращает учебники «Молодцы, ребята, вы достойно справились со всеми заданиями и заслужили похвалы. Я возвращаю вам учебники и надеюсь, что они помогут вам в изучении русского языка». | Рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | Вспомним, какие буквы мы писали на чистописании? Почему именно их? С какой орфограммой мы познакомились? Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный | -лтдн -Они могут быть на месте непроизносимых согласных в корне слова. - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.
-Спасибо. |
Домаш-нее задание: | Обязательная часть №52 с.26 Творческое задание – Написать пословицы со словами, содержащими непроизносимые согласные в корне слова. | Закрепить изученный материал. Развивать мышление, речь. | Объясняет задание. | Вопросы по выполнению, если будут. |
-
Приложение №1.
Любящий повелевать, приветствие при встрече, окружающее пространство имеющий отношение к звездам, печальный рассказ, шумное торжество хмурые дни, яркое светило, центральный орган кровообращения приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз. | Влас..ный Здра..ствуй Мес..ность Звёз...ный Грус..ный Праз..ник Ненас..ные Со..нце Сер..це Лес..ница |
Приложение №2.
Группа №1. |
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья. |
ненастные |
поздней |
яростный |
радостное |
чудесная |
Группа № 2. |
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо. |
красные |
безобразной |
прекрасное |
звездное |
Группа № 3. |
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы. |
небесный |
здравствуй |
напрасно |
солнце |
вестники |
Приложение № 3.
Лист самооценки | |||
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми | |||
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов решал орфографические задачи, используя памятки | |||
Знаю словарные слова | |||
В паре помогал составлять предложение | |||
Внимательно слушал учителя, одноклассников | |||
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сегодня я проведу у вас урок. Я предлагаю вам несколько заданий. Справитесь с ними – отдам вам ваши учебники, не справитесь не видать вам их больше никогда. Ну, что, попутешествуем? Кикимора- непогодушка»
Первое испытание. Б К Х М В Д Т Н З С Ц В Л Ф Ч Р Найдите в столбике лишнюю букву.
Испытание второе. «Я люблю когда на улице ненасный день. Сонцэ не светит. Ужасна грусна кругом. Расшифровать транскрипцию слов и записать их.
«со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» Расшифровать транскрипцию слов и записать их. Вывести правило проверки непроизносимой согласной.
Алгоритм Произнести слово Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно. Напиши слово Проверь написание и обозначь орфограмму
«Раз вы такие догадливые – дам вам небольшую подсказку как их проверить». Стихотворение-правило. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтобы знать, как писать Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.
«А умеете ли вы играть в футбол?» Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В работе проверить можешь сам Своё внимание к словам.» ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ Т Д
Физкультминутка Поработали отлично Отдохнуть пора сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
«Получите карточки и выполните задание, если сможете». Словарная работа КАРТОЧКИ Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.
« А сейчас, творческое задание. Нужно «пошевелить мозгами». Разбейтесь на группы. У каждой группы на карточках даны предложения. «Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными».
«Последнее испытание. Вспомните изученный на уроке материал.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение алфавита....