Урок русского языка на тему: "Род имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка. Тема урока "Род имен существительных" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx355.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имён существительных.

Цель: научиться определять род имён существительных.

Задачи:    

  1. повторить признаки имен существительных;
  2. формировать умения определять род имен существительных путем подстановки личного местоимения;
  3. развивать орфографические навыки;
  4. развивать внимание, мышление ( анализ, классификацию, обобщение);
  5. развивать связную устную речь учащихся;
  6.  формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

     Любознательные дети

    Знать хотят про всё на свете! Садитесь.

  Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

        Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, красиво запишите число и классная работа:

Восьмое февраля.

Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

Посмотрите на доску.

Вы видите узор из букв. Какие буквы спрятались в узоре?

ю в б д н о

Запишите буквы на первой строчке.

На какие две группы можно разделить эти буквы?

Какая буква лишняя? Почему?

Какой звук обозначает? Сколько звуков? Когда? Прочитайте предложение:

Зимняя       д_ро_ка          бл_стела     на        со_нце.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, и определите части речи, выделите основу предложения.

Подлежащее, какой частью речи выражено? Существительное в предложение ещё может быть, каким членом предложения?

(У доски работает …..)

  1. Словарная работа + гимнастика для глаз

Не  водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте новое словарное слово.

1

2

3

4

5

6

7

а

а

г

м

и

з

н

Правильно, «магазин». Что такое магазин? Магазин – помещение, в котором ведут торговлю.

Далее спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы:

ворона, месяц, малина, герой, народ, обед, ягода, болото, сапоги, молоко.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какое слово лишнее? Ответ обоснуйте.

(сапоги – существительное во мн. ч.)

3.  Повторение.

- На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?

(1 группа – месяц, малина, обед, ягода, аптека, дорога, картина, аллея, болото, молоко, отвечают на вопрос ЧТО?- неодушевленные;

2 группа – герой, народ, ворона, отвечают на вопрос КТО? - одушевленные?)

Что мы уже знаем об имени существительном?

Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

(В результате на доске появляется следующая схема)

Имя существительное –

часть речи

кто? что?

предмет

 

одушевленное

неодушевленное

собственное

нарицательное

число

 ?

единственное

множественное

  1. Постановка учебной задачи.

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.

(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)

Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

  1. Изучение нового материала.

Грамматическая сказка.

 

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

 

На какие три группы делятся имена существительные?

(Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.)

(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)

род

мужской

женский

средний

 

Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (плакат):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

с. 19 правило (заучить, привести свои примеры)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Закрепление изученного.

А) Пользуясь секретом королевы, выполним упр. 404 (10 слов у доки, 10 слов самостоятельно, взаимопроверка)

м.р.

ж.р.

ср. р.

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

Б)  Возьмите листочки и самостоятельно выполните задания на листочках. Поставьте знак «+» у существительных.

В) Работа в парах. Подпишите картинку и соедините название с родом.

                                                                                                                                   М.Р.               

          Ж.Р.            

           СР.Р.          

                               

                                               

        8. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали об имени существительном?

- Какого рода бывают существительные?

- Назовите слова – подсказки.

Самооценка учащимися своей деятельности:

  1. Пока испытываю трудности.
  2. Хорошо, но могу лучше.
  3. Хочу знать больше.

9.Д.З. с.19 правило, упр. 405

Дополнительно

Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они м.р., то встают мальчики.  Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встаёт никто.  

(Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.)