Открытый урок "Образование слов при помощи суффиксов"
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Битель Ирина Владимировна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc21 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_na_urok.doc340 КБ
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока

        Считаю, что цели урока достигнуты. Урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями, так как при подборе учебного материала учитывала психологические особенности детей и применяла дифференцированный подход.

        Положительные результаты урока обеспечили:

- смена одного вида деятельности другим (фронтальные беседы, работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа);

- разнообразные приемы, поддерживающие у детей интерес к учебе;

- доброжелательная обстановка на уроке, постоянная готовность детей помочь другу, способствующие активизации их мыслительной деятельности;

- рациональное распределение времени на уроке.

        Оборудование урока и наглядность были подобраны удачно.



Предварительный просмотр:

Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «агода», которое затем превратилось в  «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».

        Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от  «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).

        

Задание 1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

        Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.

        Не с каждого цв…[т]ка  яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.

        С одной яг…[т]ки сыт не будешь.

        Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.

Задание 2.

Одного поля ягода                       Это ещё ничего, дальше будет хуже

Это цветочки, а ягодки                 Поведение одного человека похоже на

будут впереди                                поведение и поступки другого

Запретный плод                             Находится под запретом, вызывает  

                                                                   повышенный интерес              

Приложение №1


Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4


Приложение №5



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  УРОКА

Предмет, класс:  Русский язык , 2 класс «А»

Тема урока:   Образование слов при помощи

                         суффиксов

Программа:  УМК под ред. Н.Ф. Виноградовой

                        «Начальная школа XXI века»

Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ №27 Сормовского района г. Н.Новгорода

Битель Ирина Владимировна

Педагогический стаж 17 лет

Стаж работы учителем начальных классов 16 лет

Дата выполнения: ноябрь 2011 г.

Тема урока: Образование слов при помощи суффиксов

Цель урока:

1. Образовательная – познакомить с новыми суффиксами, ввести термин «суффиксальный способ» образования слов; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.

2. Воспитательная – привитие детям любви к родному языку, умение владеть им, совершенствовать свои знания.

3. Развивающая – расширение словаря учащегося, знакомство с новыми словами; развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

- Русский язык (учебник для 2 класса нач. школы в 2-х частях ч.1 С.В.Иванов)

- записи на доске;

- магнитофон;

- кроссворд;

- карточки со словарным словом;

- рисунки «ягоды», «куст ягоды»;

- карточка с упражнением по чистописанию.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного
  3. Чистописание
  4. Словарно-орфографическая работа
  5. Изучение нового материала
  6. Закрепление нового материала
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Организационный момент

-Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Посмотрите на меня. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать что-то новое)

Повторение изученного

        - Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «Классная работа» (я говорю и показываю на доске)

        - Прочитайте написанные на доске слова: (один ученик читает вслух)

                                дорога

                                ворона

                                собака

                                работа

        - Напишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма)

        - Найдите в данных словах общее (Данные слова – имя существительное, словарные слова, ударение на 2 слоге, по 3 слога, во всех словах имеются только твердые согласные)

Минутка чистописания

         - Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему минутки чистописания.

(работа – безударный гласный «а». Значит, мы будем писать на минутке чистописания букву «а»)

        - Определите порядок следования букв в данном ряду:

абп   авф   агк   а….

(строчная «а» чередуется с буквами, обозначающие парные согласные звуки)

         - Назовите все парные согласные. Напишите этот ряд букв до конца строки, ориентируясь на алфавит или ленту памяти.

(Дети пишут. Карточку с упражнением по чистописанию даю Хореву, Шишканову, Новикову. Напоминаю о правильной посадке)

Словарно-орфографическая работа

         - Приготовила задание, это кроссворд. Вы должны вписать в квадратики 5 слов по горизонтали и легко прочитаете зашифрованное слово по вертикали. Это новое словарное слово,  с которым мы познакомимся на уроке. ( На парте у каждого ученика кроссворд)(Приложение №1).

        - Какое получилось слово? (ягода, вывешиваю карточку со словом ягода)

        - Какие ягоды вы знаете?  (малины, черники, ежевики, клюквы, брусники, голубики, смородины, клубники, земляники, винограда, вишни, черешни, крыжовника, рябины, калины, облепихи, барбариса, кизила, боярышника, морошки, жимолости, арбуза …) Самая крупная ягода – арбуз. Вывешиваю на доску рисунок «ягоды».

        - Как вы понимаете слово «ягода»? (Это плод).

        - Какой это плод? (сочный, небольшой …)

        - Где растут ягоды? (кустарники, полукустарники, трава)

        - Скажите полностью, что такое ягода? (ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах)

        - Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря)

        - У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем.

Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «агода», которое затем превратилось в  «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».

        Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от  «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).

        

        - Прочитаем слово «ягода» орфографически. Как это? (читаю, четко проговаривая каждый звук)

        - Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? (читаю так, как говорю)

        - Различается ли произношение и написание? (да)

        - К какой части речи относится словарное слово? (это имя существительное)

        - Запишите слово «ягода» в тетрадь и в словарик. (пишу на доске слово)

        - Поставьте ударение.

        - Определите трудность его написания. (непроверяемый безударный гласный «о»)

        - Запомнить написание этого слова нам поможет карточка. (показ, Приложение №2)

        - Что изображено на рисунке? (год)

        - Повторяем несколько раз: год, год, год … (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам)

        - Какое слово поможет запомнить написание слова «ягода». (год)

        - Составим словосочетания со словом «ягода». (ягодный месяц, недозрелая, ароматная, душистая, красная, сушеная, ранняя, последняя … )

        -Придумайте предложения с этим словом. (Арбуз - это самая большая ягода. Дети отправились в лес за ягодами).

Физкультминутка «Ягода».

        Вот так ягода!

Она соку сладкого полна.

Руку протяните,

Ягоду сорвите.

Стал ветер веточку качать.

И трудно ягодку достать

Присяду, руку протяну

И быстро ягоду сорву.

Ах, какая ягода!

        - Со словом ягода имеется довольно много пословиц.

        Выполним задание 1 на карточке. Прочитаем пословицы.

        Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.

        Не с каждого цв…[т]ка  яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.

        С одной яг…[т]ки сыт не будешь.

        Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.

Вставьте пропущенные буквы. Спишите одну понравившуюся из пословиц (кто сможет – две).

Проверка выполненной работы. Объяснение написания орфограмм и смысла пословиц.

Со словом ягода есть и фразеологизмы. Задание 2. В левой стороне написаны фразеологические обороты, в правой – значения данных оборотов, но не по порядку. Объясните значение – соединив стрелками.

Одного поля ягода                       Это ещё ничего, дальше будет хуже

Это цветочки, а ягодки                 Поведение одного человека похоже на

будут впереди                                поведение и поступки другого

Запретный плод                             Находится под запретом, вызывает  

                                                         повышенный интерес                        

        Проверка.

Изучение нового материала

Найдите однокоренные слова в задании 2. Запишем в тетрадь (ученик у доски).

Ягода, ягодка, ягодина, ягодный, ягодник, ягодница. (Приложение №3)

- Так мы называем маленькую ягоду. Как же это слово образовалось? (-к-)

- Я надела увеличительные очки и вижу не ягоду, а …. (ягодина)

- Как мы назовем куст ягоды? (ягодный)

- Место где растут, выращиваются ягоды (ягодник)

- Как мы назовем сборщика ягод или продавца (разг.) (ягодница)

        (В словах выделяем только суффиксы).

        - Для чего же служат суффиксы? Прочитайте вслух написанные на доске слова. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.  (Образование слов при помощи суффиксов)

- Все слова образовали при помощи суффиксов. А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?

-  Сегодня мы продолжим разговор о суффиксах и будем образовывать слова суффиксальным способом.

Физкультминутка

- подготовим пальчики к работе

1,2,3,4,5

Вышли пальцы погулять

- этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой;

- этот пальчик для того ….

Чтоб показывать его;

- этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине;

- этот пальчик безымянный

Он избалованный самый;

- а мизинчик хоть и мал

Очень ловок и удал.

Работа по учебнику

- Учебник страничка 120. Прочитаем правило.

Закрепление материала

- Страничка 120, упр. 2. (по вариантам)

1 вариант                                                      2 вариант

Голос + ист = голосистый                      Серебро + ист = серебристый

Дети + ск = детский                                Февраль + ск = февральский

Сад + ов = садовый                                 Береза + ов = березовый

Коллективная проверка

- Страничка 121, упр. 5 (работа в паре)

Дружить + б = дружба

Ходить + б = ходьба

Косить + б = косьба

Стрелять + б = стрельба

(Приложение №4, №5)

Домашнее задание

- Страница 121, упр. 6, правило

Рефлексия

Раздаю листочки «Оцени себя». Включаю музыку.

Оцени себя

И понял, и помог

Понял

Старался понять

Напрасно

Кого из одноклассников тебе было интереснее всего слушать?____________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты потрудился на уроке?____

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;           2. развивать навык выделять суффикс графически...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...