Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п’].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 специальном (коррекционном классе) V вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_p.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 специальном (коррекционном) классе V вида

Тема: Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п],  [п’].

Цели:

  1. познакомить с новыми согласными буквами и звуками, формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного, выразительного чтения, автоматизировать произношение звуков, учить строить грамматически правильно предложения, обогащать и уточнять словарный запас;
  2. развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух;
  3. воспитывать любознательность, интерес к чтению

Оборудование: В.Г. Горецкий «Азбука», «Пропись №3», картинки с изображением предметов со звуками [п],  [п’], индивидуальные полоски бумаги для моделирования буквы, индивидуальные таблицы для чтения слогов (таблицы Калининой).

Ход урока.

  1. Организационный момент

Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос, выдох через нос.

Вдох через рот, выдох через рот.

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Упражнения для челюсти

«Ворона». 

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в  обычном спокойном состоянии. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев.  

На счет «два» фиксируется открытое положение рта На счет «три» рот закрыт.

Кисть руки — 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх

.

Упражнения для губ

«Улыбка-трубочка».

 Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в  обычном спокойном состоянии.  На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы   принимая форму «пятачка»;

На счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов Упражнение повторяется три - четыре раза без перерыва.  

Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, на  «два» — пальцы врозь.  

 

Упражнения для мышц языка

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре – шесть раз.

Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.

  1. Актуализация знаний

 У: Как называется все, что мы говорим и пишем?

Д: Это речь.

У: Какая речь бывает?

Д: Письменная и устная.

У: Из чего состоит речь?

Д: Речь состоит из предложений.

У: На что делятся предложения?

Д: Предложения делятся на слова.

У: На что делятся слова?

Д: Слова делятся на слоги.

У: Из чего состоят слоги?

Д: Слоги состоят из звуков.

У: Чем обозначаются звуки на письме?

Д: Звуки на письме обозначаются буквами.

У: На какие две группы делятся все буквы?

Д: Все буквы делятся на гласные и согласные.

У: Какие гласные буквы вы уже изучили?

Д: Буквы А, О, У, И, Е, ы.

У: А какая их них отличается от других?

Д: Буква «Е».

У: В чем ее особенность?

Д: Буква Е «хитрая», она может обозначать два звука.

  1. Постановка темы и цели урока.

У: Отгадайте загадки.

Он так ловко и умело

Направляет самолет,

Потому что дядя этот

Замечательный …

Д: Пилот

У: Трактор водит тракторист,

Электричку – машинист,

Стены выкрасил маляр,

А кто стихи нам сочинял?

Д: Поэт.

У: Чем похожи эти слова?

Д: Они начинаются с буквы «П»

У: Сегодня на уроке мы поговорим о букве «П» и о звуках, которые она обозначает.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Характеристика буквы.

У: Произнесите еще раз слова-отгадки. В слове «пилот» звук [п’] звучит мягко, а в слове поэт – твердо.

При произнесении звуков [п],  [п’] губы вначале смыкаются, потом размыкаются. Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук …

Д: Согласный.

У: Положите пальцы на горло и произнесите эти звуки. Горло не дрожит при произнесении звука, т.е. голос отсутствует, значит, звук…

Д: Глухой

У: Дадим полную характеристику буквы.

Д: Буква «П» обозначает твердый звук [п] и мягкий [п’]. Звук [п] – согласный, глухой.

  1. Определение места звука в слове.

Рассмотрите картинки. Назовите предметы на них изображенные и определите место звука в слове - в начале, в середине или в конце. (На доске картинки с изображением предметов: шапка, пуговица, пальто, перчатки, капуста, пенал).

Придумайте свои слова с данным звуком.

3. Формирование зрительного образа буквы.

а) «написание» буквы в воздухе;

б) сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами и другими буквами;

в) моделирование буквы из полосок бумаги.

  1. Физкультминутка

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко.

Зайка по полю скакал

В дверь к нему стучал.

Тук! Тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне свою давай!

 

  1. Продолжение изучения материала.

  1. Чтение с доски чистоговорок с элементами логоритмики.

ТА! ТА! ТА!    ТА! ТА! ТА!              (Хлопаем в ладоши)

У нас дома чистота!                          

ТО! ТО! ТО!   ТО! ТО! ТО!               (Хлопаем в ладоши)

Стали мы играть в лото.

АТЬ! АТЬ! АТЬ!   АТЬ! АТЬ! АТЬ!  (Хлопаем в ладоши)

Мы сейчас идем гулять!                      

 

Гимнастика для глаз.

а) Часто поморгай несколько раз. Зажмурь глаза и спокойно сосчитай до 5. Повторить упражнение 4 -5 раз.

б) Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль. Повторить упражнение 4 -5 раз.

в) Вытяни правую руку вперед. Медленно двигай указательным пальцем влево – вправо, вверх – вниз и  следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно. Повторить упражнение 4 -5 раз.

2. Чтение слогов «Кубики Зайцева»

3. Чтение слогов. Таблицы Калининой (Приложение 1, 2)

Кинезиологические упражнения

 Колечко

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Каждой рукой отдельно, затем вместе

 Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.

4.Чтение слогов и слов в «Азбуке», стр. 83

5.Анализ пословиц. Подчеркнуть букву «П» в пословицах. «Азбука», стр.83

6.Письмо буквы и слогов в «Прописи», стр. 3

7.Слого-звуковой анализ слов «пила», «пела»

Упражнения для снятия писчего спазма

Упражнение 1.

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, потом на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2.

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

8.Добавление слов в предложения в «Прописи», стр.3

9.Чтение текста «Скоро конкурс», «Азбука», стр.84

  1. Подведение итогов

У: Что нового сегодня узнали на уроке!

 С какой буквой сегодня познакомились?

  Какие звуки она обозначает?

 


Приложение 1.

нан     нын     нон     нун

тат      тыт      тот     тут

сас       сыс      сос     сус

мам    мым    мом    мум

пап     пып     поп     пуп

вав     выв     вов       вув

pap     рыр     pop     pyp

баб      быб     боб      буб

Приложение 2

анан    ынын    онон    унун

атат     ытыт    отот     утут

асас     ысыс     осос     yсyc

амам   ымым   омом   умум

апап    ыпып    опоп    упуп

авав    ывыв    овов    увув

арар    ырыр    орор    урур

абаб    ыбыб    обоб    убуб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...