Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

    Ольга Алексеевна  Павлова

    Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_3_skloneniya.doc131.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет:

    Русский язык. Программа «Школа 2100»

    Класс:

    4 класс

    Место занятия в структуре образовательного процесса:

    Урок изучения нового материала.

    Тема урока по учебно-тематическому плану:

    «Понятие о склонении имён существительных. Три склонения ».

    Номер урока по теме:

    1 урок

    Вид урока

    Урок-исследование

    Оборудование:

    Таблица «Три склонения имён существительных» компьютерный практикум для начальной школы раздаточный материал

    Цель:

    1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе

    Задачи:

    1. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
    2. Стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность
    3. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
    4. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
    5. Развивать навыки работы с компьютером

    Ожидаемые результаты:

    Умение определять тип склонения имён существительных

    Конспект учебного занятия

    Этапы урока:

    Этапы

    Время

    1

    Организационный момент.

    1 мин.

    2

    Повторение изученного о падежах

    5 мин.

    3

    Постановка проблемы

    5 мин.

    4

    Решение проблемы

    9 мин.

    5

    Физкультминутка.

    1 мин.

    6

    Первичное закрепление. Словарная работа.

    8 мин.

    7

    Итог.

    1 мин.

    Ход урока.

    1. Организационный момент:

                         Долгожданный дан звонок

                         Начинается урок.

    1. Повторение.

    - На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому наш урок начнём с игры  «Узнай падеж»  

    (4 команды по 4 человека).

    - Какая из команд быстро и правильно  узнает падеж, та и  победит.

    Задание командам:

    1. кому? (Д.п.)
    2. на, за, под, через, про, в (В.п.)
    3. нет (Р.п.)
    4. «щедрый» падеж (Д.п.)
    5. без предлога не употребляется (П.п.)
    6. подлежащее  (И.П.)
    7. «падеж-работяга» (Т.п.)
    8. кого? (Р.п., В.п.)
    9. два предлога  (Д.п.)
    10. что? (И.п., В. п.)
    11. о, об  (П.п.)

               В это время 4 человека работают за компьютерами, выполняя задание «Определи падеж» (Компьютерный практикум для начальной школы. Орфографический экзамен, №- №  264, 265, 266).

    Проверка ответов  игры «Узнай падеж»  происходит ответственными соседней команды во время фронтального опроса.

    Работа в тетрадях.

    Открываем тетради, записываем число, классная работа.

     

    1. Постановка проблемы.

    - Недавно вы записывали предложение о вашей мечте, я узнала, что

    Оля мечтает о собаке³  а Таня – о лошади³  (запись на доске).

    -Чего не достаёт в предложении? Почему ставится запятая?  (сложное).

    - Как соединяются части сложного предложения, с помощью чего разделяются?  Что обозначает цифра 3 около слов «собака», «лошадь»?

    (2 человека разбирают слова как часть речи  на доске, остальные по вариантам записывают в тетрадях).

    -Сравните признаки данных слов.

     Как вы думаете, почему у них  окончания – разные?  Оказывается, вы не всё знаете об имени существительном.

    -Решить эту орфографическую задачу вы сможете, проведя небольшое исследование.

    Это трудное заданье.
    Проявите-ка старанье.
    Вы особенность ищите
    Ничего не проглядите.

    4.Решение проблемы (работа в парах).

     -Измените  предложенные существительные по падежам (земля, волна, окно, стол, степь, бельё, Илья, Фома)

     Окончания  выписываются  на демонстрационных листах.

    падеж

    ЗЕМЛЯ,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    После выполнения листы вывешиваются на доску, идет коллективная проверка итогов работы:

    - Что вы делали в ходе исследования (изменяли имена существительные по падежам). В русском языке изменение имён существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.

     - Какие слова изменяются по падежам (склоняются) одинаково? (делят на группы).

    -  Окончания -а, -я –это разные окончания? (нет, это варианты одного и того же окончания. Буква а обозначает твёрдость согласного, буква я – мягкость согласного.

     -  Сколько получилось групп имен существительных, у которых   однотипные окончания? (все существительные мы разделили на 3 группы). Эти группы  в русском языке получили название 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

     -  Какие существительные относятся к 1-му склонению? (мужского и женского    рода с окончаниями -а, я- в начальной форме).

    -  Ко  2-му склонению? (существительные мужского  рода с нулевым окончанием в начальной форме  и среднего рода с окончаниями

    -о, - е в начальной форме)

    - К 3-му склонению? (женского рода, с мягким знаком на конце в начальной форме).

    Физминутка.

    3. Чтение правила в учебнике.

    Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 123-124

    Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют алгоритм « Как определить склонение существительного»:

    1. Поставить существительное в начальную форму
    2. Определить род
    3. Если ж.р. , окончание –а, я, значит 1 скл., иначе 3 скл.
    4. Если м.р.  окончание –а,я.-1  склонение, иначе 2 скл.
    5. Если с.р. , значит 2 скл.

     Устно отвечают на   вопросы,  стр. 124.

    4.Работа по закреплению +  словарная работа

    Упр.159

    Распределить слова в 3 столбика («по цепочке», объясняют с места).

    10.Подведение итога: 

    - Давайте вернёмся к нашему предложению.  Кто понял, почему у существительных «лошадь», «собака» разные окончания? (ответы детей).

    - А вот когда   пишется окончание –е, а когда –и вв узнаете на следующих уроках.


    1-е склонение

    2-е склонение

    3-е склонение

    земля

    Илья

    волна

    бельё

    окно

    степь

    Фома

    стол


    Определите, о каких падежах идёт речь:

    1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
    2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
    3. нет (____п.)
    4. «щедрый» падеж (____п.)
    5. без предлога не употребляется (____п.)
    6. подлежащее  (____П.)
    7. «падеж-работяга» (____.п.)
    8. кого? (____п., ____п.)
    9. два предлога  (____п.)
    10.  что? (___п., ___ п.)
    11.  о, об  (____п.)

    Определите, о каких падежах идёт речь:

    1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
    2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
    3. нет (____п.)
    4. «щедрый» падеж (____п.)
    5. без предлога не употребляется (____п.)
    6. подлежащее  (____П.)
    7. «падеж-работяга» (____.п.)
    8. кого? (____п., ____п.)
    9. два предлога  (____п.)
    10.  что? (___п., ___ п.)
    11.  о, об  (____п.)

    Определите, о каких падежах идёт речь:

    1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
    2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
    3. нет (____п.)
    4. «щедрый» падеж (____п.)
    5. без предлога не употребляется (____п.)
    6. подлежащее  (____П.)
    7. «падеж-работяга» (____.п.)
    8. кого? (____п., ____п.)
    9. два предлога  (____п.)
    10. что? (___п., ___ п.)
    11.  о, об  (____п.)

    Определите, о каких падежах идёт речь:

    1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
    2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
    3. нет (____п.)
    4. «щедрый» падеж (____п.)
    5. без предлога не употребляется (____п.)
    6. подлежащее  (____П.)
    7. «падеж-работяга» (____.п.)
    8. кого? (____п., ____п.)
    9. два предлога  (____п.)
    10.  что? (___п., ___ п.)
    11.  о, об  (____п.)

    Алгоритм

    Как определить склонение  существительного

    1.Поставить имя

    существительное в начальную форму.

    1. Определить род имени существитель-ного.
    2. Если ж.р., окончание -а, -я, значит 1-е скл., иначе 3-е скл.
    3. Если м.р.,  окончание -а,-я.

    значит 1-е  скл., иначе 2-е скл.

    1. Если с.р. , значит 2 скл.


    падеж

    ЗЕМЛЯ,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    ИЛЬЯ,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    ОКНО,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    БЕЛЬЁ,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    СТОЛ,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    вода,  …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    степь,  

    …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    падеж

    Фома,  

    …  род.

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"

    Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...

    Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

    Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

    Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.

    Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам....

    Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".

    Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...

    Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"

    Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...

    Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" Правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

    Цель урока-отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных-развивать внимание,мышление,речь,орфографическую зоркость-воспитывать аккуратность,любознательность....

    Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

    Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...