Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему
Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_skloneniya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: | Русский язык. Программа «Школа 2100» |
Класс: | 4 класс |
Место занятия в структуре образовательного процесса: | Урок изучения нового материала. |
Тема урока по учебно-тематическому плану: | «Понятие о склонении имён существительных. Три склонения ». |
Номер урока по теме: | 1 урок |
Вид урока | Урок-исследование |
Оборудование: | Таблица «Три склонения имён существительных» компьютерный практикум для начальной школы раздаточный материал |
Цель: |
|
Задачи: |
|
Ожидаемые результаты: | Умение определять тип склонения имён существительных |
Конспект учебного занятия
Этапы урока:
№ | Этапы | Время |
1 | Организационный момент. | 1 мин. |
2 | Повторение изученного о падежах | 5 мин. |
3 | Постановка проблемы | 5 мин. |
4 | Решение проблемы | 9 мин. |
5 | Физкультминутка. | 1 мин. |
6 | Первичное закрепление. Словарная работа. | 8 мин. |
7 | Итог. | 1 мин. |
Ход урока.
- Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Повторение.
- На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому наш урок начнём с игры «Узнай падеж»
(4 команды по 4 человека).
- Какая из команд быстро и правильно узнает падеж, та и победит.
Задание командам:
- кому? (Д.п.)
- на, за, под, через, про, в (В.п.)
- нет (Р.п.)
- «щедрый» падеж (Д.п.)
- без предлога не употребляется (П.п.)
- подлежащее (И.П.)
- «падеж-работяга» (Т.п.)
- кого? (Р.п., В.п.)
- два предлога (Д.п.)
- что? (И.п., В. п.)
- о, об (П.п.)
В это время 4 человека работают за компьютерами, выполняя задание «Определи падеж» (Компьютерный практикум для начальной школы. Орфографический экзамен, №- № 264, 265, 266).
Проверка ответов игры «Узнай падеж» происходит ответственными соседней команды во время фронтального опроса.
Работа в тетрадях.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Постановка проблемы.
- Недавно вы записывали предложение о вашей мечте, я узнала, что
Оля мечтает о собаке³ а Таня – о лошади³ (запись на доске).
-Чего не достаёт в предложении? Почему ставится запятая? (сложное).
- Как соединяются части сложного предложения, с помощью чего разделяются? Что обозначает цифра 3 около слов «собака», «лошадь»?
(2 человека разбирают слова как часть речи на доске, остальные по вариантам записывают в тетрадях).
-Сравните признаки данных слов.
Как вы думаете, почему у них окончания – разные? Оказывается, вы не всё знаете об имени существительном.
-Решить эту орфографическую задачу вы сможете, проведя небольшое исследование.
Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите.
4.Решение проблемы (работа в парах).
-Измените предложенные существительные по падежам (земля, волна, окно, стол, степь, бельё, Илья, Фома)
Окончания выписываются на демонстрационных листах.
падеж | ЗЕМЛЯ, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. |
После выполнения листы вывешиваются на доску, идет коллективная проверка итогов работы:
- Что вы делали в ходе исследования (изменяли имена существительные по падежам). В русском языке изменение имён существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.
- Какие слова изменяются по падежам (склоняются) одинаково? (делят на группы).
- Окончания -а, -я –это разные окончания? (нет, это варианты одного и того же окончания. Буква а обозначает твёрдость согласного, буква я – мягкость согласного.
- Сколько получилось групп имен существительных, у которых однотипные окончания? (все существительные мы разделили на 3 группы). Эти группы в русском языке получили название 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.
- Какие существительные относятся к 1-му склонению? (мужского и женского рода с окончаниями -а, я- в начальной форме).
- Ко 2-му склонению? (существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и среднего рода с окончаниями
-о, - е в начальной форме)
- К 3-му склонению? (женского рода, с мягким знаком на конце в начальной форме).
Физминутка.
3. Чтение правила в учебнике.
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 123-124
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют алгоритм « Как определить склонение существительного»:
- Поставить существительное в начальную форму
- Определить род
- Если ж.р. , окончание –а, я, значит 1 скл., иначе 3 скл.
- Если м.р. окончание –а,я.-1 склонение, иначе 2 скл.
- Если с.р. , значит 2 скл.
Устно отвечают на вопросы, стр. 124.
4.Работа по закреплению + словарная работа
Упр.159
Распределить слова в 3 столбика («по цепочке», объясняют с места).
10.Подведение итога:
- Давайте вернёмся к нашему предложению. Кто понял, почему у существительных «лошадь», «собака» разные окончания? (ответы детей).
- А вот когда пишется окончание –е, а когда –и вв узнаете на следующих уроках.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
земля | Илья |
волна | бельё |
окно | степь |
Фома | стол |
Определите, о каких падежах идёт речь:
- кому? (____п.)
- на, за, под, через, про, в (_____п.)
- нет (____п.)
- «щедрый» падеж (____п.)
- без предлога не употребляется (____п.)
- подлежащее (____П.)
- «падеж-работяга» (____.п.)
- кого? (____п., ____п.)
- два предлога (____п.)
- что? (___п., ___ п.)
- о, об (____п.)
Определите, о каких падежах идёт речь:
- кому? (____п.)
- на, за, под, через, про, в (_____п.)
- нет (____п.)
- «щедрый» падеж (____п.)
- без предлога не употребляется (____п.)
- подлежащее (____П.)
- «падеж-работяга» (____.п.)
- кого? (____п., ____п.)
- два предлога (____п.)
- что? (___п., ___ п.)
- о, об (____п.)
Определите, о каких падежах идёт речь:
- кому? (____п.)
- на, за, под, через, про, в (_____п.)
- нет (____п.)
- «щедрый» падеж (____п.)
- без предлога не употребляется (____п.)
- подлежащее (____П.)
- «падеж-работяга» (____.п.)
- кого? (____п., ____п.)
- два предлога (____п.)
- что? (___п., ___ п.)
- о, об (____п.)
Определите, о каких падежах идёт речь:
- кому? (____п.)
- на, за, под, через, про, в (_____п.)
- нет (____п.)
- «щедрый» падеж (____п.)
- без предлога не употребляется (____п.)
- подлежащее (____П.)
- «падеж-работяга» (____.п.)
- кого? (____п., ____п.)
- два предлога (____п.)
- что? (___п., ___ п.)
- о, об (____п.)
Алгоритм
Как определить склонение существительного
1.Поставить имя
существительное в начальную форму.
- Определить род имени существитель-ного.
- Если ж.р., окончание -а, -я, значит 1-е скл., иначе 3-е скл.
- Если м.р., окончание -а,-я.
значит 1-е скл., иначе 2-е скл.
- Если с.р. , значит 2 скл.
падеж | ЗЕМЛЯ, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
падеж | ИЛЬЯ, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. |
падеж | ОКНО, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
падеж | БЕЛЬЁ, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. |
падеж | СТОЛ, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
падеж | вода, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
падеж | степь, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
падеж | Фома, … род. |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"
Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"
Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...
Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.
Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам....
Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".
Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" Правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель урока-отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных-развивать внимание,мышление,речь,орфографическую зоркость-воспитывать аккуратность,любознательность....
Русский язык 3 класс. Карточки по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений".
Работа с этим материалом помогает сформировать навык написания безударных падежных окончаний имён существительных....
Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....