Урок русского языка по теме "Как делаются слова."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Сапункова Алла Денисовна

Урок, обучающий учеников второго класса механизму образования новых слов. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_delayutsya_slova.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Сапункова Алла Денисовна

Тема: «Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы.»

Цели: учить понимать механизм образования новых слов, повторить правило написания парных согласных в середине слова перед глухим согласным.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель:

Надеюсь, что этот урок откроет для вас много нового и интересного. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Хорошего вам настроения.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

-  Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения М. Яснова «Про мамонтов» (упражнение 38).

- Кто такой мамонт? Как вы думаете, есть ли такие слова, как «папонт», «бабонт», «дедонт» и «внучонт». Зачем же поэт их придумал? (Чтобы было весело.)

- От каких других слов образованы эти слова? Покажите это письменно. Какой суффикс вы выделите во всех этих словах? (Суффикс –онт-)

-  Сравните настоящее слово «мамонт» и слово «мамонт» придуманное поэтом. (У них разный состав! Только у того слова,  которое придумал поэт, можно выделить суффикс –онт-)

- Спишите текст, вставив нужные буквы. Какое правило вспомнили? (Сочетание ЧК пишем без мягкого знака.)

3.Самоопределение к деятельности.

Учитель:

- Откройте Обратный словарь на букву (упражнение 39). Найдите слова на -КИЙ.

- Какая есть трудность написания всех этих слов? (Это слова с буквой парного согласного в середине слова.)

-  Рассмотрите плакат Летучей Мыши. Видно, в чем трудность написания этих слов: в середине слова перед глухими согласными звучат и слышатся глухие звуки, но очень часто пишется буква звонкого согласного. Все эти слова требуют проверки.

- Выполните проверку слов по цепочке. Придумайте проверочные слова для всех слов из списка. Например:

гадкий - гадок                                                                                                                                                                                                                       редкий - редок

сладкий - сладок                                                                                                                                                                    резкий - резок

-  Придумайте пять словосочетаний с этими словами. Запишите их. (Низкий туман, гадкий утенок, сладкий пирог, редкий экземпляр, резкий ветер.)

4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа с проверкой по цепочке.

Учитель:

-  Прочитайте отрывок из стихотворения А. Омаровой (уп ражнение 40). Выполните задание самостоятельно.

-  Проверьте сомнительные написания вслух по цепочке. (Не жалея – жалко,слов - слова; говорят - говор, разговор; плов — нет плова; сварить - ваpum; рис -рисинки; белел - белый; к зерну - зёрна.)

6. Закрепление полученных знаний. Работа в печатной тетради: задания 30-31.

Задание 30.

Учитель:                                                                                                                                                                                                                                                                      

-  Расскажите, как определить окончание в слове. (Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово: нет косички вижу косичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием.)

- Расскажите, как найти в слове корень? (Чтобы выделить корень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса (корень кос-).)

- Определите, где словосочетания, а где - предложения. (1-я, 3-я, 4-я строчки - предложения; 2-я, 5-я, 6-я строчки - словосо четания.)

Задание 31.

Учитель:

-  Впишите в стихотворение словарные слова, поставив их в нужную форму.

(Линейку, пенал, тетрадь.)

7. Рефлексия деятельности.

Учитель:

Чему мы научились сегодня на уроке?

8.Домашнее задание.

Работа в печатной тетради: задание 32.

Список использованной литературы:

1. Русский язык. Учебник 2 класс. Чуракова Н.А.

2. Русский язык. Методическое пособие. Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова Т. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

урок русского языка по теме:«Профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает?» с презентацией

В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Огромное спасибо за материал!