Словарные слова
презентация к уроку по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Овсянникова Татьяна Николаевна

           Система работы над словарными словами

 

Словарные слова – это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в  начальной школе, так как  правила для написания этих слов не существует.Проверить их родственными словами  невозможно. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к  столь объёмному запоминанию.

           В  связи  с  вышеизложенным я задалась целью создания системы словарной работы в своих классах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·         формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;

·         развивать письменную и устную речь учащихся;

·         формировать умение пользоваться толковым и этимологическим словарями, интернет ресурсами ;

·         создание  учащимися под руководством педагога собственных универсальных  образовательных ресурсов;         

·         развивать память, логическое и абстрактное мышление, творческими способностями, представляя русский язык, как часть окружающего мира;

Итак, на уроках знакомства с  новым  словами мы рассматриваем слово одновременно в нескольких аспектах: орфоэпическом, лексико-этимологическом, орфографическом и синтаксическом. Эти аспекты стали этапами работы над словарными словами.

Работа организована следующим образом: дети получают индивидуальные задания собрать  материал о конкретном слове и оформить его в электронном  виде, следуя  алгоритму:

Алгоритм работы со словарным словом

1.     Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.

2.     Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память.

3.     Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

4.     Подбор однокоренных слов.

5.     Письменный фонетический разбор .

6.     Составление предложений со словарным словом с последующим синтаксическим разбором.

7.     Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.

8.     Использование метода ассоциации.

Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму.

9.     Создание рисунка (аппликации, ребусов, стихотворений).А мои дети пошли  дальше и проиллюстрировали некоторые словарные слова собственными мультфильмами.

    Эффективность работы со словарными словами подтверждается результатами словарных диктантов. Количество ошибок сократилось  в несколько раз, как у учащихся с языковым барьером, так и у слабоуспевающих учащихся.

       По такой  системе  я  работаю  уже  не  первый  год,  но, с появлением в классе мультимедийной техники, появилась  возможность  все детские наработки сохранить, сложив в одну  папку,  таким образом, появилось   пособие  в  электронном  виде.

      На  суд  жюри  мы  представляем методическое пособие «Словарные слова», в котором представлены далеко не все материалы. Работа над пособием продолжается учащимися . 

     Методическим пособием могут воспользоваться  все желающие. Авторами презентаций являются учащиеся  МБОУ лицея №11 г.о. Химки Орлова Виктория ( моя главная помощница), Кондратьева Анастасия (автор мультипликационных приложений к словам «яблоко» и «ученики», Моисеева Татьяна, Найданова Виктория, Поршнева Екатерина, Волков Арсений и др.Проект «Словарные слова» занял 1 место в районном конкурсе исследовательских работ в 2011 году. А авторские мультфильмы отмечены особо! Рекомендуем жюри обратить внимание на папки  «яблоко» и «ученики» и на папку «ассоциации».

     С уважением, учитель начальных классов МБОУ лицей № 11 г.о. Химки Овсянникова Татьяна Николаевна и ученица 5 «А» класса Орлова Виктория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomobil.pptx229.23 КБ
Файл biblioteka.pptx1.42 МБ
Файл goroh.pptx1.37 МБ
Office presentation icon direktor.ppt385.5 КБ
Файл zheltyy.pptx1.73 МБ
Файл korabl.pptx548.62 КБ
Office presentation icon kosmonavt.ppt2.17 МБ
Файл krovat.pptx697.22 КБ
Office presentation icon morkov.ppt1.33 МБ
Файл obed.pptx2.08 МБ
Файл televizor.pptx590.17 КБ
Файл topor.pptx2.13 МБ
Файл uzhin.pptx1.37 МБ
Office presentation icon ucheniki.ppt718.5 КБ
Файл horoshiy.pptx2.01 МБ
Файл chyornyy.pptx2.64 МБ
Файл yabloko1.pptx710.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АВТ М БИЛЬ О О

Слайд 2

Автомобиль-это транспортное, самоходное, безрельсовое средство, двигающееся за счёт собственного двигателя. Существуют несколько типов автомобилей Легковые Грузовые

Слайд 3

Фонетический анализ. Автомобиль-4 сл., 10 б., 9 зв., а- [ а ] -гл. безуд в- [ ф ] -согл., твёрд., глух. парный т- [ т ] -согл., твёрд., глух., парн. о- [ а ] -гл., безуд. м- [ м ] -согл., тв., звонк., парн. о- [ а ] -гл., безуд. б- [ б ’] -согл., мягк., зв., парн. и- [ и ] -гл., уд. л- [ л ’] -согл., мягк., зв., непарн. ь -

Слайд 4

Однокоренные слова. автомобильчик Автомобильный(салон) автомобилист Автомобиль-

Слайд 5

В гараже стоит красивый автомобиль. автомобиль (какой?) красивый. стоит (где?) в гараже. Автомобиль- имя сущ., н. ф.(что?)- автомобиль, неодуш ., нариц ., м.р., ед.ч., Им.п,.подлежащее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

БИБЛИОТЕ́КА

Слайд 4

Значения слова: Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Например, городская библиоте́ка Помещение, комната для хранения книг: книгохранилище. Название серии книг определенной тематики. Например, библиоте́ка школьника .

Слайд 5

К истокам слова Слово библиоте́ка состоит из двух греческих слов: Библиос – «книга», тэке – «короб», «хранилище».

Слайд 6

библиотека – 5 сл., 10 б., 10 зв . б - [ б ´]- согл ., мягк ., зв . и - [ и ]- гл., безуд . б - [ б ]- согл ., тв ., зв . л - [ л ´]- согл ., мягк.,гл . и - [ и ]- гл., безуд . о - [ а ]- гл., безуд . т - [ т ´]- согл ., мягк ., гл. е - [ э ]- гл, уд. к - [ к ]- согл ., тв ., гл. а - [ а ]- гл., безуд .

Слайд 7

библиос тэке «книга» «короб», «хранилище» +

Слайд 8

Однокоренные слова Библиоте́ка, библиоте́чка (школьника), библиоте́карь (в школе), библиоте́карша (в институте), библиоте́карский (абонемент), библиоте́чный (зал)

Слайд 9

Сочетаемость слов Хорошая, крупная, богатая, новая, знаменитая, массовая, детская, техническая, педагогическая., государственная, областная, районная, городская, заводская, колхозная, школьная, московская ……. библиоте́ка

Слайд 11

Предложение: предл. прил. сущ. гл., пр.в. предл. На другой день я записался в сущ. предл. гл. пр.в. сущ. библиотеку и взял две книги (А.Гайдар). записался (куда?) в библиотеку записался (когда?) на другой день взял (что?) две книги

Слайд 12

В библиотеку – (куда? во что?), н.ф. библиотека, им.сущ., неодуш ., нарицательное, 1 скл ., ж.р., В.п., дополнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Г Р Х О О

Слайд 2

Лексическое значение Горох- травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами). Семена этого растения, употребляемые в пищу, имеют высокие вкусовые качества.

Слайд 3

Горох- гороховина(гороховый стебель с листьями), гороховый, горошек, горошина, горошинка, горошница(гороховая каша).

Слайд 4

Горох- 2 сл. 5 зв. 5 б. г-[г]- согл.,зв.,тв. о-[а]- гл.,безуд. р-[р]- согл.,зв.,тв. о-[о]- гл.,уд. х-[х]- согл.,глух.,тв.

Слайд 5

У меня на даче растёт сладкий горох. горох (какой?) сладкий растёт (где?) на даче растёт (у кого?) у меня Горох (что?) – им. сущ., н.ф. горох, нарицательное, неодуш ., м.р., 2 скл , е д.ч., подлежащее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Директор Орлова Виктория 4 «А»

Слайд 2

Орлова Виктория 4 «А» О

Слайд 3

Лексическое значение Директор-руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения . Из латинского «диригере» - направлять.

Слайд 4

Однокоренные слова Директор – дирекция, директива, директорат, директорша, директория, директорский(кабинет).

Слайд 5

Звукобуквенный разбор Директор- 3 слога, 8 букв, 8 звуков. д-[д , ]-согл., мягк., зв., парн. и-[и]-гл., безуд. р-[р , ]-согл., мягк., зв., непарн. е-[э]-гл., уд. к-[к]- согл., тв., глух., парн. т-[т]- согл., тв., глух., парн. о-[а]-гл., безуд. р-[р]-согл., тв., зв., непарн.

Слайд 6

Предложение Директор школы пригласил в кабинет двух учеников. Директор(чего?) школы пригласил (куда?) в кабинет пригласил (кого?) двух учеников

Слайд 7

Разбор слова как часть речи. Директор (кто?); н.ф. (кто?)- директор -им.сущ., нариц., одуш., м.р., 2-е скл., ед.ч.,И. п. , подлежащее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жёлтый

Слайд 2

О цвете, масти, краске: цвете солнца или золота, различной яркости и оттенков. Жёлтая пшеница – пестрая, бурая, зерном крупнее и толстокожее белой, и лучше выносит суровую погоду нашу. Жёлтый воск – суровый, небеленый. Жёлтый дом – дом умалишенных от желтой окраски Обуховской больницы в Петербурге. Желтей желта золота. Желтобрюх, желтопуз, желтопузик – безногая ящерица .

Слайд 4

Жёлтый, жёлтенький, желтуха, желтеть, желтизна, пожелтеть, желток.

Слайд 5

Жёлтый – 2 сл., 6 букв, 6 звуков. ж – [ж] – согл., тв., зв., парн. ё - [о] – гл., уд. л - [л] – согл., тв., зв., непарн. т - [т] - согл., тв., гл., парн. ы - [ы] - гл., безуд. й - [й´] - согл., мягк., зв., непарн. Звуко - буквенный анализ

Слайд 7

На небе виднеется жёлтый месяц. месяц (какой?) жёлтый виднеется (где?) на небе

Слайд 9

Жёлтый (месяц)- им.прил., н. ф.(какой?) жёлтый, ед. ч., м.р., Им.п. , определение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корабль Мордочка

Слайд 2

Обозначает:

Слайд 3

Корабль – крупное морское или летательное судно. Из греческого пришло в латинский, затем в русский. В греческом сначала означало “ морской рак ” , “ краб ” , а в латинском “ корабус ” – легкая плетеная лодка, обтянутая кожей, и длиннохвостый краб.

Слайд 4

Однокоренные слова и звуко-буквенный разбор слова:

Слайд 5

Корабль, кораблик, корабельный (колокол), корабельщик, кораблекрушение, кораблестроение. Корабль – 2 сл., 7 б., 6 зв. К – [ к ] –согл., тв., гл., о – [ а ] – гл., безуд., р – [ р ] – согл., тв., зв., а – [ а ] – гл.,уд., б – [ б ] – согл., тв., зв., л – [ л ` ] – согл., мягк., зв., ь –

Слайд 6

Предложение и морфологический разбор:

Слайд 7

Я люблю красивые морские корабли. люблю (что ? ) корабли корабли (какие ? ) морские корабли (какие ? ) красивые Я люблю путешествовать на морском корабле. путешествовать (на чем ? ) на корабле на корабле (каком ?) морском На корабле (на чём?) - н.ф. корабль – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., П.п., дополнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

космонавт

Слайд 2

лексическое-значение космонавт -человек проводящий испытания и эксплуатацию в космическом пространстве.(исследователь, летчик)

Слайд 3

однокоренные слова - космос, космонавт космический , космонавтика , космодром.

Слайд 4

Космонавт-3сл., 9 букв, 9 звуков К - [ к ] - согл., тв., глух., О -[ а ] - гл., безуд., С – [c] - согл., тв., глух., М – [ м ] - согл., тв., звон., О – [ а ] - гл., безуд., Н – [ н ] - согл., тв., звон., А – [ а ] - гл., удар., В – [ ф ] - согл., тв., глух., Т - [ т ] - согл., тв., глух.

Слайд 5

предложение. Первые космонавты в СССР и США набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей. Космонавты (какие?)первые Набирались (из чего?) из числа Из числа (кого?) лётчиков и лётчиков-испытателей Лётчиков (каких?) военных Набирались (где?) в СССР и США

Слайд 6

Космонавты - Кто? Космонавт – существительное, нарицательное, одушевленное, мужской род, 2 склонение, множественное число, именительный падеж, подлежащее Морфологический разбор

Слайд 7

синонимы Космонавт –астронавт, звездолетчик, звездоплаватель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КР ВАТЬ П Д У Ш К А О

Слайд 2

Кровать

Слайд 3

Лексическое значение: Кровать — предмет мебели, предназначенный для сна. Кровать обычно располагается в спальне, где она составляет основу интерьера. По одной из версий слово «кровать» происходит от слова «кров». Согласно Фасмеру, это слово происходит из древнегреческого κράββατος

Слайд 4

Вариации кровати: Кровать допускает некоторые вариации, среди которых наиболее известны: Раскладывающийся диван (диван-кровать). Раскладывающееся кресло (кресло-кровать). Раскладушка Нары Гамак Кровать с водяным матрасом Тахта Двухъярусная кровать

Слайд 6

Однокоренные слова: Кровать – кроватка, кроваточка, кроватный, кроватища,кроватишка,кроватный(плед),прикроватный (стол).

Слайд 7

Фонетический разбор: Кровать – 2сл.,7б.,6зв. к – [ к ] – согл.,тв.,гл. Р – [ р ] – согл.,тв.,зв. О – [ а ] – гл.,безуд. В – [ в ] - согл.,тв.,зв. А – [ а ] – гл.,уд. Т – [ т ’ ] – согл.,мягк.,гл. Ь -

Слайд 8

На кровати спят люди. (простое, распространённое, повествовательное) Спят (где?) на кровати.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Морковь- огородное растение, овощ

Слайд 3

Родовое название Daucus происходит от латино - греческого слова daucos , обозначавшего название разных зонтичных растений. Корень этого слова означает зажигать, согревать, намекая на едкий вкус плодов. Славянское название морковь, так же как и чешское «мрква» и польское «моркев», происходит, по-видимому, от готского «маухро», что значило «желтая репа».

Слайд 4

Предположительно, морковь впервые начали выращивать в Афганистане. Ближайшим диким видом является дикая морковь. Mорковь - один из самых важных корнеплодов - ему уже около 3000 лет. Первоначально морковь выращивали не ради корнеплода, а ради ароматных листьев и семян. Первое упоминание об употреблении корня моркови в пищу встречается в античных источниках в I в. н. э. Современная морковь была завезена в Европу в X—XIII веках; Оранжевая морковь появилась в Голландии в XVII веке.

Слайд 5

Mорковь такая сладкая, яркая и легкая в приготовлении, она давно заняла свое место в кухнях многих народов мира - часто используется в маринадах и бульонах. Правда, в Европе до XII века она использовалась исключительно как лошадиный корм, пока испанцы не начали подавать морковь с маслом, уксусом и солью, а итальянцы не полюбили ее с медом на десерт. Изначально дикая морковь была фиолетового цвета, родом из древнего Афганистана, но со временем, будучи жертвой садовых экспериментов, она стала бледно-белой, красной и, наконец, в 1700-х годах - ярко-оранжевой.

Слайд 6

Морковь, морковка, морковный (сок), морковник Морковь – 2 сл., 7 б., 6 зв. м – [ м ] –согл., тв., зв., о – [ а ] – гл., безуд., р – [ р ] – согл., тв., зв., к – [ к ] – согл., тв., гл., о – [ о ] –гл., уд., в – [ ф `] – согл., мягк., гл., ь –

Слайд 7

У нас в огороде растет сладкая морковь. растет (где ? ) в огороде растет (у кого ? ) у нас морковь (какая ?) сладкая Морковь (что?) – им. сущ., нач. ф.- морковь, неодуш., нариц., ед.ч., ж.р., 1 скл.,Им.п., подлежащее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕД

Слайд 2

«Обед» - общеславянское образование от слова «еда» с помощью приставки «об». Первоначально это слово обозначало время до и после еды, то есть перерыв во время работы, предполагающий еду. Обычно это происходило в полдень, отсюда значение «полдень» у слова «обед» («до обеда» = «в первой половине дня», «после обеда» = «после полудня»).

Слайд 4

Обед – обеденный, пообедать, обедать, обедня, пообедавший

Слайд 5

Обед – 2 сл., 4 б., 4 зв. о – (а) – гл., безуд. б – (б) – согл., мягк., зв. е – (э) – гл., уд. д – (т) – согл., тв., гл.

Слайд 6

Мама приготовила вкусный обед. приготовила (что?) обед. обед (какой?) вкусный.

Слайд 7

Обед(что?) –н.ф. обед, им.сущ., нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл ., ед.ч., В.п., дополнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовил Арсений Волков

Слайд 2

РАДИОПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО, СЛУЖАЩЕЕ ДЛЯ ПРИЕМА ИЗОБРАЖЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПО РАДИО, ОБЫЧНО В СОСТАВ ТЕЛЕВИЗОРА ВХОДИТ РАДИОПРИЕМНИК ДЛЯ ПРИЕМА ЗВУКОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 3

ТЕЛЕВИЗОР-ТЕЛЕВИДЕНИЕ , ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ(ФИЛЬМ) . ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Слайд 4

СЕГОДНЯ Я СМОТРЕЛ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ НОВЫЙ КИНОФИЛЬМ . Смотел(когда ?) сегодня Смотрел(по чему ?) по телевизору Кинофильм(какой ?) новый ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 5

ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ( по чему ?) Н . Ф ТЕЛЕВИЗОР ИМ . СУЩ ., НАРИЦ ., НЕОДУШ ., М . Р ., 2 СКЛ ., ЕД , Ч ., Д ., П ., ДОПОЛНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Слайд 6

Телевизор-9б , 9зв , 4сл Т- [ Т ’] СОГЛ МЯГК ГЛ Е - [ и ] ГЛ БЕЗУД Л -[ Л ’] СОГЛ МЯГК ЗВ Е - [ И ] ГЛ БЕЗУД В -[ В ’] СОГЛ МЯГК ЗВ И -[ И ] ГЛ УД З- [3] СОГЛ ТВ ЗВ О -[A] ГЛ БЕЗУД Р -[P] СОГЛ ТВ ЗВ Фонетически й разбор слова

Слайд 7

Конец …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топор у п о й

Слайд 2

Топор – инструмент, которым рубят что-нибудь. У меня, как в мастерской, Всё что нужно, под рукой: Плоскозубцы и пила, И топор, и два сверла… (С. Маршак)

Слайд 3

Топор – топорище, топорик, топорный (труд), топорность.

Слайд 4

Топор – 2 сл., 5б., 5 зв. т – [т] – согл., тв, гл. о – [а] – гл., безуд. п – [п] – согл., тв., гл. о – [о] – гл., уд. р – [р] – согл., тв., зв.

Слайд 6

сущ. гл. сущ. прил. сущ. Папа рубит дрова острым топором. рубит (что?) дрова рубит (чем?) топором топором (каким?) острым Топором – топор – (что?) – им. сущ., нарицательное, неодушевленное, ед. число, м.р., Т. п. ,дополнение,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЖ И Н П Щ А

Слайд 2

Ужин-это вечерняя еда. Пища, приготовленная для вечерней еды. Ужин бывает легкий, бывает поздний.

Слайд 3

Ужин-ужинать, поужинал, отужинать.

Слайд 4

Ужин-2сл.,4б.,2зв. У- [ у ] - гл., уд. Ж-[ж] - согл., зв., тв.. И - [ы] - гл., безуд. Н- [н] - согл, тв., зв.

Слайд 5

В субботу нас пригласили на праздничный ужин. Пригласили (куда?) на ужин Пригласили (когда?) в субботу На ужин (какой?) праздничный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

уч ник ч рнила ?

Слайд 2

уч ник ч рнила е

Слайд 3

Учащийся в школе . Лицо , пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний. Последователь, сторонник учения или практической деятельности кого-либо (см. адепт) Понятие ученик иногда выступает в оппозиции понятию студент : второе зачастую подразумевает западный рационализм и академическую рутину, в то время как первое имеет более универсальный характер.

Слайд 5

ученик – учитель, учёный, учение, учебник, учебничек, учительская (комната), учебный (год), ученический (билет), учёба. Однокоренные слова

Слайд 7

Ученик – 3 сл., 6 б., 6 зв. у – [ у ] – гл., безуд. ч - [ ч `] – согл., мягк., гл. е - [ и ] – гл., безуд. н - [ н `] – согл., мягк., зв. и - [ и ] – гл., уд. к - [ к ] – согл., тв., гл. Фонетический разбор

Слайд 9

встретила (кого?) ученика встретила (где?) в школе ученика (какого?) четвёртого класса В школе я встретила ученика четвёртого класса.

Слайд 11

Ученика – (кого?); н.ф. (что?) – ученик – сущ., нарицат., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., Р.п., дополнение. Морфологический разбор

Слайд 15

Пока!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х Р ШИЙ

Слайд 2

Хороший - это положительный по своим качествам, вполне удовлетворительный, заслуживающий одобрения, такой как следует.

Слайд 3

Хорош ий – хорош о, хорош ист, хорош еть, хорош енько, хорош енький, прихорашивать, похорошел.

Слайд 4

Хороший – три сл., 7 б., 7 зв. Х [х] - согл., тв., гл. о [а] - гл., безуд. р [р] - согл., ТВ., зв. о [о] - гл., уд. ш [ш] – согл., тв., гл. и [ы] – гл., безуд. й [й’] – согл., мягк., зв .

Слайд 5

В лесу мы нашли хорошие грибы . нашли ( что? ) грибы грибы ( какие? ) хорошие нашли ( где? ) в лесу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЁРНЫЙ

Слайд 3

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.

Слайд 4

В жизни первобытных людей вторым важнейшим цветом после белого был черный цвет. Если белый означал свет, то черный — мрак, если белый — жизнь, то черный — смерть, белый — чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Тем самым, черный — антипод белого. Черный — антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию. Наиболее важные значения черного — небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Слайд 5

На Западе- черный ассоциируется с траур ом и с мрачным аспектом колдовства, черной магии, черных искусств. Это цвет Кроноса (Сатурна). Его число 8 . В алхимии- значает отсутствие красок, растворение , первую стадию Великого Опыта, ферментацию, нечто зловещее, нисхождение в ад У американских индейцев - север , траур, ночь , как противоположность красному цвету дня; У буддистов-тьма уз У китайцев - север, инь, зима , вода , черепаха из четырех Духовно Одаренных Животных У христиан - принц тьмы, преисподняя , смерть , печаль, траур, унижение, духовная тьма, отчаяние, коррупция , испорченность, злые чары ; этот цвет применяется при службах, связанных с усопшими и во время Доброй Пятницы В Египте означает возрождение и воскресение ; у евреев (в Каббале) - понимание , царство ; в геральдике - благоразумие , муд рост ь У индусов-тамас , чувственное и направленное вниз движение , время, темный аспект Кали и Дурги; у майя - смерть врага

Слайд 6

Черный, чернильница, черника, чернь, чернехонький, почернеть, чернозем, черноморский, чернорабочий , чернослив, чернила, черновой

Слайд 7

ЧЕРНЫЙ- 2 слога, 6 букв, 6 звуков Ч-(Ч)-СОГЛАСНЫЙ,МЯГКИЙ,ГЛУХОЙ Ё-(О)-ГЛАСНЫЙ,УДАРНЫЙ Р-(Р)-СОГЛАСНЫЙ,ТВЕРДЫЙ,ЗВОНКИЙ Н-(Н)-СОГЛАСНЫЙ,ТВЕРДЫЙ,ЗВОНКИЙ Ы-(Ы)-ГЛАСНЫЙ,БЕЗУДАРНЫЙ Й-(Й)-СОГЛАСНЫЙ,МЯГКИЙ ЗВОНКИЙ

Слайд 9

Ночью черная кошка сидела на чёрной крыше. кошка (КАКАЯ?)- черная сидела (КОГДА?)- ночью сидела (ГДЕ?)- на крыше на крыше ( КАКОЙ?)- черной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯБЛОКО

Слайд 2

Покраснело ябл о ко одноб о ко , висит один ó ко на кроне шир ó ко й.

Слайд 3

Яблоко- яблочко , яблочный(сок), яблоня,яблонный,яблоновый , Однокоренные слова

Слайд 4

Яблоко-3сл.,6б.,7зв., Я- [ й а ]- согл.,мягк.,зв., гл.,уд ., Б- [ б ] -согл.,зв.,тв., Л- [ л ] -согл.,зв.,тв., О- [ а ] -гл.,безуд., К- [ к ] -согл.,зв.,тв., О- [ а ] -гл.,безуд., Фонетический разбор

Слайд 5

Вылез ( из чего?) из яблока из яблока (какого?)спелого Из спелого яблока вылез червячок. предложение

Слайд 7

ЯБЛОКО ЧЕРВ ЯЧ К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....