Учебный проект по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Предлагаю разработку учебного проекта по русскому языку по теме "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня" 3 класс. Результатом проекта являются электроные словари, разработанные учащимися моего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.rar394.9 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка

Автор проекта: Поспелова Ирина Владимировна

Предмет: русский язык

Возраст: 3 класс

Пункт тематического плана школьного предмета: Слово. Части слова

Проблемные места, возникающие при изучении этой темы:

  1. Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне?
  2.  Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?

Прожектная идея: Провести исследование – почему на стыке приставки и корня появляется удвоенная согласная буква, и создать словарик.

Обоснование выбора:  Через исследование определяем, что удвоенные согласные не всегда находятся в корне.

Тема проекта (учебного занятия): Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Цель проекта: Создать словарик по изучаемой теме, используя библиографический материал  для исследования.

Задачи:

Учить различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

Учить находить материал по данной теме, пользуясь справочной литературой.

 Развивать творческие способности учащихся.

Планируемый конечный результат: словарик

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов: Содержание, оформление, элементы дизайна

Время реализации проекта (учебного занятия): 29 ноября – 6 декабря

Требуемые ресурсы (человеческие и технические): Орфографические словари, толковый словарь, электронные энциклопедии

Исполнители: учащиеся 3 класса

Триада вопросов, которую поставила перед учащимися:

Основополагающий вопрос: Какую роль играют слова в жизни человека?

Проблемный вопрос: Откуда берутся удвоенные согласные и зачем они нужны?

Частые вопросы:

  1. В какой части слова может находиться удвоенная согласная?
  2.  Бывают ли в словах утроенные согласные?
  3.  Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень?
  4.  Что значит объяснить орфограмму графически?

Самостоятельные исследования учащихся: Работа со словарями (поиск слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня). Работа в группах (исследование слов по теме) Индивидуальная работа на компьютере (игра «Исследователи - лингвисты»). Оформление словаря.

Перечень дидактических материалов: Учебник «Русский язык» Р. Н. Бунеев,  игра «Исследователи - лингвисты», игра «Обгонялки»

Учебное занятие

с элементами проектной деятельности

ТЕМА. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

ЦЕЛИ. Создать словарик по изучаемой теме, используя библиографический материал для      исследования.

ЗАДАЧИ.

Учить различать слова с удвоенной согласной буквой в  корне, на стыке приставки и   корня, на стыке корня и суффикса.

Учить находить материал по данной теме, пользуясь справочной литературой.

 Развивать творческие способности учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Сегодня на занятии мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

  Сначала ответьте на несколько вопросов.

- Какую широкую тему мы изучаем на уроках русского языка?

- А какую узкую тему изучаем?

- Какие части слова мы уже изучили подробно?

- Что такое корень? Какие орфограммы знаете в корне?

- Какая часть слова стоит перед корнем? Какую орфограмму в приставке вы знаете?

  А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Обгонялки». Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Отгадайте слова, запишите в тетради, обозначьте орфограммы. Работать вы будете в группах, Распределите обязанности в группе, используя памятку.

  Даю на эту работу 5 минут.

- Что вы заметили интересного?

- В какой части слова удвоенная согласная?

- А в слове рассказ?

- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне?

  Дети слушают, отвечают на вопросы.

 - Мы изучаем тему «Слово»

 - Изучаем «Состав слова»

 - Корень, приставку

 - Корень – общая часть родственных слов

Знаем безударную гласную, парную согласную, удвоенные согласные.

 - Перед корнем стоит приставка. Безударные гласные в приставках.

В группах распределяют свои обязанности.

Работают в группах, обсуждают, высказывают свое мнение, отгадывают слова, записывают в тетради, обозначают орфограммы. Называют проблему и выдвигают гипотезу.

 - Во всех словах удвоенная согласная.

- В корне

 

Исследовательский этап

 Предлагаю провести самостоятельно исследование и сделать вывод.

  Игра называется « Исследователи – лингвисты». Вы садитесь к компьютеру парами, предлагается текст. Задание: выписать из текста слова с удвоенными согласными, обсудить, где находится удвоенная согласная, своими мыслями потом поделиться со своей группой.

  Сформулируйте вывод.

Давайте запишем слово рас+ ссориться =?

  - Бывают ли в словах утроенные согласные?

  - Как поступить, чтобы не обидеть приставку и корень?

  - Что значить объяснить орфограмму графически?

  Ребята, я хочу вам предложить тему для дальнейшего исследования.

  Обсудите план работы, выберете форму представления результатов. Ознакомьтесь с критериями оценивания ваших работ.

 Ребята, а где можно найти слова по вашей теме?

  Я хочу вас познакомить с источниками информации, которые вам пригодятся при поиске слов на вашу тему.

  Представляю словари.

  Работают за компьютерами парами, исследуют написание удвоенной согласной в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. Делают выводы, задают вопросы.

 Обсуждают в группах.

Выступающие от групп рассказывают о том, что они увидели в этих словах.

 - Нет.

 

 - Выделить приставку и корень, корень и суффикс

  Читают тему, обсуждают план работы, выбирают форму представления результата. Знакомятся с критериями.

 Если что непонятно, задают вопросы. Выступающий от группы знакомит всех со своим планом работы.

 - В словарях, в Интернете, в электронных энциклопедиях.

Выражение решения

 Вы убедились, что язык полон тайн? Благодаря вашей пытливости мы открыли ещё одну тайну. Какую?

 Но наша работа еще не закончена. Вы должны представить свои результаты, о которых вы заявили.

 Выразите отношение к сегодняшнему занятию. Что оно вам дало?

 Через неделю посмотрим на то, что вы сделали и оценим.

 СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!

 Дети называют тему и проблемы, которые они дальше будут исследовать.

  Выражают свое отношение к занятию.

Дидактический материал

Игра «Обгонялки»

  1. В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].
  2. В нём спряталась единица массы.
  3. В целом этим словом называют раздел науки о языке.
  4. Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.

  1. В этом слове 3 орфограммы.
  2. В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
  3. Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.

  1. Этим именем звали красивого юношу.
  2. Он был так влюблён в себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное лицо, отражённое в воде. В наказание боги его превратили в цветок.

  1. Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
  2. В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Публикации моих учеников. Учебный проект по русскому языку " Слово о словарях" Выполнен учащимися 2 класса" А" "МБУ школы №21"г.о. Тольятти Самарской области.

Цель данного проекта:познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.Дети приготовили информацию о каждом словаре и практические задания для работы с каждым из них....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...

Проект по русскому языку "Тайна имени". УМК "Школа России" В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011г

Данная работа является конечным продуктом проекта по русскому языку "Тайна имени". 3 класс. УМК "Школа России" В. П. Канакина и В. Г. Горецкий "Русский язык", -- М.: Прос...

Учебный проект по русскому языку: "Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать".

Выражение своих мыслей в речи ,а особенно в письменной –очень важный навык. Дети должны научиться выражать мысли в правильной форме. Они не должны бояться выражать свои мысли. Умение выражать...

Учебный проект по русскому языку "История одного слова"

Учебный проект по русскому языку "История одного слова"  содержит интересные сведения о значении и происхождении слов в русском языке, развивает творческие способности детей и призван р...