1 и 2 спряжение глаголов
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Попкова Татьяна Викторовна

Урок русского языка по учебнику Рамзаевой, 4 класс. Знакомство с новой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_i_2_spryazhenie_glagolov.docx29.96 КБ
Файл 1_i2_spryazhenie_.pptx413.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: создание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения. 

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие  умения  анализировать  языковой  материал,  обобщать,  делать  выводы;
  4. создание  условий  для  личностного  саморазвития  учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание  культуры  речи,  чувства  коллективизма, взаимовыручки.  

Технология:  педагогическая   мастерская.

Форма  работы:  групповая.

Оборудование:  листы  с  заданиями  для  команд, плакат  «Дерево», листочки  бумаги (по  количеству  учеников),  мультимедийный  проектор,  фломастеры, ручки.

Ход  урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор.   (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На  экране  появляется  слайд №2 со  стихотворением:

Что  без  меня  предметы?

Лишь  названья.

А  я  приду –

Всё  в  действие  придёт.

Летит  ракета.

Люди  строят  здания.

Цветут  сады.

И  хлеб  в  полях  растёт.

Учитель:  Догадались,  ребята, о  ком или о чём это  стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о  глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь                                Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать,  сверкать,  гореть, медлить)

Желают, сверкают, горят,  медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель:  Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

- Что такое глагол?

- Какова роль глаголов в тексте, предложении?

- Что такое неопределённая работа?

- Как изменяются глаголы?

- Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах  проходит  обсуждение  ранее  написанного  индивидуально,  

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в  группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют  задание  №1 (на  больших  листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Я

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители  каждой  команды  выходят  к  доске  и  рассказывают  о  том,  что  у  них  получилось,  делают  выводы  о  том, как  спрягаются  глаголы.

- Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

- Назовите личные окончания глаголов первого столбика.( на слайде №5)

- у (ю)

- ешь (ёшь)

- ет (ёт)

- ем (ём)

- ете ( ёте)

- ут (ют)

-  Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

- Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

                                          - у (ю)

- ишь

- ит

- им

- ите

- ат (ят)                                                      

                                         - Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

- Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

 Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть -  если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети  представляют  классу  результаты  своей  работы,  делают  вывод,  что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод  на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ.  Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное  задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

-Что  нового  мы  сегодня  узнали  о  глаголах?

На  маленьких  листочках  каждый  из  вас  напишет по  1  глаголу  в нужной форме и прикрепит  на  наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения  - И.  На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з   - стр.80, №438, правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе В Учитель Попкова Т.В. I и II спряжение глаголов

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Слайд 3

Что такое глагол? Какова роль глаголов в тексте, предложении? Что такое неопределённая форма глагола? Как изменяются глаголы? Что такое спряжение ?

Слайд 4

Ед.ч . 1 л. - у(ю) 2л. - е шь ( ё шь ) 3л. - е т ( ё т ) Мн.ч . 1л. - е м ( ё м ) 2л. - е те ( ё те ) 3л. - у т ( ю т)

Слайд 5

Ед.ч . 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч . 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т ( я т )

Слайд 6

В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму .

Слайд 7

I спряжение Ед.ч . 1 л. - у(ю ) 2л. - е шь ( ё шь ) 3л. - е т ( ё т ) Мн.ч . 1л . - е м ( ё м ) 2л . - е те ( ё те ) 3л . - у т ( ю т) II спряжение - у(ю ) - и шь - и т - и м - и те - а т ( я т )

Слайд 8

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...