Устаревшие слова - разработка урока+презентация.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Дергачёва Ольга Михайловна

Русский язык 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon устаревшие слова59.5 КБ
Office presentation icon устаревшие слова1.04 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  «Устаревшие слова».

ЦЕЛИ: способствовать развитию представлений о причинах    устаревания слов в русском языке;

        дать общее понятие об историзмах и архаизмах;

учить пользоваться толковым словарем для определения значений               устаревших слов;        

        

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, музейные экспонаты (рубель, ухват, чугун, рушники, лапти, ступа, коромысло).

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

1.Организация класса.

СЛАЙД 1

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку, я, вот так держу

Сяду прямо  не согнусь

За работу я возьмусь.

Запишите число. Классная работа.

Входит глашатай

        ЦАРСКИЙ УКАЗ        

В славном царстве тридевятом,

В государстве тридесятом

За Кудыкиной горой

Живёт царь Горох Второй

Надоело царю батюшке на завалинке сидеть,

Да под гусли яровчатые песенки петь.

Отправил он матушку царицу по амбарам поскрести, по сусекам помести

Пироги, пышки, булки, ватрушки испечь.

Пригласить всех да на пир честной, под широкой сосной

Пир не простой:задания выполнять, хитрость и смекалку проявлять!        

--Какие слова из указа царя Гороха вам не знакомы?

(слайд2 ) 

- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).

- Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке?

       (Дети: древние слова , старые слова, устаревшие слова)

слайд 3    Тема урока-Устаревшие слова.  Цель и задачи

Мы идём в гости к царю Гороху? Тогда отправляемся в путь, но прежде нужно взять с собой “Багаж знаний”.

-        В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

                                                         (?)

        - Да потому, что  меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например,(ступа, керосиновая лампа, лапти) вместе с ним уходит и слово.

Слайд 4, 5, 6,7 .

        б) Запись  в справочную тетрадь.

                                       Устаревшие слова.

Историзмы                                        Архаизмы

( ушли из жизни предметы,                        ( слова устарели, а предметы

которые этими словами                                          остались)

          назывались)

        кольчуга                                                     перст    

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще?

(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).

Наше путешествие сказочное.

слайд 8-перед вами карта нашего путешествия

Слайд 9              1 остановка-Несмеянкина полянка 

встречает нас  Царевна Несмеяна:

Я ревела то и дело.

Женихов я не хотела,

А теперь хочу, но вот

Никто замуж не берет.

Один письмо вот мне прислал,

Загадку мне здесь загадал.

Авторучку нужно взять

Слова парами записать

Слайд 10

.очи                                               губы

уста                                                глаза

перст                                        лоб      

  брадобрей                            палец

 чело                                          парикмахер

 Изгородь                               неряха

изба                                         забор

Рать                                       Войска          

 замарашка                               дом

слайд 11 –проверка

слайд 12        2 остановка-лес друзей  

Вот кто-то идет, познакомиться надо.

Я веселый Колобок

У меня румяный бок.

Вот лиса меня схватила,

Но до обеда отпустила.

Велела что-то тут исправить

Тогда и есть меня не станет.

Слайд 13

Задание-списать, выделить устаревшие слова

Слайд 14- проверка

      Слайд 15                             Физминутка.

    Пощелкайте перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Слайд 16  3 остановка-Золушкин сад

Золушкой зовут меня,

Тружусь с утра до ночи:

Подметаю, убираю,

Шью, зерно перебираю.

А здесь Мачеха сказала,

Что она слова смешала.

Нужно в тексте их расставить.

Прочитать и  объяснить.

Слайд 17

Задание.

Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла,по ……  помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко.  Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба,сусек, амбар, завалинка.

Слайд 18-проверка

Слайд 19-4 остановка- терем царя Гороха

Задания царя Гороха:

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени (выставка словарей).

СЛАЙД 20   Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам  правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наше богатство, наше наследие которое надо беречь.

Слайд 21, 22, 23, 24,25, 26

Задание 1.

Чтобы справиться со следующим заданием вам понадобится ваш толковый словарик в учебнике. Прочитайте отрывки из сказок , найдите устаревшие слова.

1.Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

2. …И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощёлкивать перстами…

3.«На шестнадцатом году

 Повстречаешь ты беду

            В этом возрасте своем

            Руку ты веретеном

            Оцарапаешь, мой свет,

  И умрешь во цвете лет»   (В. Жуковский «Спящая царевна»)

  4.        «Еду ловлю, их вода прибывает

            Вижу один островок небольшой –

            Зайцы на нем собрались гурьбой.

           С каждой минутой вода подбиралась

            К бедным зверькам, уж под ними осталось

            Меньше аршина земли в ширину». (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

    5.    "Говорит Дадон, зевая –

             А?...Кто там?... Беда  какая?

             Воевода говорит:

           «Петушок опять кричит»". (А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)

   6.   «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»

(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)            

Слайд 27-проверка

Узнайте в толковом словарике, что они означают?

Перепишите толкование этих слов в тетрадь.

     

СЛАЙД 28           Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?

  - Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?

   - Где мы можем применить наши знания?

       - В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)

Вручает медали «УМНИК»

Домашнее задание

- Из книги для чтения выписать предложения с устаревшими словами, по желанию можно  описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

-             Закончить урок хочу такими строками:

Слайд 29

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!

                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА Дергачёва О.М. МКОУ «Боголюбовская СОШ» Омская обл. Любинский р-он.

Слайд 2

ПРАВИЛА ПИСЬМА Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку, я, вот так держу Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь.

Слайд 3

ЦАРСКИЙ УКАЗ В славном царстве тридевятом, В государстве тридесятом За Кудыкиной горой Живёт царь Горох Второй Надоело царю батюшке на завалинке сидеть, Да под гусли яровчатые песенки петь. Отправил он матушку царицу по амбарам поскрести, по сусекам помести Пироги, пышки, булки, ватрушки испечь. Пригласить всех да на пир честной, под широкой сосной Пир не простой:задания выполнять, хитрость и смекалку проявлять

Слайд 4

Устаревшие слова Цель нашего урока – познакомиться с некоторыми устаревшими словами. Чтобы добиться этой цели мы поставим перед собой задачи: ( научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение, подбирать к ним синонимы и грамотно, умело пользоваться словарями).

Слайд 5

Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы .

Слайд 6

Архаизмы - это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами ( выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить).

Слайд 7

Историзмы - это слова, которые обозначают прежние, не существующие сейчас понятия (латы, кокошник, повойник, кольчуга, боярин).

Слайд 8

Карта путешествия

Слайд 9

Несмеянкина полянка Я ревела то и дело. Женихов я не хотела, А теперь хочу, но вот Никто замуж не берет. Один письмо вот мне прислал, Загадку мне здесь загадал. Авторучку нужно взять И парами слова написать

Слайд 10

Запиши слова парами .очи губы уста глаза перст лоб брадобрей палец чело парикмахер Изгородь забор рать неряха изба Войска Замарашка дом

Слайд 11

Проверь .очи губы уста глаза брадобрей палец перст лоб чело парикмахер Изгородь забор РАТЬ неряха ИЗБА ВОЙСКА Замарашка дом

Слайд 12

ЛЕС ДРУЗЕЙ Я веселый Колобок У меня румяный бок. Вот лиса меня схватила, Но до обеда отпустила. Велела что-то тут исправить Тогда и есть меня не станет.

Слайд 13

Спишите,выделите устаревшие слова Всякий Еремей дело разумей. Где сшито кое-как, там жди прорехи. Пословица не даром молвится. Стоит стар старичок среди рати одинок — В сером сюртучке, в белом колпачке. У избы он побывал – все окно разрисовал; У реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз.)

Слайд 14

ПРОВЕРЬ РАЗУМЕЙ ПРОРЕХИ МОЛВИТ РАТЬ СЮРТУК МОСТИЛ

Слайд 15

ФИЗМИНУТКА Пощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз .

Слайд 16

Золушкой зовут меня, Тружусь с утра до ночи: Подметаю, убираю, Шью, зерно перебираю. А здесь Мачеха сказала, Что она слова смешала. Нужно в тексте их расставить. Прочитать и объяснить . ЗОЛУШКИН САД

Слайд 17

Вставьте пропущенные слова Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла,по ……помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал… Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

Слайд 18

Крестьянская изба Сусек-ларь, большой деревянный ящик, в котором хранили муку, зерно Амбар сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из брёвен. Деревянный пол с двойным настилом устраивают на столбиках из брёвен для доступа воздуха снизу.

Слайд 19

;

Слайд 20

СТРАНА СЛОВАРЕЙ Энциклопедические Лингвистические общие отраслевые общие отдельных лексических групп Большая советская энциклопедия Литературная энциклопедия Словарь современного русского литературного языка Словарь синонимов; Словарь омонимов; Словарь антонимов Советский энциклопедический словарь Словарь юного филолога Словарь русских народных говоров Фразеологический словарь Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона Театральная энциклопедия Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Этимологический словарь русского языка

Слайд 21

1.Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.

Слайд 22

2. …И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И пощёлкивать перстами…

Слайд 23

3.«На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет» ( В. Жуковский «Спящая царевна»)

Слайд 24

4.«Еду ловлю, их вода прибывает Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам, уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину». ( Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

Слайд 25

5.. "Говорит Дадон, зевая – А?...Кто там?... Беда какая? Воевода говорит: «Петушок опять кричит»". ( А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)

Слайд 26

6. «Нарядился кот в кафтан , красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки , золотые струнушки.» (Русская народная сказка «Кот и Лиса»)

Слайд 27

проверка Вершок, перст, веретено, аршин, воевода, кафтан, гусельки.

Слайд 28

- . Чему мы научились на этом уроке? - Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы? - Где мы можем применить наши знания? - В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)

Слайд 29

Русский язык — самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята! Все эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Методическая разработка урока+ презентация "Умножение на однозначное число", 3 класс

В методической разработке представлен подробный конспект урока математики "Умножение на однозначное число", 3класс, УМК "Начальная школа XXIвека". Урок-путешествие по подводному миру. ...

К. Паустовский Корзина с еловыми шишками Разработка урока + презентация

Открытый урок по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками". К. Паустовский встречался со многими знаменитыми людьми: поэта­ми, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник б...

Разработка урока-презентации с использованием музыкально-игровой технологии по теме: «Звук и буква В,в ».1 класс.

Цель урока:1) познакомить учащихся со звуком и буквой В  посредством использования музыкально–игровой технологии. 2) учиться читать слоги и словаЗадачи:Образовательные:1) учить запоминать графиче...

Разработка урока-презентации «Слова, обозначающие предметы».3 класс.

Цели урока: 1) Учебная : учить различать  слова, отвечающие на вопрос кто? что?, употреблять их в устной и письменной речи.2) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие  произвольного мы...